Конспект по русскому языку для 6 класса «Порядковые числительные»
6 класс. Русский язык.
Тема: Порядковые числительные.
Цели: - Познакомить с изменениями порядковых числительных, согласовании их с существительными, синтаксической роли в предложении. Ознакомить учащихся с народным праздником - Масленица.
- Сформировать умение разграничивать количественные и порядковые числительные, умение правильно употреблять порядковые числительные в речи.
- Прививать интерес учащихся к изучению народных праздников.
Оборудование: стол, накрытый расшитой скатертью; самовар, блины. Мультимедиапроектор, репродукции картин Сурикова «Взятие снежного городка» , «Масленица».
Ход урока.
I. Актуализация прежних знаний.
- Добрый день, гости дорогие,
Жданные, званые и желанные.2-й Скоморох.Здравствуйте, молодки!Здравствуйте, лебедки!Ребята-молодцы, веселые удальцы!1-й Скоморох.Почтенные и молодые.2-й Скоморох.Полные и худые.1-й Скоморох.Мы рады гостям, как добрым вестям!2-й Скоморох.Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!1-й Скоморох.Мы скоморохи! С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится.2-й Скоморох.Эй, господа, пожалуйте сюда!Приглашаем всех гостейК нам на праздник поскорей!
1-й Скоморох.У нас сегодня представленье Всем на удивленье.1-й Скоморох.Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!2-й Скоморох.Приходите все без стесненья:Билетов не надо Предъявите хорошее настроение!1-й Скоморох.Приходите, разомните кости!Сегодня Масленица приглашает в гости!2-й Скоморох.Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?1-й Скоморох.Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!
Учитель: Наш сегодняшний урок посвящен не только изучению русского языка, но и проводам зимы. В 2010 году с 8 по 14 февраля в России отмечался один из древнейших праздников, который называется Масленица. Этот народный праздник не закреплен за определенным числом календаря, он относится к «переходящим» , связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится 7 недель и заканчивается Пасхой.
(Стук в дверь и заходит ученица одетая в костюм Масленицы)
Учитель: - Здравствуй, сударыня Масленица! Касаточка Масленица, ты с чем пришла?Масленица: - С пышными блинами, да с ясным Солнышком!Учитель: - А как будем блины печь?Масленица: - Большаку дрова рубить (большой палец); - А тебе воды носить (указательный палец); - Тебе печь топить (средний палец);
- А тебе тесто месить (безымянный палец), а малышке песни петь (мизинец);
- Всем – песни петь да плясать, родных братьев потешать; - Будем Масленицу величать да блинами угощать: - Будем Масленицу хвалить да на саночках ходить.
Масленица: - Здравствуйте, гости дорогие! Примите мой гостинец. А прежде скажите, почему этот праздник имеет такое название «Масленица» ?
Ученик: - Потому что на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масляные.
Масленица: - Молодцы! Все вы знаете. Ответьте на второй вопрос. Почему именно блины стали обязательным атрибутом Масленицы, ее символом?
Ученик: - Наверно, потому, что блин такой же круглый, горячий, как солнышко. Люди верили, что вместе с масленичными блинами им передается могущество и тепло солнца.
Масленица: - А блины ребятки пекут каждый день. В 1 день – блинища, во 2 день – блины, в 3 день – блинцы, в 4-й – блинчики, в 5-й – блинки, в 6-ой – блиночки, в 7-ой – царские блины.
Как вы думаете, из какого вида теста можно приготовить блины?
Ученик: - Дрожжевого.
Масленица: - Рецептов блинов есть много. С двумя из них я хочу вас познакомить.
Пшеничные блины
Сначала варят пшенную кашу средней густоты, для которой берут на 200 г крупы 6 стаканов воды или молока. Охлаждают, после этого добавляют в кашу 50 г дрожжей, разведенные в 1/3 стакана воды, туда же кладут соль по вкусу, 2 яйца, 2 столовой ложки сахара и постепенно всыпают 400 г пшеничной муки.
Блины
Дрожжи развести в 2-х стаканах теплой воды, всыпать 500г муки, размешать и поставить в теплое место для подъема (опара). Затем 1,5 чайной ложки соли, 2 столовые ложки сахара и 2 яйца перемешать, всыпать остальную муку и, продолжая вымешивать, влить 4 стакана молока. Снова размешать, дать подняться выпекать (сковороду смазывают смальцем или растительным маслом, иногда р.м. добавляют в тесто).
Размешивают, ставят в теплое место, дают подняться и приступают к выпечке.
Учитель: - Спасибо тебе, Масленица. А теперь ты посиди, отдохни, а мы поработаем.
Скажите, ребята, без какой части речи не обходится ни один рецепт?
Ученики: - Без имени числительного.
Учитель: - Что обозначает эта часть речи?
- На какие вопросы отвечает?
- В зависимости от вопросов на какие две группы делятся имена числительные?
- Числительные какой группы встретились в данных рецептах?
- Что вы можете рассказать о количественных числительных? ( Разряды).
- Как изменяются количественные числительные? (По падежам).
- Какое количественное числительное изменяется, кроме того, по родам и числам? (Один).
- На какие еще две группы делятся числительные? ( Простые и составные).
- Как склоняются числительные от 5 до 30 ? ( Как существительные 3 склонения).
- К какому разряду относятся числительные оба и обе? ( Собирательные).
- С существительными какого рода сочетается числительное обе? ( Жен. род).
II. Формирование новых понятий.
Масленица: -Ой, а я тоже знаю числительные. Только они другие. А ну-ка угадайте. Во время моего праздника люди пили квас, сбитень, морс, лесной чай. Сбитень появился на Руси очень давно, но особенно распространился в 18 веке. Какое числительное я употребила?
Ученик: -Порядковое.
Учитель: -Спасибо, Масленица.
- Ребята! Что обозначают порядковые числительные?
-На какой вопрос отвечают?
-На какую часть речи похожи?
-Как изменяются порядковые числительные?
-Как определяются окончания порядковых числительных? (Как и окончания прилагательных).
-Каким членом предложения могут быть порядковые числительные?
Учитель: - Масленица! А что это за напиток сбитень?
Масленица: - Это мед, прокипяченный в воде с различными пряностями. Готовили его в больших, похожих на самовар чайниках. А пили из специальных стаканчиков с выгнутыми наружу краями ( чтобы не обжечься).
III. Формирование умений и навыков.
Учитель: - Масленица, расскажи нам еще о своем празднике.
Масленица:- В 1772 году Петр I дал в Москве невиданный маскарад: по столице длинной вереницею разъезжала множество судов различного вида и разной величины, полсотни саней, запряженных разными зверями.
Учитель: - Ребята! С каким порядковым числительным вы встретились в рассказе Масленицы?
Ученик: - В 1772 году.
Учитель: - Запишем предложение с данным числительным.
-Какое оно по составу?
-Как склоняется составное порядковое числительное? ( Склоняется только последнее слово)
- Запишите это предложение. Определите род, число, падеж данного числительного.
Учитель: - Ребята! Отгадайте загадку.
Черненько, горяченько, а все любят. (Чай)
-Масленица в своем рассказе упомянула о лесном чае. Как вы думаете, какие травы можно использовать для приготовления лесного чая? (Душица, зверобой, мята, листья земляники, малины, смородины и т.д.) А в каком году на Руси стали употреблять чай? Давайте запишем.
Чай на Руси стали употреблять с шестого века, но широкое распространение он получил только в восемнадцатом веке .
- Определите род, число и падеж порядковых числительных.
Учитель: - Масленица! А что ещё является символом твоего праздника?
Масленица: - Конечно же, соломенное чучело, которое символизировало зиму. Его наряжают обычно в женскую одежду.
Учитель: - Откуда появилась традиция сжигать чучело на Масленицу?
Масленица: - В ритуальное сжигание чучела вкладывался глубокий смысл: уничтожение символа зимы нужно для воскрешения его силы весной в злаках.
В масленицу каждый день недели имеет свое название.
- Понедельник – “встреча”. В этот день полагается устраивать ледяные горки. Чем дальше катятся салазки, тем лучше будет урожай, длиннее лен. А где нет снега, нужно качаться на качелях. Чем выше – тем лучше растут растения.
Во всех домах начинали печь блины.
- Вторник – “заигрыш”. В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощали блинами. Все наряжались в животных, цыган. Часто женщины переодевались в мужчин и наоборот. Парням разрешалось ухаживать за девушками – невестами.
- Среда – “лакомка”. В этот день хозяйки живут по поговорке: “Что есть в печи – все на стол мечи”. Чтобы прийти в гости на блины, запасались пословицами и поговорками. Хозяйка в каждом случае должна было отвечать умными словами.
- Четверг – “широкий разгуляй”. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях по солнышку (по часовой стрелке). Главное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка.
- Пятница – “тещины вечера”. В этот день зять едет к теще на блины, а теща зятя угощает.
- Суббота – “золовкины посиделки”. Ходят в гости к родственникам, и опять угощение – блины. Гостей принимает невестка.
- Воскресенье – “прощенный день”. Самый важный день масленицы. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды, обещая не помнить зла и впредь не огорчать, не обижать своих близких.
Не стоит и нам забывать эту хорошую традицию. Вспомнить, ведь каждый из нас мог невольно кого-то обидеть, попросить у него прощения, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.
Издавна русские люди старались провожать Масленицу достойно, чтобы потом не жить весь год в “горькой беде”. Русская пословица говорит: “Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить”.
Учитель: - Спасибо тебе, Масленица. А вот какие пословицы и поговорки мы о тебе знаем.
- Не житье, а масленица.
-Маслена неделю гуляет. - Не все коту масленица, будет и великий пост. - Масленица – объедуха, деньгам – приберуха. - Масленица без блинов не бывает. - На горах покататься, в блинах поваляться. - Что есть в печи – все на стол мечи. - Блин брюха не портит.
- Ребята ! Давайте запишем некоторые из этих пословиц.
Масленица: - Мне тоже было приятно с вами пообщаться. А теперь мне пора возвращаться. Ждите меня на следующий год.
IV. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
-Когда отмечается Масленица?
-Что является символом масленицы?
- С какой новой темой вы сегодня познакомились?
-Расскажите о порядковых числительных.
Домашнее задание. (По вариантам)
1 вариант: Найти и записать материал, как празднуют Масленицу в других странах, используя порядковые числительные.
2 вариант: Написать рассказ о Масленице, используя порядковые числительные.
3 вариант: Подобрать и написать загадки о блине, о солнце, о самоваре, о зиме и весне.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15