Рабочая программа по учебному курсу МХК 10-11 класс ФК ГОС (базовый уровень)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 147
г. Екатеринбург
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ФК ГОС
Название учебного курса: Мировая художественная культура
Класс (параллель): 10-11 класс
Составитель: Шарипова Екатерина Эдуардовна, учитель МАОУ СОШ№147
Пояснительная записка
Общие цели образования с учетом специфики предмета
Программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, стандарта среднего общего образования ФК ГОС.
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
-развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
-воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
-освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
-овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
-использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательной организации, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части.
В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса».
В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ - ХХ веков». Через оба курса сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.). Этот раздел реализуется за счёт национально - регионального компонента или компонента образовательной организации.
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, используются как традиционные урочные, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Описание места учебного предметов в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации отводит 68 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего общего образования на базовом уровне. В том числе в Х и ХI классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 10 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего общего образования в ряде профилей, в том числе в социально - гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего общего образования являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Содержание учебного предмета
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА.
Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА.
Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта; пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо - модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ.
София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф. Грек, А. Рублев). Ансамбль Московского кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.
Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре доследующих эпох.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РЕНЕССАНСА.
Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Яна ван Эйка, мастерские гравюры А. Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Франческо Бартоломео Растрелли); живопись (Питер Пауэл Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (Иоганн Себастьян Бах).
Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Жак Луи Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен).
Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. Шуберт, Р. Вагнер). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф. Гойя, Э. Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма (Г. Курбе, О. Домье, художники- передвижники - И.Е. Репин, В.И. Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И. Чайковский).
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX-XX ВВ.
Основные направления живописи конца XIX в.: импрессионизм (Клод Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген). Модерн в архитектуре (В. Орта, А. Гауди, В.И. Шехтель). Символ и миф в живописи (М.А. Врубель) и музыке (А.Н. Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали). Архитектура XX в. (В.Е. Татлин, Шарль Эдуар Ле Корбюзье, Франк Ллойд Райт, О. Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко), эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.:кинематограф (С.М. Эйзенштейн, Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл (Эндрю Ллойд Уэббер). Рок- музыка ("Биттлз", "Пинк Флойд"); электронная музыка (Жан Мишель Жарр). Массовое искусство.
Культурные традиции родного края.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен
знать:
-основные виды и жанры искусства;
-изученные направления и стили мировой художественной культуры;
-шедевры мировой художественной культуры;
-особенности языка различных видов искусства.
уметь:
-узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
-устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
-пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
-выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выбора путей своего культурного развития;
-организации личного и коллективного досуга;
-выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
-самостоятельного художественного творчества;
-понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№ Тема урока (темы разделов) Содержание образования Виды учебной деятельности
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (2 часа )1. Введение. Что такое мировая художественная культура. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Миф и современность.
Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником.
2. Первобытное искусство.
Древние цивилизации. Первые художники Земли. Первобытная магия. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа.
Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Анализ проблемных ситуаций, слушание объяснений учителя.
Работа в группах, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с таблицами и схемами.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (10 часов)
3. Особенности художественной культуры Месопотамии.
Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Самостоятельная работа с учебником,
просмотр учебного фильма.
4. Древний Египет: культура, олицетворяющая вечность. Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта; пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Просмотр учебных фильмов, наблюдение за демонстрациями учителя
5. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта; пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Слушание объяснений учителя, анализ произведений искусства
6. Искусство доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан). Проектирование - сочетающее индивидуальную самостоятельную работу.
7. Художественная культура Древней Индии. Индия - «страна чудес» Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо - модель Вселенной Древней Индии.
Слушание объяснений учителя, анализ произведений искусства
8. Художественная культура Античности. Эгейское искусство. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Просмотр учебного фильма, наблюдение за демонстрациями учителя
9. Художественная культура Античности. Архитектурный облик Древней Греции. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником
10. Художественная культура Древнего Рима. Архитектурные достижения римлян. Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон. Работа в группах, анализ проблемных ситуаций
11. Театральное и музыкальное искусство Античности. Театрализованное действо. Слушание и анализ выступлений своих товарищей
12. Контрольный урок по разделу «Художественная культура Древнего мира». Художественные образы Древнего мира, античности культуре последующих эпох. Индивидуальная самостоятельная работа.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 часа)
3.1. «Средние века» (10 часов)
13. Мир византийской культуры. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Анализ произведений искусства, наблюдение за демонстрациями учителя
14. Архитектурный облик Древний Руси.
Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа).
Космическая, топографическая, временная символика храма.
Наблюдение за демонстрациями учителя.
15. Архитектура Московского княжества. Древнерусский крестово-купольный храм. Ансамбль Московского кремля. Просмотр учебных фильмов, анализ произведений искусства.
16. Деревянное зодчество Руси. Древнерусский крестово-купольный храм. Самостоятельная работа с информацией, анализ произведений искусства
17. Изобразительное искусство
и музыка Древней Руси. Икона и иконостас (Ф. Грек, А. Рублев). Просмотр учебных фильмов, анализ произведений искусства.
18. Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский стиль. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Слушание объяснений учителя, наблюдение за демонстрациями учителя
19. Архитектура западноевропейского Средневековья. Готический стиль. Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы. Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами
20. Изобразительное искусство Средних веков. Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре доследующих эпох. Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации
21. Театральное искусство и музыка Средних веков. Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами
22. Контроль по разделу «Средние века» Контрольный тест
«Культура Востока» (4 часа)
23. Художественная культура Древнего и средневекового Китая. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Анализ произведений искусства, исследование исторических фактов.
24. Искусство Страны восходящего солнца (Япония). Философия и мифология в садовом искусстве Японии. Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации
25. Художественная культура ислама. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд).
Просмотр учебного фильма, анализ произведений искусства
26. Контрольный урок по теме «Художественная культура Средних веков» Творческая работа. Выполнение заданий
на классификацию понятий.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РЕНЕССАНСА (9 часов)
27. Флоренция – «колыбель» итальянского Возрождения. Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Слушание объяснений учителя, отбор и сравнение материала из нескольких источников
28. «Золотой век» Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль) Анализ проблемных ситуаций, самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами.
29. «Золотой век» Возрождения.
Бунтующий гений Микеланджело. Титаны Возрождения (Микеланджело) Просмотр учебного фильма, отбор и сравнение материала из нескольких источников.
30. Возрождение в Венеции. Титаны Возрождения (Тициан) Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами.
31. Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Северное Возрождение: Гентский алтарь Яна ван Эйка, мастерские гравюры А. Дюрера, комплекс Фонтенбло. Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации
32. Музыка эпохи «Ренессанса». Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Прослушивание музыкальных произведений искусства. Обсуждение и анализ произведений.
33. Театр эпохи «Ренессанса». Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов
34. Контрольный урок по теме «Художественная культура Ренессанса» Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре последующих эпох. Презентация проектных работ с использованием компьютерных средств обучения.
Итого: 34 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№ Тема урока (темы разделов) Содержание образования Виды учебной деятельности
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ (18 часов)
1. Стилевое многообразие искусства.
Стили и направления в искусстве Нового времени. Слушание объяснений учителя, просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов
2. Стили и направления в искусстве Нового времени. Искусство маньеризма. Стили и направления в искусстве Нового времени. Исследование и анализ произведений искусства.
3. Архитектурные ансамбли Рима.
Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини). Анализ произведений искусства
4. Архитектурные ансамбли Петербурга и его окрестностей. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Петербург и его окрестностей (Франческо Бартоломео Растрелли).
Слушание и анализ выступлений своих товарищей
5. Изобразительное искусство барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Живопись (Питер Пауэл Рубенс). Наблюдение за демонстрациями учителя, анализ произведений искусства
6. Театральное искусство 17-18 веков. Музыкальная культура барокко. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (Иоганн Себастьян Бах). Анализ произведений искусства.
7. Реалистическая живопись Голландии. Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов
8. Классицизм в архитектуре Западной Европы. Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). Наблюдение за демонстрациями учителя, представление публичного выступления в виде презентации
9. Шедевры классицизма в архитектуре России. Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Петербурга). Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы)
10. Изобразительное искусство классицизма и рококо. Скульптура. От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Жак Луи Давид). Слушание объяснений учителя, представление публичного выступления в виде презентации.
11. Изобразительное искусство классицизма и рококо. Живопись. От классицизма к академизму в живописи (К.П. Брюллов, А.А. Иванов). Слушание и анализ выступлений.
12. Композиторы Венской классической школы. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг Ван Бетховен). Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации.
13. Изобразительное искусство романтизма. Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф. Гойя, Э. Делакруа, О. Кипренский). Самостоятельная работа с учебником, анализ произведений искусства.
14. Пути развития западноевропейского театра. Русский драматический театр. Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. Шуберт, Р. Вагнер). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Анализ произведений искусства, просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов.
15. Реализм - художественный стиль эпохи. Развитие русской музыки. Социальная тематика в живописи реализма. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И. Чайковский). Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами.
16. Изобразительное искусство реализма. Социальная тематика в живописи реализма (Г.Курбе, О. Домье, художники- передвижники - И.Е. Репин, В.И. Суриков). Наблюдение за демонстрациями учителя
17. Изобразительное искусство реализма. Русские художники. Социальная тематика в живописи реализма (художники-передвижники - И.Е. Репин, В.И. Суриков). Презентация с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы, проектных работ.
18. Контрольный урок по теме «Художественная культура Нового времени». Художественная культура Нового времени. Контрольное тестирование.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX-XX ВВ. (17 часов)
19. Живопись импрессионизма. «Салон отверженных» Основные направления живописи конца XIX в.: импрессионизм (Клод Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген). Наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов
20. Живопись импрессионизма и постимпрессионизма Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм (К.Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген). Слушание и анализ выступлений своих товарищей, представление публичного выступления в виде презентации
21. Искусство символизма. Символ и миф в живописи и музыке (А.Н. Скрябин). Письменная творческая работа, объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений
22. Искусство символизма. Мастера живописи символизма. Символ и миф в живописи (М.А. Врубель). Анализ произведений искусства
23. Искусство модернизма. Основные направления развития живописи. Художественные течения модернизма в живописи XX века: кубизм (П. Пикассо), сюрреализм (С. Дали). Слушание объяснений учителя
24. Мастера русского авангарда. Художественные течения модернизма в живописи XX в.: абстрактивизм (В. Кандинский) Анализ произведений искусства
25. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Модерн в архитектуре (В. Орта, А. Гауди, В.И. Шехтель). Слушание объяснений учителя, анализ произведений искусства
26. Модерн в архитектуре родного края. Архитектура стиля модерн родного края. Самостоятельная работа с учебником, Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений
27. Архитектура: от модерна до конструктивизма. Архитектура XX в. (В.Е. Татлин, Шарль Эдуар Ле Корбюзье, Франк Ллойд Райт, О. Нимейер). Анализ произведений искусства.
28. Русский театр XX века. Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко), эпический театр Б. Брехта. Слушание объяснений учителя, анализ произведений искусства
29. Зарубежный театр XX века. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (А.Г.Шнитке). Просмотр учебного фильма, наблюдение за демонстрациями учителя
30. Русская музыка XX в. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Наблюдение за демонстрациями учителя, объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений
31. Зарубежная музыка XX в. Рок-музыка ("Биттлз", "Пинк Флойд"); электронная музыка (Жан Мишель Жарр). Массовое искусство. Слушание объяснений учителя, объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений
32. Становление и расцвет мирового кинематографа. Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.:кинематограф (С.М. Эйзенштейн, Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл (Эндрю Ллойд Уэббер). Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами
33. Шедевры отечественного кино. Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.:отечественный кинематограф. Презентация проектных работ с использованием компьютерных средств обучения.
34. Контрольный урок по теме «Художественная культура конца XIX - XX вв.» Тестовая работа
Итого: 34 часа
Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение
Основная литература:
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Учебник 11к. (базовый ур.), 2012.
Емохонова Л.Г.- Мировая художественная культура11кл. (базовый ур.): М. Издательский центр «Академия», 2012.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России: учеб. для уч-ся 10 кл. / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России: учеб. для уч-ся 11 кл. / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
2.Дополнительная литература:
1.Анна Хорошенкова: МХК. Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная литература. 10 класс", Корифей, 2011
2.Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа, 2011.
3.Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 2012.
4.Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2013
5.Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 2011.
Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа, 2012.
6.Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.
7.Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 2012.
8.Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2013.
9.Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 2010.
10.Киселёва Н.В. Информационные технологии на уроках МХК .- Волгоград : Учитель, 2011.
Интернет-ресурсы
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10001575 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по искусству
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. На портале размещены образовательные ресурсы по предметам. Имеется система поиска и фильтров.
http://art.1september.ru/ - электронная версия газеты "Искусство" приложение к "1 сентября"
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
Компьютер; экран; мультимедийная установка. Аудиозаписи и фонохрестоматии, фрагменты музыкальных произведений.
Критерии оценивания результатов
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Критерии оценивания устного ответа
Оценка «5» ставится, когда учащийся:
а) полностью овладел материалом урока, ясно представляет общую картину услышанного и увиденного, твердо знает изученные правила и условности изображения и обозначения;
б) дает чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание и осознание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе МХК терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при произнесении названий, имён, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, когда ученик:
а) овладел программным материалом, но плохо ориентируется в нём и имеет небольшие затруднения при ответах, которые исправляются при замечаниях учителя. При ответах логическая последовательность не всегда выстроена правильно;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправление которых осуществляет с некоторой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, когда ученик:
а) основной программный материал знает не твердо, но большинство изученных моментов, элементов, изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает не полный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопроса;
в) неуверенно излагает материал, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, когда ученик:
а) демонстрирует незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не исправляет с помощью учителя.
Критерии оценки письменных ответов в тестовом формате:
90 -100% от максимальной суммы баллов - оценка «5»
70 - 89% - оценка «4»
50 - 69% - оценка «3»
менее 50% - оценка «2».
Критерии оценивания ученического проекта
Разложить критерии по трём составляющим качества образования, а также три уровня сформированности компетентности:
2 – выше среднего
1 – средний
0 – ниже среднего.
Матрица оценивания проектов
Показатели проявления компетентности
Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6)
1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта
2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения
3.Знание источников информации
Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –14)
4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность
5.Умение формулировать цель, задачи
6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы
7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами
8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью
9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках
10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью
Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8)
11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы
12.Выражение собственной позиции, обоснование ее
13.Умение оценивать достоверность полученной информации
14.Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство
Максимально возможное количество баллов: 28
Оценка “удовлетворительно”: от 12 до 17 баллов (42%)
Оценка “хорошо”: от 18 до 24 баллов (65%)
Оценка “отлично”: от 25 до 28 баллов (90%)
В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:
какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;
на каком уровне он его усвоил;
каковы его умения и навыки;
какова оценка его творческой деятельности;
в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу.
ТЕМЫ для рефератов и проектов
Древний Египет: культура, олицетворяющая вечность.
Устойчивость древних традиций в художественной культуре Китая.
Художественная культура Древнего и средневекового Китая. (напр. по выбору)
Философские учения Китая.
Нетрадиционные виды искусства Японии (единоборства, икебана, чаепитие)
Художественные традиции мусульманского Востока.
Ислам.
Художественная культура Древней и средневековой Индии. Зарождение буддизма.
Отношение к античному искусству в России.
Тексты Ветхого Завета, их разновидности
Новый Завет, Евангелия.
Притчи Иисуса. Нагорная проповедь.
Евангельские образы в западноевропейском искусстве.
Средневековье: Рождение новой картины мира. Два типа христианской культуры.
Мастера Высокого Возрождения. ( по выбору)
«Переходный век». Стиль барокко. (напр. по выбору)
Классицизм как общеевропейский стиль. (напр. по выбору)
Иконопись. (напр. по выбору)
Православный храм и синтез храмовых искусств
Памятники архитектуры: София Киевская.
Летописание. Нестор-летописец и его «Повесть временных лет»
Наследие Андрея Рублева.
Облик московского Кремля; сочетание русских и итальянских традиций.
Шатровое зодчество. Храм Вознесения в Коломенском. Собор Василия Блаженного.
Церковная реформа и ее культурные последствия.
Икона и парсуна: на пути к светской живописи.
Особенности интонирования богослужебного пения. Мелодизм храмового пения.
Темы для рефератов и проектов.
Расцвет русского классического романса.
«Русские сезоны» в Париже.
Псевдорусский стиль зодчества.
Художественная культура «серебряного века» (по выбору)
Своеобразие культуры стран Латинской Америки. (по выбору)
Символ новой России - Храм Христа Спасителя.
Оперное наследие М.И. Глинки.
Русский ампир.
Гуманистические идеалы П.И. Чайковского
Просветительский характер живописи передвижников. (по выбору)
Символизм в живописи. М.А. Врубель.
Творческое объединение «Бубновый валет»
Творчество А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама (по выбору)
Образный мир Н.К. Рериха
Авторская песня поэтов-шестидесятников (Б. Окуджава, В.Высоцкий) (по выбору)
Музыкальная классика XX века: Творчество С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, С.В.Свиридова (по выбору)
Нравственные идеи А.Д. Сахарова
Новая волна эмиграции (А.И.Солженицын, И.А.Бродский, М.Л.Ростропович) (по выбору)
Киноискусство: творчество А.А. Тарковского, Т.Е. Абдулаева, Э.А.Рязанова, М.А.ЗахароваМузыка «черной Америки»: блюз, спиричуэл, рег-тайм, буги-вуги, диксиленд (по выбору)
Джаз
Модернизм. (модерн, авангардизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, конструктивизм, сюрреализм, дадаизм, поп-арт и др.) (по выбору)
Мир кино. (Голливуд, комедии, приключенческое кино, мелодрамы, мюзикл, фантастическое кино, вестерн, исторические фильмы, криминальные фильмы, детективы, боевики, триллеры, мультипликация.) (по выбору)