Программа факультативного курса по французскому языку «Bonjour, France!»
Программа факультативного курса
по французскому языку
в 7 классе
«Bonjour, France!»
Автор программы: учитель французского языка
МБОУ СОШ №53 г. Брянска
Баранова Людмила Валентиновна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Закономерным следствием политических и социальных перемен в России
явилось появление открытого общества, выразившееся в резком увеличении
контактов с зарубежными странами, усилении взаимопроникновения культур.
Нашим детям жить в период интеграции России в объединенную Европу.
Все большее значение начинает иметь практический, прикладной смысл изучения языков (навык разговорной речи, необходимый для общения с зарубежными сверстниками, чтение современной художественной и специальной литературы и т.д.).
Основной целью обучения иностранному языку в современной
российской школе является развитие способностей учащихся к использованию
иностранного языка в качестве инструмента общения в диалоге культур. Эта
цель предполагает взаимообусловленное коммуникативное и социокультурное
развитие школьников средствами иностранного языка для подготовки к
межкультурному общению в сфере школьного образования.
Возникает необходимость создания и проведения факультативных курсов,
позволяющих не только углубить чисто языковые знания учащихся, но и
ознакомить их с иноязычной культурой в самом широком смысле этого слова.
Получаемые при этом сведения о стране изучаемого языка должны быть
обязательной частью тех знаний, которыми должен овладеть обучаемый. При
этом овладение иностранным языком неразрывно связано с пробуждением
интереса к иноязычной культуре, которая предполагает не только усвоение
фактов культуры и истории данной страны, но и формирование способности и
готовности к пониманию образа мыслей (ментальности) носителей изучаемого
языка.
Как известно, лингвострановедческий подход является одним из методов
развития стремления к общению практически на всех этапах обучения
иностранному языку. Он позволяет использовать различные виды мотивации:
1. Познавательную. Знакомство с природными особенностями Франции и ее
регионов, историей и культурой, национальными особенностями.
2. Эстетическую. Знакомство с французским искусством (история,
современность), участие в театральных представлениях, спектаклях по
произведениям французских авторов, разучивание песен, стихов.
3. Игровую. Участие учащихся в языковых и страноведческих конкурсах,
викторинах. Следует отметить, что страноведческий подход при обучении
иностранному языку – это современная тенденция в педагогической теории и
практике, которая является одним из путей развития творческой и
самообразовательной деятельности (Е.И. Пассов «Коммуникативный метод
обучения иноязычному говорению» М.-1991)
Программа факультативного курса «Bonjour, France!» предназначена для
изучения французского языка в 7 классе.
Целью курса «Bonjour, France!» является углубленное обучение всем видам
речевой деятельности (говорению, чтению, аудированию, письму) как средства
общения с носителями французского языка. Особенностью разработанной
программы является то, что поставленная цель обучения реализуется на основе
широкого использования и изучения разнообразного лингвострановедческого
материала. Факультативный курс «Bonjour, France!» знакомит учащихся со многими
реалиями страны изучаемого языка, отражающими ее национальную культуру,
что способствует, в конечном счете, развитию у обучаемых стремления к
навыкам коммуникативного общения.
Курс французского языка «Bonjour, France!» направлен на то, чтобы
учащиеся могли реально овладеть всеми типами речевой деятельности,
опираясь на необходимые языковые знания, полученные за время обучения.
Под реальным владением французским языком понимается:
умение учащихся понимать французскую речь в разнообразных
ситуациях повседневного общения;
умение отреагировать на вопросы при помощи адекватной реплики,
жеста, мимики;
умение дать требуемую информацию (устно или письменно), объясниться
с собеседником по вопросам входящим в круг повседневного общения
или по специальной тематике;
умение читать и понимать различные тексты (художественные,
журнальные, газетные, информационные), написанные носителями
французского языка.
Таким образом, главным ориентиром в реальном овладении иностранным
языком является возможность для учащегося самостоятельно пользоваться
языком для обмена и получения информации, открытия мира, познавательной
деятельности.
Исходя из вышесказанного, в практические задачи курса входят:
1. Углубленное изучение природных, культурных и исторических особенностей Франции и ее отдельных регионов и на основе этого обучение учащихся
умению объясниться с собеседником по вопросам истории и культуры
Франции, политическим, социальным и культурным событиям современной
Франции.
2. Обучение учащихся применению разговорной речи в разнообразных
ситуациях повседневного общения.
3. Обучение учащихся владению невербальными средствами общения (мимика,
жесты, движения), свойственными национальной специфике французского
языка на основе проигрывания различных бытовых ситуаций и ролей.
Поставленные практические задачи факультативного курса разрешаются путем
широкого и обязательного использования разнообразного страноведческого
материала, созданного носителями французского языка (видео - и
аудиоматериалы, мультимедийные компьютерные программы, фотоальбомы,
художественная и историческая литература, иллюстрированные издания,
туристические путеводители, карты-схемы, планы городов, журналы, буклеты и
т.п.).
Формы проведения занятий могут быть различными, адаптированными по
тематике и объему материала к возрасту, психологическим и интеллектуальным
особенностям учащихся, их мотивационным характеристикам.
Учитывая относительную ограниченность языкового опыта у школьников 7 классов, для
полноценного восприятия социокультурной информации в вводной части
теоретических занятий используются краткие лекции-сообщения на родном
языке. В этой части занятий дается основной информационный материала по теме, который должен заинтересовать учащихся и пробудить у них познавательную мотивацию, подготовить их последующему изучению лингвострановедческого материала.
Лингвострановедческий материал, вводимый на занятиях, представлен
специально подобранными аутентичными отрывками из художественной и
страноведческой литературы, географическими картами, картами – схемами и
планами городов, рецептами национальной кухни, газетами, журналами и
специально подобранными лексическими материалами.
Исходя из поставленных целей курса и решаемых при обучении
практических задач, система контроля направлена на проверку способности
школьников решать коммуникативные задачи и достигать коммуникативной
цели, используя французский язык как средство общения. Основной упор при проведении занятий делается на групповую и парную работу учащихся.
Контроль навыков использования лексического материала при
коммуникативном общении проводится с помощью разыгрывания диалогов,
которые широко используются при проведении занятий по всем темам. Для
этого применительно к каждой теме разработаны различные формы диалогов
(диалог побуждение к действию, диалог этикетного характера, диалог –
обсуждение, диалог – расспрос), включающих изучаемый лингво-
страноведческий материал по данной теме.
Ролевая игра, как метод оценки уровня коммуникативного общения,
применяется при проведении занятий. В качестве составного
элемента практических занятий, ролевая игра реализуется в виде
представления отрывков из сценических произведений.
Факультативный курс французского языка рассчитан на 1 год, для
учащихся 7 класса. Общий объем курса 34 часа (по одному занятию в неделю).
Новизна программы курса «Bonjour, France!», разработанного для учащихся
7 классов заключается в следующем:
1. Разработка страноведческого курса применительно к особенностям
образовательного процесса среднего звена обучения, ориентированного
на взаимосвязь и взаимообусловленность углубленного изучения
иностранного языка с социокультурным развитием учащихся.
2. Использование новой социокультурной тематики занятий, усиливающей
все виды мотивации при изучении французского языка и учитывающей
возрастные особенности учащихся (темы «Русско-французские соответствия», «Замки в долине Луары», «Французская национальная
кухня»).
3. Практическое применение в учебном процессе современных технических
средств обучения: Интернет, учебные презентации французского языка.
4. Применение при тренинге и контроле навыков коммуникативного
общения по каждой теме разнообразной диалогической речи (диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями,
диалог этикетного характера).
Результаты обучения - самостоятельное применение знаний, умений и
навыков французского языка для обмена и получения информации,
открытия мира, познавательной деятельности соответствуют
поставленным целям и задачам программы и достигаются в процессе
обучения на основе взаимосвязи углубленного изучения иностранного
языка с социокультурным развитием учащихся.
Годовое планирование.
№ Название темы Количество часов
Теория Практика Всего
1. Здравствуй, Франция! 2 2 4
2. Природа Франции. 1 2 3
3. Прогулки по Парижу. 3 3 6
4. Французские провинции (история и культура). 2 2 4
5. Листая календарь (народные праздники). 1 2 3
6. Мудрость народа в пословицах и поговорках. 1 1 2
7. Русско – французские соответствия. 1 1 2
8. Французская национальная кухня. 1 1 2
9. Французская живопись (импрессионисты). 1 1 2
10. Замки в долине Луары. 1 2 3
11. Франция и ее песня. 1 1 2
12. Занимательный французский язык. 1 1
Итого 15 19 34
Учебно-тематический план
№ Дата проведения
занятия Тема занятия
1. Здравствуй, Франция! Теоретическое занятие.
2. Здравствуй, Франция! Теоретическое занятие.
3. Здравствуй, Франция! Практическое занятие.
4. Здравствуй, Франция! Практическое занятие.
5. Природа Франции. Теоретическое занятие.
6. Природа Франции. Практическое занятие.
7. Природа Франции. Практическое занятие.
8. Прогулки по Парижу. Теоретическое занятие.
9. Прогулки по Парижу. Теоретическое занятие.
10. Прогулки по Парижу. Теоретическое занятие.
11. Прогулки по Парижу. Практическое занятие.
12. Прогулки по Парижу. Практическое занятие.
13. Прогулки по Парижу. Практическое занятие.
14. Французские провинции (история и культура). Теоретическое занятие.
15. Французские провинции (история и культура).
Теоретическое занятие.
16. Французские провинции (история и культура). Практическое занятие.
17. Французские провинции (история и культура). Практическое занятие.
18. Листая календарь (народные праздники). Теоретическое занятие.
19. Листая календарь (народные праздники). Практическое занятие.
20. Листая календарь (народные праздники). Практическое занятие.
21. Мудрость народа в пословицах и поговорках. Теоретическое занятие.
22. Мудрость народа в пословицах и поговорках. Практическое занятие.
23. Русско – французские соответствия. Теоретическое занятие.
24. Русско – французские соответствия. Практическое занятие.
25. Французская национальная кухня. Теоретическое занятие.
26. Французская национальная кухня. Практическое занятие.
27. Французская живопись (импрессионисты). Теоретическое занятие.
28. Французская живопись (импрессионисты). Практическое занятие.
29. Замки в долине Луары. Теоретическое занятие.
30. Замки в долине Луары. Практическое занятие.
31. Замки в долине Луары. Практическое занятие.
32. Франция и ее песня. Теоретическое занятие.
33. Франция и ее песня. Практическое занятие.
34. Занимательный французский язык. Практическое занятие.
Реферативное описание тем
Тема занятия Что изучается на занятии
Здравствуй, Франция! Теоретическое занятие:
Географическое положение Франции. Страны, граничащие с Францией, крупные города и провинции Франции. Этно-демографические данные. Введение названий на французском языке, их автоматизация.
Практическое занятие:
Закрепление лексического материала, работа с картой. Составление диалогов о географическом положении Франции, ее городах и регионах. Подготовка микрорассказов (сообщений) о географическом положении Франции.
Составление и разгадывание кроссвордов «Франция, ее города».
Природа Франции. Теоретическое занятие:
Природа и ландшафты Франции. Горы и реки Франции, растения и животные.
Практическое занятие:
Микросообщения учащихся о природе Франции, викторина по картинкам «Узнай и назови животных и растения французского леса».
Прогулки по Парижу. Теоретическое занятие:
Париж – столица Франции. Наиболее известные достопримечательности: Эйфелева башня, Лувр, собор Нотр-Дам, Триумфальная арка, площадь Согласия, Монмартр.
Показ достопримечательностей на плане Парижа, просмотр открыток и буклетов, введение названий на французском языке.
Практическое занятие:
Составление и обсуждение учащимися программ одно – и двухдневного пребывания в Париже (перечень достопримечательностей, распределение времени визитов, прогулок, покупки сувениров и т.д). Проведение игры «Знаешь ли ты Париж?». Работа с планом Парижа: покажи эти достопримечательности на плане, после прослушивания текста показать маршрут экскурсии школьников по Парижу. Составление собственного рассказа о столице Франции, ее достопримечательностях.
Французские провинции (история и культура). Теоретическое занятие:
Бургундия – историческая провинция Франции (местонахождение, история).
Дижон – столица Бургундии. История в камне – замки и монастыри Бургундии. Природа Бургундии.
Практическое занятие:
Составление и описание маршрута автомобильного путешествия по Бургундии.
Листая календарь (народные праздники). Теоретическое занятие:
Народные праздники – история и современность (Праздник королей, Праздник ландышей, Праздник Жанны д'Арк, Праздник матерей).
Практическое занятие:
Чтение и разучивание стихов и народных песен. Постановка отрывка из пьесы Ж. Ануйя «L’alouette» («Жаворонок»), посвященной Жанне д'Арк.
Мудрость народа в пословицах и поговорках. Теоретическое занятие:
Знакомство с французскими пословицами, поговорками и загадками. Русские эквиваленты французских пословиц и загадок. Разучивание французских пословиц и поговорок.
Практическое занятие:
Практическое применение пословиц и поговорок в разговорной речи.
Проведение конкурса на знание французских пословиц и загадок.
Русско – французские соответствия. Теоретическое занятие:
Особенности речевого этикета и поведения, невербальные средства общения (жест, мимика, позы, движения тела). Приветствия, прощания, поздравления, пожелания, благодарность, извинения, утешение и сочувствие, комплимент.
Практическое занятие:
Тренировка речевого этикета, жеста и мимика для типовых ситуаций общения. Диалогическая речь с применением изученного лексического материала. Ролевое моделирование различных вариантов общения.
Французская национальная кухня. Теоретическое занятие:
Французские национальные блюда, региональная кухня. Русская и французская кухня. Где можно вкусно поесть во Франции?
Практическое занятие:
Знакомство с рецептами французской кухни, их переводы. Составление рецепта твоего любимого блюда. Чтение и перевод аутентичных текстов об особенностях национальной кухни.
Ролевая игра «В кафе» (заказ блюд, обсуждение меню).
Французская живопись (импрессионисты). Теоретическое занятие:
Импрессионизм. Французские художники – импрессионисты (К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, К. Писсарро).
Музей д'Орсэ, музей – усадьба К. Моне в Живерни.
Практическое занятие:
Виртуальная экскурсия по музею д'Орсэ. Составление устных и письменных рассказов (сообщений) о понравившейся картине.
Замки в долине Луары. Теоретическое занятие:
Замки Луары - история французских королей и колыбель французского Ренессанса. Генеалогическое дерево французских королей.
Замки Луары – архитектурные и культурные памятники средневековья (Шамбор, Блуа, Шатоден).
Практическое занятие:
Просмотр и обсуждение презентаций, посвященных замкам в долине р. Луары.Работа с французскими проспектами, содержащими описание замков Луары. Конкурс рисунков, микросообщения учащихся о замках в долине Луары.
Франция и ее песня. Теоретическое занятие:
Французские шансонье. Эдит Пиаф, Ив Монтан, Шарль Азнавур, Ален Сушон.
Практическое занятие:
Просмотр и обсуждение презентаций «Французские шансонье». Прослушивание компакт-диска «Хиты Франции».
Разучивание французских песен.
Занимательный французский язык. Практическое занятие:
Конкурс на лучший кроссворд. Составление вопросов к викторине на французском языке «Кто лучше знает Францию и французов».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
К концу изучения курса «Bonjour, France!» учащиеся должны обладать
следующими знаниями, умениями, навыками:
1. Дать требуемую информацию (устно или письменно), объясниться с
собеседником по вопросам входящим в круг повседневного общения.
2. Подготовить рассказ – сообщение о географических и природных усло-
виях Франции, ее истории, вкладе в мировую культуру.
3. Читать и понимать различные тексты (художественные, журнальные, газетные, информационные), написанные носителями французского языка.
4. Понимать французскую речь в разнообразных ситуациях
повседневного общения, отреагировать на вопросы при помощи адекватной
реплики, жеста, мимики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ганшина Е. Франция. Страна и люди. – М.: Просвещение, 1995. – 272 с.
Харитонова И. В., Самохотская И. С. Франция как она есть. – М.: Владос, 2003. – 360 с.
Вершинина Е. Г., Калинкина Ю. С. Знакомтесь: Франция. – М.: Высш. Шк., 2007. – 287 с.
Сборник текстов и заданий по страноведению / Сост. Э. С. Нефедова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – 32 с.
Франкоговорящие страны. Истоиия и современность / Сост. Т. В. Соколова. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 140 с.
Знаете ли вы Францию? = Connaissez-vous la France?: сборник тестовых заданий по страноведению / Сост. Л. Ф. Арсентьева, И. В. Галкина. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2009. – 107 с.
Регионы Франции = Les regions francaises: учебное пособие по страноведению: в 2 ч. / Сост. Л. Ф. Арсентьева. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – Ч. I. – 184 с.
Регионы Франции = Les regions francaises: учебное пособие по страноведению: в 2 ч. / Сост. Л. Ф. Арсентьева. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2007. – Ч. II. – 186 с.
Материалы Интернет сайтов.