Конспект по русскому языку для 6 класса «Порядковые числительные»


Тема урока: Порядковые числительные.
Цель урока: углубляя знания учащихся по указанному разряду числительных, помочь увидеть отличие порядковых числительных от количественных, особенности склонения составных порядковых числительных, формировать навыки употребления порядковых числительных для обозначения знаменательных дат, навыки по составлению объявлений на материале об истории школы, воспитывая патриотизм у учащихся.
Оборудование: дневник Алёши Радченко (копия), фотографии, презентация к юбилею школы
Ход урока.
Начало урока со слов приветствия и озадачивания на рабочее спокойное настроение, несмотря на присутствие гостей.
Подведение учащихся к определению темы урока (постановка проблемного вопроса)
- В каком году мы нчали второе полугодие?
- Чем дорог нам 2014 год?
- Какое событие мы будем отмечать всей школой сразу после весенних каникул (1 апреля день рождения школы, ее 95 - летие)?
- Так в каком же году начала свой отсчёт наша школа?
(Из 2014 вычтем 95, будет 1919 -составное количественное числительное)
- В тысяча девятьсот девятнадцатом году.
- Какое это числительное?
-Записываем тему урока «Порядковые числительные»
3. Работа по теме урока (сотворчество с учащимися)
- Дайте, пожалуйста определение «Имя числительное-это…»
- Сегодня мы углубим наши знания по теме, а именно: как изменяются порядковые числительные, в каком падеже с ними употребляются существительные при обозначении знаменательных дат, праздников, на историческом материале нашей школы из музея.
- Итак, 1919 год. В нашей стране идёт гражданская война. Голод. Разруха.
1 ученик: В суровом и грозном 1919 году была открыта наша школа. Организатором и первой её учительницей была Алиса Ивановна Радченко. ( на экране проецируется фотография семьи Радченко)

Первое предложение из сказанного записывается ученицей на доске. По ходу письма обозначаются орфограммы, выделяются главные и второстепенные члены.
В суровом и грозном тысяча девятьсот девятнадцатом году была открыта наша школа.
2 ученик: Первое занятие состоялось первого апреля.
На доске и в тетрадях учащихся выписываются словосочетания с указанием числа, рода и падежа: Первое занятие ( ед. ч., Им. п., ср. р., ), первого апреля (ед. ч., р. п., м. р.), первая учительница (ед. ч., Им. п., ж.р.)
2 ученик продолжает: «Пока учеников было мало, уроки проходили в квартире слесаря М. А. Козлова.
Когда детей стало больше, занятия проводили в брезентовой палатке для торфяников, а в ясную погоду- на лесной просеке.»

3 ученица: Вот как пишет о первых днях нашей школы сын Алисы Ивановны - Алёша Радченко, один из первых учеников нашей школы: «В Шатурской конторе нам дали целую кучу полуисписанных бумаг и карандашных огрызков, а книг для чтения набрали у разных родителей. Читаем по двое, по трое из одной книги.»
Учитель показывает дневник Алёши Радченко (копию), благодаря которому стали известными многие подробные факты из жизни школы. Ребята выписывают в тетради и на доску словосочетание «из первых учеников (мн. ч., Р. п.)», отвечают на вопрос учителя:
«А какие ещё числительные употреблены в последнем предложении?»: - Собирательные «по двое, по трое» . –Учитель: Обратимся к записанному на доске и постараемся ответить на вопрос: «Как же изменяются порядковые числительные? На какую часть речи они походят?» -Учащийся: На прилагательное. Изменяются по числам, родам и падежам. –Работа с теоретическим материалом учебника (стр. 157) -Что можно сказать об изменении порядковых числительных? Ребята повторяют свой ответ, к которому были подведены учителем в ходе решения проблемы. 4 ученик продолжает свой рассказ о школе: С весны 1919 года, начинается строительство первого здания школы. Оно было возведено в конце 1920 года. (на экране проецируется фотография нового здания)

На доске и в тетрадях записывают, выделяя окончание последнего слова в составном порядковым числительном. «В конце тысяча девятьсот двадцатого года.» - Учитель поясняет, что ребята в школе не только учились.
4 ученик: В новой школе ребята учились и работали: заготавливали топливо для Москвы, обрабатывали пришкольный участок, сажали деревья. 5 ученик: Шли годы. Страна залечивала раны, восстанавливалось хозяйство. В 1931 году в Шатурторфе выросло новое двухэтажное здание школы, ребятам были созданы хорошие условия для получения глубоких и прочных знаний (на экран проецируется фотография двухэтажного деревянного здания школы 1931 г.)

На доске и в тетрадях учащиеся записывают: «В тысяча девятьсот тридцать первом году.» -Разговор о школе продолжает учитель, напоминая о том, что через 10 лет над страной запылало пламя войны. Весь народ встал на защиту Родины. Не остались в стороне и ученики нашей школы. 52 из них отдали свои жизни ради великой победы. Погиб на фронте и директор школы - Фёдор Васильевич Жуков ( на экране появляется фотография директора)
-Ребята называют количественные числительные 10 и 52. 6 ученик. В 1962 году было построено нынешнее здание Шатурторфской школы. На доске и в тетрадях записывают: «В тысяча девятьсот шестьдесят втором году» На экране выделены следующие числительные: В тысяча девятьсот девятнадцатом году. В конце тысяча девятьсот двадцатого года. В тысяча девятьсот тридцать первом году. В тысяча девятьсот шестьдесят втором году. Учитель задаёт вопрос: «Как же изменяются составные порядковые числительные при согласовании с существительным?» После ответа ребята обращаются к теоретическому материалу учебника (стр. 158): «В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово,например: в тысяча девятьсот пятом году (пр. п.). Окончания порядковых числительных определяются так же, как и окончания прилагательных.» А затем отвечают на вопрос учителя: «И как же можно проверить написание окончания?» -По вопросу (какой? каком? каким?) Беседу продолжает учитель: Наш 95- летний юбилей, как и любой праздник, без чего не сможет обойтись? (Без гостей) А их у нас предостаточно. 6 ученик продолжает: За годы своего существования здесь получили среднее образование свыше 4 тысяч человек. Наша школа по праву гордится своими выпускниками (на экране чередуются фотографии): это академик Пётр Петрович Вавилов.

Учёный- энергетик, профессор-Иван Иванович Соловьёв.

Директор Шатурского энергетического техникума- Владимир Григорьевич Захаров.

Кандидат биологических наук- Екатерина Владимировна Захарова.

Белоконь Николай Сергеевич. Начальник ОГИБДД Шатурского ОВД по Шатурскому муниципальному району

7 ученик. Свыше 60-ти человек закончили школу с золотой и серебряной медалями. На экране появляются фотографии выпускников последних лет. Учитель спрашивает: «А как можно оповестить выпускников о предстоящем празднике?» (Написать приглашения) А всех жителей посёлка Шатурторф? (расклеить объявления) Работа с учебником по тексту объявления (упр. №380). Ребята читают самостоятельно 2 варианта объявлений, по которым нужно будет дома составить подобное, связанное с юбилеем школы. Внимание учащихся концентрируется на записи на экране. Первое апреля (день рождение школы); Четвёртого апреля (14 ребят было на занятиях); Десятого мая (было в школе уже 30 учеников) А затем предлагается поработать с учебником (стр. 159): При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому сентября, перед десятым октября. Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов «праздник, дата, день» ставится в именительном падеже, например: «Готовимся к знаменательной дате Восьмое марта». После выяснения понимания прочитанного в учебнике ребята записывают в тетрадях дату проведения праздника, посвященного 95-летию школы: 5 апреля, суббота (для домашнего объявления)
4. Подведение итогов Что же нового мы узнали на уроке. Общими усилиями делаем выводы, а затем их перечисляем в соответствии с записями на экране:
1. При склонении составных порядковых числительных изменяется последнее слово: - в тысяча девятьсот девятнадцатом году, - в конце тысяча девятьсот двадцатого года. 2. При указании даты после порядковых числительных название месяца ставится в родительном падеже. К первому апреля, девятого мая, четвёртое апреля. 3. При замене существительное, обозначающее название праздника, надо писать с маленькой буквы, а числительное с большой: Восьмое марта, Девятое мая. –Объявление оценок с их комментированием и запись в дневниках домашнего задания. Урок заканчивается исполнением песни «Что такое школа?» 1. Что такое школа для тебя и для меня? Наверное, дорога без начала и конца. И на пути нам встретятся моря и города, На карте неизвестные, но это лишь пока. Припев: Школа- это я и ты, Песни, что ещё не спеты. Школа-бесконечные мечты Из тысячи вопросов и ответов. 2. Из формулы и правила навстречу нам грядут. В далёких школьных странствиях они нас где-то ждут. И пусть дорога школьная продлится много лет, И на пути нам встретится её далёкий свет. Припев. Д/з: параграф 66, №380; устный рассказ о школе по датам, записанным в тетрадях.
Литература:
1.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. Москва, «Просвещение», 2008
2.М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. Москва, «Просвещение», 2012
3. .УМК М.В.Леонидова. Поурочные разработки по русскоу языку к учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др «Русский язык. 6 класс», М., «Экзамен», 2010Г.
4. А.Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. М., «Просвещение», 2012
5 Русский язык. 6 клас. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др., Волгоград, 2010
6. Копия «Дневника Алеши Радченко»
7. Презентация «Шатурторфская школа 95»