Тема урока: «Разряды числительных. Количественные и порядковые имена числительные». Блокадный Ленинград в числах.

Класс: 6 а
Тема урока: «Разряды числительных. Количественные и порядковые имена числительные»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Предметные: способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении количественных и порядковых имен числительных, способствовать формированию представления об особенностях разрядов числительных.
Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных и эстетических качеств личности.
Задачи урока: 1) дать понятие о количественных и порядковых именах числительных и особенностях их склонения; способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать количественные и порядковые имена числительные. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли. 2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать воспитанию патриотизма, прививать интерес к истории своей страны и малой Родине. Способствовать развитию умения применять полученные сведения на практике.

Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

1.Организационный момент
Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
2.Актуализация знаний
Цель этапа: предъявить задания близкие жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала













-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Сегодня мы с вами поговорим о важной теме для каждого из нас, для каждого человека нашей большой многонациональной страны.












Ребята, сегодня мы совершим путешествие. Но путешествие будет необычным. Это путешествие в прошлое под этот звук метронома.





















Личностные УУД
Осуществляемые действия: эмоциональный настрой наурок




Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности



Познавательные УУД
Осуществляемые действия: активное слушание, выдвижение предположений




Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий



Коммуникативные УУД
Осуществляемые: слушание собеседника




Формируемые способы деятельности: построение понятных для собеседника высказываний



Личностные УУД
Осуществляемые действия: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему




Формируемые способы деятельности: умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения



Познавательные УУД
Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности; слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта




Формируемые способы деятельности: формирование умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы



Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия: взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений




Формируемые способы деятельности: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

3.Постановка учебной задачи
Цель этапа:
Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности
Слайд 2. (1941-1945)
- С каким знаменательным событием связаны эти даты? А какой частью речи они являются в русском языке? Что вы знаете о ней? Прочитайте эти числительные, правильно выговаривая их окончания.
Слайд 3-4. (22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей
страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки.
Захвату города Ленинграда отводилось особое место.
Противник хотел захватить побережье Балтийского моря
и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно
прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали
вывозить жителей и расположенные в городе заводы
и фабрики. Блокада Ленинграда  военная блокада
города немецкими, Финскими, испанскими[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
войсками во время Великой Отечественной войны.
Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944. 872 дня.
- Какие числительные встретились вам здесь? На какой вопрос отвечают эти числительные? (Сколько? Какой?)

Слайд 5-7 . Какая тема нашего урока? (Количественные и порядковые числительные)
- А теперь подумайте и ответьте: как мы сформулируем тему нашего урока?
Слайд 8
Сейчас вы самостоятельно изучите параграфы 70, 71 на стр. 49, 51.
- О чем мы сегодня будем с вами говорить? Что мы должны сегодня сделать на уроке?
Цели урока:
Уметь различать разряды порядковых и количественных числительных, об изменениях порядковых числительных, согласовании их с существительными, назначении в речи; сложных прилагательных, в состав которых (первая основа) входит числительное.
Уметь разграничивать количественные и порядковые числительные, использовать их в речи. Уметь находить их в тексте, определять разряд, синтаксическую роль в предложении
Слайд 9-10
Задание: 2 учащихся работают у доски. Выпишите из данного текста числительные
-Правильно ли ребята выполнили задание? Какие ошибки они могли допустить?
Слайд 11 филькультминутка
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия: самостоятельное определение цели урока




Формируемые способы деятельности: формирование умения прогнозировать предстоящую работу



Познавательные УУД
Осуществляемые действия: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности








Личностные УУД








Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению




Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности



Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
Формирование уменияучитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем





Формируемые способы деятельности: формировать умения ставить цель деятельности

4.Проблемное изложение нового знания
Цель этапа:
Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения
Слайд 12
Прочитать тексты, правильно выговаривая окончания числительных. Поставьте к ним вопросы и определите падеж числительных. К какому разряду относятся эти числительные?

В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:
«Женя умерла 28 декабря в
12 часов 30 минут утра 1941
года. Бабушка умерла
25 января в 3 часа дня
1942 года..»
«Лека умер 12 марта в 8 часов утра
1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля
в 2 часа дня 1942 года».

Работа по учебнику. Стр. 50. Упр. 406.
(материал для ознакомления)
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия: осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов




Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в парах, группах



Познавательные УУД
Осуществляемые действия: развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;




Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию

5.Первичное закрепление знаний учащихся
Цель этапа:
Зафиксировать алгоритм определения падежа количественных и порядковых числительных; организовать усвоение учащимися нового материала ( фронтально и в группах)







Слайд 13
Прочитайте тексты, правильно выговаривая окончания числительных. Запишите числительные прописью и выделите окончания.
«Дядя Лёша умер 10 мая
в 4 часа дня 1942 года.
Мама – 13 мая в 7 часов
30 минут утра 1942 года».

Личностные УУД
Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; применение на практике и последующее повторение нового материала




Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности



Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия: осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками




Формируемые способы деятельности: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

6.Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем
Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, проверить умение учащихся работать по алгоритму, организовать выявление и исправление допущенных ошибок













За годы блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944
годы погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5
миллиона человек.
Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов;
остальные 97 % умерли от голода.
Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда
похоронено на Пискаревском кладбище.
Площадь кладбища составляет 26 га,
длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м.
В длинном ряду могил лежат жертвы блокады,
число которых только на этом кладбище составляет
примерно 500 тыс. человек.

Личностные УУД
Осуществляемые действия: проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала




Формируемые способы деятельности: применение на практике полученных знаний и последующее повторение



Регулятивные УУД









Осуществляемые действия: самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность






Формируемые способы деятельности: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации



Познавательные УУД

Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности




Формируемые способы деятельности: умения структурировать знания, построение логической цепи рассуждений

7.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний учащихся, тренировать способность применять новый алгоритм действий
Домашнее задание. Сочинение-миниатюра. Найти и записать сочинения-миниатюры, используя числительные на темы: 1) Героизм советских солдат в годы ВОВ; 2) Скольким героям было присвоено звание Героя Советского Союза во время ВОВ? 3) Показать начало ВОВ в цифрах. 4) Сколько самарских добровольцев ушло воевать в годы ВОВ
Познавательные УУД






Осуществляемые действия: отработка алгоритма по изученной теме, творческая переработка изученной информации, поиск в словарях, в сети Интернет





Формируемые способы действия:
Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, применение методов информационного поиска

8. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности
- Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы этой цели? Научились мы работать по этому алгоритму? В тетради на полях напротив классной работы поставьте себе оценку за работу на уроке. Если остались вопросы или есть трудности по данной теме, то на полях поставьте знак вопроса.
- А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники.
- На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Урок окончен, до свидания!















Коммуникативные УУД





Осуществляемые действия: оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока





Формируемые способы деятельности: формирование умений точно и полно выражать свои мысли











13PAGE \* MERGEFORMAT14915




15