Конспект урока по русскому языку Слог. Слоговая структура слова. (1 класс)


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Технологии формирования культуры речи младших школьников
в свете требований ФГОС НОО»
на тему:
«Слоги. Слоговая структура слова».
Выполнила:
Копытцева Марина Николаевна,
учитель начальных классов.
ГБОУ СОШ № 6, г.о. Жигулёвск.
2015 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Слоги. Слоговая структура слова»
Копытцева Марина Николаевна.
ГБОУ СОШ № 6, г.о. Жигулёвск.
Учитель начальных классов.
Русский язык.
1 класс.
Тема: «Слоги. Слоговая структура слова»
«Русский язык», 1 класс. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Школа России», М.:Просвещение, 2011г.
Цель урока: умение определять количество слогов в слове; рассмотреть правила переноса слов.
Задачи: 
– обучающие:
учить ставить ударение в слове;
– развивающие :развивать умение делить слова на слоги;
– воспитательные:
воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
 знать отличия гласных и согласных звуков и букв русского алфавита;
- уметь делить слова на слоги;
- учить списывать, разделяя, где можно, слова для переноса;
- находить слова, которые переносить нельзя;
- применять усвоенный способ в разнообразных ситуациях (метапредметная);
- уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами Е, Ё, Ю, Я, И, Ь.
На минутке чистописания:
- умение сличать образец написания буквы и сочетания букв и свой вариант;
- умение контролировать написание букв в записи пословицы.
На словарной работе:
- умение определять слабые позиции звуков в словах, которые можно проверять только по словарю;
- знание написания словарных слов наизусть.
В рефлексивной части урока:
- знание основного закона русского языка;
- умение определять позиции звуков в словах.
Тип урока: урок закрепления и коррекции знаний, умений, навыков.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: оценочные листы, рабочая тетрадь, цветные карандаши, простой карандаш, словари, учебник, задания на карточках.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
Примечание
1 Организационный.
- психологический
настрой;
-самоопределение к деятельности - Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Вспоминаем, применяем
И ни минуты не теряем!
- Приветствие гостей урока.
- Как вы понимаете смысл высказывания
«Нужно не просто знать, а заставлять знания работать! » - Приветствуют
гостей.
- Рассаживаются
по местам.
- Проверяют готовность к уроку. 1 - Рисунки «Правила поведения на уроке».
-Высказывание:
«Нужно не просто знать, а заставлять знания работать! »
2 Постановка учебной задачи. Послушайте внимательно стихотворения и постарайтесь ответить на вопрос:
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
- Какие задачи мы должны решить на уроке?
- Мне слоги сосчитать велели
В огромном слове ТЕЛЕФОН,
И я считала еле-еле,
Пока не запиликал он.
Дзинь-дзинь-дзинь – сказал, смотри:
ТЕ-ЛЕ-ФОН, здесь слогов три!
МА-МА – два, ЗВО-НИ-ЛА – три,
Слоги лучше повтори.
- Я пишу на белой строчке,
Далеко ещё до точки.
Только ручка, вот беда,
Уткнулась в красные поля.
Слово ЮЛЯ перенос
Для меня большой вопрос!
Одну букву не оставлю,
Хоть она и целый слог.
Слово ДРУГ, хоть небольшое,
Разделить никак не мог.
Слушают стихотворение. 2 3 Актуализация имеющихся и необходимых знаний. -Молодцы!
- Сегодня мы продолжим развивать умения определять слоги в словах и познакомимся с правилами переноса слов.
- А для чего нам нужны все эти знания? Где мы их можем применить?
Ответы детей на вопрос «Для чего нужны знания?»
3 4 Первичная оценка ЗУН. - Каждый из вас получил оценочный лист.
- Ваша задача оценить свои знания и умения по теме, над которой мы сегодня будем работать.
- Поставьте, пожалуйста знаки(+, + -, - ) в колонке Прогностичекая оценка. Работа в оценочных листах. 2 5 Чистописание.
Рефлексия.
Фронтальная работа (устная). - Сегодня мы будем закреплять умение каллиграфически правильно прописывать букву, обозначающую звук «С».
- букву «С» заглавную и
букву «с» строчную.
- А что вы знаете о звуке, который обозначен буквой «С»?
- Верно. Звук «С» - согласный, глухой парный, твёрдый парный.
- Продолжите закономерность и запишите:
С с Сс Ссс ссс- Оцените себя на полях в тетради.
- Прочитайте пословицу.
Неграмотный – что слепой.
- Как вы понимаете её смысл?
- Верно. Знания и умения очень важны в повседневной жизни. А незнание приводит к возникновению множества проблем.
- Запишите пословицу.
- Оцените себя.
- Поменяйтесь тетрадями, а сосед по парте на полях поставит свою оценку вашей работе.
- Подчеркните орфограммы и поставьте ударение.
- Какие орфограммы подчеркнули?
- Что нужно знать, чтобы безошибочно записать слова?
- Правильно:
Основной закон русского языка (Буквами на письме мы обозначаем не звуки, а фонемы.)
Устная работа:
- анализ согласного звука «С».
- согласный, глухой парный, твёрдый парный.
Запись самостоятельно в тетрадь с доски.
Самооценка на полях в тетради (+ или -)Неграмотный – что слепой.
- безударные гласные в корне слова. 5 На доске:
С с Сс Ссс сссНеграмотный – что слепой.
Основной закон русского языка (Буквами на письме мы обозначаем не звуки, а фонемы.)
6 Словарная работа в виде картинного диктанта:
Самостоятельная запись словарных слов в тетрадь.
Групповая работа – проверка написания по словарю.
Фронтальный работа (устно) КОРЗИНА, ВОРОБЕЙ,
ВОРОНА, СОРОКА.
- Я буду диктовать вам слова, а ваша задача их записать в тетрадь. Первое слово с большой буквы, а остальные через запятую с маленькой буквы.
- Оцените свою работу на полях. (Самопроверка)
- А сейчас поработаем в группах. Ваша задача – проверить правильность написания слов. А помогут вам в этом ваши знания, умения работать дружно и словарь.
-Какие правила нужно помнить и соблюдать, работая в группе?
- Назовите сходства и различия в этих словах?
- Какое слово лишнее? Почему?
- Назовите количество слогов в словах?
- Количество букв, количество звуков, ударный слог?
Самостоятельная запись в тетради для словарной работы.
Самооценка на полях в тетради (+ или -)Проговаривание правил работы в коллективе.
9 На доске картинки с изображением:
Корзина
Воробей
Ворона
Сорока
На доске правила работы в группе:
В группе должен быть ответственный.
Если не понял, переспроси.
Своё несогласие выражай вежливо.
Один говорит, другие слушают.
Работать должен каждый на общий результат.
7 Первичное закрепление.
- устная работа в группах. - Каждой группе дано задание: ответить устно на вопросы.
- Задача группы:
Распределить обязанности.
Применить свои знания по теме.
* что называется СЛОГОМ?
* какие звуки служат для образования слогов?
* что нужно знать, чтобы разделить слова на слоги?
* что нужно знать, чтобы перенести слова на строчку?
*** По какому признаку разделены слова на два столбика?
*** Объясните правила, по которым разделили слова на слоги в каждой строчке?
В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Буквы Й, Ь, Ъ знаки при переносе не отделяются от буквы, за которой они стоят.
При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.
Буквы Й, Ь, Ъ знаки при переносе не отделяются от буквы, за которой они стоят.
Буквы Й, Ь, Ъ знаки при переносе не отделяются от буквы, за которой они стоят.)Работа в группах устно. 5 Вопросы на карточках.
НА ДОСКЕ ТАБЛИЧКИ СО СЛОВАМИ:
1 группа:
Я – МА
УЗ – НА – ЮА – ЗИ – Я
2 группа:
МА – ЛИ – НАБОЛЬ – ШОЙГРУП – ПАСЕ – МЬЯПОДЪ – ЕЗДПОД – БИТЬ
8 ФизминуткаРуки вверх - пришли учиться,
Руки вниз – а не лениться.
Сели, встали дружно вместе,
Покружились все на месте.
Пусть вопрос бывает труден -(руки на голову и наклоны головой)
Огорчаться мы не будем. (руки согнуть в локтях и круговые движения)
Сами мы ответ найдём! (ноги согнуть в коленях, поднимая ноги достаём локтями рук)
К цели мы своей придём!
Активным на уроке будь, (прыжки на месте)
И станет легче школьный путь! 2 9 Практическая работа.
Задания на закрепления.
Самостоятельная работа в парах.
Самостоятельная работа на индивидуальных листочках.
Самооценка. - А сейчас вашей задачей будет работая в парах, выполнить в тетради задание из учебника:
стр. 19 упр. № 36
- У кого это задание вызвало трудности?
- Как вы думаете, почему?
- Что нужно уметь и знать, чтобы выполнить это задание?
- Хорошо.
Следующий этап нашего урока – это самостоятельная работа на листочках, которые я вам раздам.
Внимательно читайте задания и постарайтесь применить все знания, о которых мы сегодня ведём речь.
- Если задание не вызвало у вас затруднение, нарисуйте улыбку, а если были трудности в выполнении, то нарисуйте дугу. Самостоятельная работа в парах по учебнику: стр. 19 упражнение 36.
Запись в тетрадь.
Самостоятельная работа на листочках и самооценка.
9
На доске:
- улыбка
- дуга
10 Рефлексия урока.
Фронтальная работа (устный опрос). - Вернёмся к нашей задаче урока.
Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи на уроке?
Оцените свои знания и умения в оценочном листе, в колонке «Оценка по результату».
- Кому было легко работать на уроке, поднимите красный кружок?
- У кого работа на уроке вызывала некоторые трудности, поднимите зелёный кружок?
- У кого остались вопросы и недопонимания по теме урока, работать было тяжело, поднимите синий кружок.
- У каждого на парте лежат листочки с творческим заданием, выполните его, пожалуйста, по желанию на досуге.
- Благодарю вас за урок! Надеюсь, полученные знания и навыки помогут вам быть грамотными и интересными в общении с окружающими. Самооценка с помощью кружков.
2 На доске:
КРУЖКИ:
Красный
Зелёный
Синий