Урок русского языка в 6 классе по теме Порядковые числительные


МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 1»
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
по теме «Порядковые числительные »
Автор: Попова Любовь Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
Карагай 2015
Порядковые числительные
Цель: развитие регулятивных УУД через решение лингвистических задач
Задачи: 1. Осмыслить понятие порядковые числительные и зафиксировать понятие в виде опорной схемы;
2. Научиться употреблять порядковые числительные в речи
3. Развивать учебную мотивацию через восприятие народной мудрости
Этапы урока
Оргмомент: Здравствуйте, дети! Улыбнитесь гостям и друг другу. Улыбка украшает лица, приносит людям радость и счастье. А вы когда - нибудь испытывали чувство радости? (получил пятерку, подарили сотовый, …)А вы испытывали радость, открыв новые знания.
Афоризм о радости плодотворного труда: Лессинг, немецкий писатель и критик писал: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво, но сами». Рассуждая и открывая новое, вы получите истинное наслаждение
2. Мотивация: Учитель читает притчу
Было это тогда, когда сотворил Бог небо и землю, свет и тьму, животных и птиц. Вышел ангел небесный с корзиной. А в ней чего только нет! Самые разные полезные качества! Стали звери и птицы разбирать, кому что. Лиса взяла хитрость, медведь – силу, мышь – запасливость, муравей – усердие, сова – мудрость. А человека Бог создал последним – ничего ему не досталось… Тогда отдал ему ангел пустую корзину и сказал: «…»
Обсуждение притчи
- Как вы думаете, что сказал ангел человеку? (Ангел отдал пустую корзину и сказал….(Чтобы быть человеком, надо самому сформировать свой характер) и оставил человеку возможность учиться и наполнять корзину по собственному разумению, так что каждый сам себя делает. То есть ангел дал человеку способность учиться и трудиться.
- Давайте наполним эту корзину полезными для человека качествами: (трудолюбие, аккуратность, терпение, доброта, взаимовыручка, целеустремленность, смелость, любовь, мудрость, толерантность, сообразительность) Все эти качества пригодятся нам сегодня на уроке - исследовании и в дальнейшей жизни. Какое из них сегодня на уроке пригодится больше всего (трудолюбие)
Актуализация знаний
1.Убери лишнее:
- тройка, триста, тридцать
- пятак, пятьсот, пятьдесят
- Тысяча, сто двадцать, шестьдесят
Проанализируйте оставшиеся слова. Что у них общего? (числительные, обозначают количество). Уберите лишнее из группы (тридцать – простое, сто двадцать – составное).
2. На слух посчитайте, сколько в тексте числительных и определите, что у них общего? (– 8 количественных числительных)
Птичьи трудодни
Чуть свет – птицы на крыле. Скворец работает в сутки 17 часов, городская ласточка – 18 часов, стриж – 19, а горихвостка – больше 20.
Да меньше им и работать нельзя.
Ведь, чтобы им накормить своих птенцов, стриж должен принести корм за день не менее 35 раз, скворец около 200, ласточка 300, а горихвостка – свыше 450!
Сколько вредных для леса насекомых, личинок уничтожают они за лето и не счесть!
Работают не покладая рук! (Н.Сладков)
- Каким качеством обладают наши пернатые? (трудолюбие)
3. Запишите пословицу: Добрый пример лучше ста слов. Кому бы вы ее подарили? Почему? (А кому из одноклассников?)
4. Устный диктант. Проговорите примеры. К 365+25Из 197 – 7 От 260 – 100 Из 880 – 400 Сложить 300 с 678
Сложить 400 с 569
Вывод: при изменении количественных числительных изменяются обе части сложных числительных
Правильно употреблять числительные в речи нужно не только на уроках математики. Но и на других уроках, например, на истории.
1. Египетские пирамиды созданы в период от 2700 до 1780 года до нашей эры (от две тысячи семисотого до тысяча семьсот восьмидесятого года).
Слайд (Бородинская битва) Прочитайте предложение.
12 июля 1812 года Наполеон с 600 000 армией вторгся на территорию России. 14 декабря1812 года остатки французской армии были изгнаны из России.
Проблема: Как изменяются порядковые числительные
Записываем тему урока: Порядковые числительные
Целеполагание Цель:1.Определить морфологические признаки порядковых числительных;
2.Научиться употреблять их в речи
Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры.
Материал для исследования
трехколесный велосипед шестьдесят книг двадцать первый день
пятиглавый храм сто двадцать пять страниц четырнадцатый экземпляр
двугорбый верблюд пятеро мальчиков одиннадцатый класс
пятиэтажный дом три четвертых яблока Две тысячи тринадцатый год
Двадцатиградусный мороз шестьсот километров Шестой урок
- Что общего у выделенных слов? (имеют количественное значение). Назовите каждую группу.
- Как отличить порядковые числительные от количественных и от имен прилагательных?
Материал для исследования
Человеку, который много работает умственно, психологи советуют заниматься спортом. У нас на уроках тоже бывают физкультминутки. Их проводит тот, кто первый выполнит письменное задание. Он просит нас рассчитаться по порядку номеров. Двадцать первого декабря физкультминутку проводил Дима, двадцать седьмого - Даша. А сегодня физкультминутку провожу я – Старкова Люба, поэтому первое место за пятой партой не занято.
Я делю класс на две части. Первая группа – это девочки. Во второй – только мальчики. Первые номера хлопают в ладоши, вторые – приседают, потом все вместе топаем.
- Найдите порядковые числительные, определите их признаки, составьте устный рассказ, зафиксируйте новые знания в виде опорной схемы.

Продукт исследования:
Порядковые числительные
1.Обозначают порядок при счете, отвечают на вопрос какой?
2.Изменяются по родам, числам, падежам.
3.При склонении изменяется последнее слово.
4. В предложении бывают обычно определением.
Прочитайте теоретический материал в учебнике на стр.157 – 158. Что нового вы узнали о порядковых числительных?
- Окончания порядковых числительных определяются так же, как окончания прилагательных, т.е. по вопросу.
Рефлексия: Вы молодцы! Сильный поборет одного, а ученый ( одолеет тысячи.) Продолжите и запишите пословицу, подчеркните числительное. (Назовите этих ученых).
Используя знания о порядковых числительных, самостоятельно выполните продуктивные задания:
Задание 1.
1.Упражнение 378. «Памятные даты» Прочитайте предложения, правильно выговаривая окончания числительных.
Карточка «Помощь друга»(5 штук)
1 - в тысяча двести сороковом году
2 - с тысяча двести сорок третьего года
- по тысяча четыреста восьмидесятый год
3 - восьмого сентября тысяча триста восьмидесятого года
4 - в тысяча шестьсот двенадцатом году
5 - двенадцатого июля тысяча восемьсот двенадцатого года
- с шестисоттысячной армией
- четырнадцатого декабря тысяча восемьсот двенадцатого года
6 - двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года
- девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года
Дома из этого упражнения выпишите словосочетания «порядковое числительное + существительное»
Задание 2
Вывод: Те, кто защищали Родину, были сильными и смелыми. Не забывайте воспитывать в себе эти качества. У нашего народа есть пословица. Запишите ее, найдите числительное.
Расставаясь с другом, плачут семь лет, расставаясь с родиной – всю жизнь.
Объясните смысл. Патриотизм – любовь к родине - тоже нужно воспитывать. Патриот – это тот, кто любит Родину и готов ее защищать (информация о письме).
Задание 3 презентация
Семь чудес света. Мы часто слышим это выражение. Что же входит в понятие «Семь чудес света»? Это:
1. Египетские пирамиды в Гизе созданы в период от 2700 до 1780 года до нашей эры (от две тысячи семисотого до тысяча семьсот восьмидесятого года).
2. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне созданы с 605 по 562 год до нашей эры (с шестьсот пятого по пятьсот шестьдесят второй год).
3. Храм Артемиды в Эфесе. Время создания – 6 век до нашей эры (шестой век).
4. Гигантская статуя Зевса в Олимпии создана около 430 года до нашей эры (четыреста тридцатого года).
5. Галикарнасский мавзолей в Малой Азии воздвигнут в середине 4 века до нашей эры (четвертого века).
6. Колосс родосский, бронзовая фигура бога Солнца Гелиоса высотой 37 метров. Воздвигнут около 285 года до нашей эры (около двести восемьдесят пятого года).
7. Фаросский маяк в Александрийском порту. Окончено строительство около 279 года до нашей эры, вероятная высота 143 метра (около двести семьдесят девятого года).
.
Домашнее задание: 1. Упр.378
2. Подготовить сообщение, употребив порядковые числительные «Семь
чудес России» или «Семь чудес Пермского края»
Рефлексия: Что на уроке было самым важным? Интересным? Трудным? Продолжите пословицу:
Первый блин…..(комом) Ум хорошо, а……(два лучше). У умной головы…..(сто рук).
Учиться никогда……(не поздно). В одно ухо влетело,……(в другое вылетело)
Какими пословицами вы охарактеризовали бы ваш труд на уроке?