ОТРАБОТКА НАВЫКОВ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ УБЕЖДЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
белёвский филиал Государственного профессионального образовательного учреждения
тульский областной медицинский колледж
Методическая разработка воспитательного мероприятия по оптимизации межличностных отношений в группе
«Отработка навыков уверенного поведения в ситуациях необходимости убеждения других людей»
Давыдова Марина Михайловна,
преподаватель
Белев, 2017 г.
Пояснительная записка
Убеждение — элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия.
Убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, убеждение требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов. Метод убеждения считается основным в научной полемике и в процессах воспитания.
Каждый имеет свое мнение о чем-либо или ком-либо. Умение отстоять свою точку зрения придает человеку уверенность в себе, не позволяет манипулировать собой другим.
Как научить студентов искусству убеждать собеседника в своей правоте и при этом не терять отношения, не делать друзей врагами?
Необходимо объяснить обучающемуся, что, доказывая правильность своей точки зрения, нужно обладать как можно большей информацией по вопросу, вызвавшему полемику. Чем глубже он будет знать предмет обсуждения, тем больше достоверных конструктивных фактов, доводов, аргументов приведет.
Естественно, обсуждая, нужно уважать не только себя, но и того (тех), с кем дискутирует. Необходимо вести себя вежливо. Грамотно, четко, понятно выражать мысли. Немногословно, но убедительно, не теряя контроля над ситуацией. Нужно стараться не раздражать собеседника излишней жестикуляцией, резким тоном, избегать обвинений, повышения голоса.
Студент должен уяснить, что дискуссия не должна переходить в конфронтацию, вызвать отчуждение, разрыв отношений. Лучше выбрать вариант равноправного дружеского обсуждения, а не ожесточенного спора. Ведь именно в этом случае предмет несогласия может предстать совсем в ином свете, могут выявиться новые сведения, факты, о существовании которых он ранее и не подозревал.
Научить студента не обижаться, если с ним не соглашаются. Если он все-таки считает себя правым, но другие этого не признают, значит, он недостаточно убедителен и не может доказать свою правоту.
Все имеют право на ошибку. Каждый может заблуждаться, не имея в достатке фактов, информации. Нужно иметь силы признать это и поблагодарить, что ему помогли увидеть все в правильном свете.
Объяснить обучающемуся, что иногда другой человек в пылу дебатов может просто не услышать его слова или не понять его позицию, и поэтому возникают расхождения. Пусть попросит собеседника коротко сформулировать, с чем конкретно он не согласен. Тогда оппоненту придется пересказать его точку зрения и прокомментировать ее.
Самый лучший совет – вообще не доводить дело до споров. Достаточно конструктивно, аргументировано обговорить возникшую проблему и достигнуть взаимопонимания. Не исключено, что в дружеском диспуте студенты придут к новой точке зрения, не совпадающей с той, которой они начинали разговор.
Иногда самый верный выход – не спорить, даже если именно он прав на все сто процентов и знает об этом. Всегда ли нужно выяснять истину? Бывают случаи, когда совершенно не важно, кто прав, так как это не принципиально или не значительно для него. Пусть студент подумает: может быть, важнее сохранить теплые, дружеские отношения, чем ссориться по сомнительным поводам.
Конспект воспитательного мероприятия
Цель воспитательного мероприятия: отработка навыков уверенного поведения в ситуациях необходимости убеждения других людей.
Мероприятие проводилось в группе 1 курса «Сестринское дело» (15-16 лет), присутствовало 15 человек.
В связи со спецификой группы (треть обучающихся не являются русскими, в связи с чем оказались не знакомы с данной сказкой), необходимо было познакомить студентов со сказкой «Волк и семеро козлят».
Задачи упражнения: тренировка умения убеждать, наблюдательности.
В основе упражнения – сюжет одноимённой сказки. Семеро добровольцев играют роли «козлят», которые «сидят в домике» (домик можно обозначить, например, с помощью нескольких стульев). Они должны не пускать к себе «серых волков», но пустить «маму-козу», «тетю», «дедушку» и других «родственников». Среди прочих участников роли распределяются таким образом, чтобы примерно половина оказались «волками», а половина – «родственниками козлят». Сами «козлята» не должны знать, кто в действительности «волк», а кто – представитель «козьей родни». Игра проходит следующим образом. К «домику козлят» поочерёдно подходят другие участники и просят пустить их в «домик», стараясь убедить, что они не «серые волки». На это каждому участнику отводится минута. «Козлята» совещаются решают, пустить данного участника или нет. Игра завершается, когда все, кто был за пределами «домика», уже попробовали свои силы, и каждый сообщает, кто он на самом деле. Теперь можно подсчитать, сколько раз «козлята» были бы съедены, по ошибке впустив в дом волка, а скольких «родственников» они сами оставили на съедение волкам.
Смысл упражнения
Тренируется уверенное поведение в ситуациях необходимости убеждать других людей, а также наблюдательность. Хороший материал для обсуждения признаков, на основе которых мы делаем выводы, кому можно доверять, а кому нет.
Вопросы для обсуждения
Чем руководствовались «козлята», когда решали, кому можно верить, а кому нет?
Что было важнее всего для тех, кто пытался убедить «козлят»?
На основании чего мы судим об искренности или неискренности людей в реальных жизненных ситуациях?
Анализ воспитательного мероприятия
Цель воспитательного мероприятия достигнута. Все участники справились со своей задачей и смогли донести друг до друга свою аргументированную позицию
Положительные моменты мероприятия:
Хорошее настроение
Понимание необходимости бесконфликтного взаимодействия
После мероприятия студенты стали больше общаться между собой
Смягчение деления на группы по национальному признаку.
Недостатки: один из студентов, не найдя нужной аргументации попытался проникнуть в «домик» при помощи силы.
Студенты остались очень довольны проведенным мероприятием, попросили по возможности чаще проводить подобные мероприятия.
Вывод, рекомендации:
Каждое мнение на чем-то основано. И задача понять – на чем? Тогда проще будет либо переубедить своего визави, либо самому признать правоту собеседника и принять его точку зрения. Поэтому важно научить студента уметь выслушивать аргументы собеседника, уяснять ход рассуждений другого человека. Почему он так думает? Ему будет ясно, с какого пункта обсуждения начинаются разногласия. Далее посоветовать спокойно высказаться по поводу тех позиций, с которыми он не согласен, обязательно отметив моменты, по которым нет расхождений. Противоположные взгляды помогут разносторонне подойти к пониманию предмета спора и найти истину.
Рекомендовано для внеклассных мероприятий для старших классов школы и первых курсов колледжей.
Список используемой литературы
Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе / уч.-метод. пособие. — СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006. – 52 с.
https://prouchebu.com/otstaivat_tochku/
Приложение
Волк и семеро козлят
Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:
- Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.
Однажды волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
- Вы, детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны копытцы водицы!
Козлята ему отвечают:
- Слышим, слышим - да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тоненьким голосом и не так причитает.
Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тоненьким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.
Вот приходит коза и стучится:
- Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.
Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:
- Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь не отворяйте, никого не впускайте.
Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:
- Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.
Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.
Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать:
- Ох вы, детушки мои, козлятушки!
На что отпиралися-отворялися,
Злому волку доставалися?
Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:
- Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, погуляем.
Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:
- Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?
Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.
Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.