В СТРАНЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ Игра — путешествие
В СТРАНЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
Игра - путешествие
Цель занятия: Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции , расширять кругозор учащихся.
Оборудование: Карта Заниматики; куб; карточки с заданиями; плакат с записью арабских цифр; диаграмма «Миром управляют числа»; эмблемы команд »Круг», «Квадрат»; ребусы; геометрические фигуры для учителя и команд, линейка, 10-15 листов с изображениеми круга и квадрата.
На доске:
Ход занятия
Учитель: Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня, придя к нам в гости , вы попали в удивительную страну , страну мудрецов, которая носит название «Заниматика». Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?
Дети: «Заниматика» - это занимательная математика.
Учитель. Правильно!
Ученик 1.
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
И математики проблемы
Решили, но еще не все мы.
Ученик 2.
Выстраиваем цифры в ряд,
Они там много говорят.
Десять их, но сестры эти
Сосчитают все на свете.
Ученик 3.
Помогут вычесть и сложить
И уравнение решить,
С их помощью определяем меры
И можем записать примеры.
Ученик 4.
На математике узнали
Мы то, что раньше не слыхали:
Формула – модель – сравненье
И где ловушка в уравненье.
Учитель. А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета.
В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «5 пальцев», «5 яблок», «5 домов» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5».
Так появились числа.
Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге.
Учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами.
- Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей.
Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.
На доске:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Дети. «Миром управляют числа».
Учитель. Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое.
Все эти знания нам пригодятся и в нашей игре-путешествии по Стране занимательной математики.
Послушайте правила игры.
Перед вами игровое поле, или, другими словами, карта страны Заниматики.
На игровом поле – 6 секторов, 6 различных областей математики, в которых вы должны будете показать свои знания.
Путеводителем по стране Заниматике будет большой разноцветный куб. Цвет, который выпадает на кубе, указывает на цвет сектора, и игра продолжается.
Бросать куб имеют право только капитаны команд.
Учитель представляет капитанов команд, которые выходят и встают рядом с учителем.
- Капитаны, вы будете бросать куб по очереди. Задания каждого из секторов дадут возможность командам набрать определенное количество очков.
Для подсчета очков в зале работает жюри.
- А сейчас капитаны должны представить членов своей команды зрителям, болельщикам и жюри. Напомню, что кроме капитанов в команду входит еще 5 человек.
Капитан поименно представляет членов команды. Все занимают свои места за игровым столом.
- Ну, а теперь нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно тоже должно быть математическим или геометрическим. Команды, представьтесь.
Первая команда – «Круг».
Вторая команда – «Квадрат».
Итак, игра начинается!
Для жеребьевки – для того чтобы определить, кто сделает первый ход, - приглашаются капитаны команд. Вам надо разгадать ребус. Начинает игру та команда, чей капитан справится с заданием быстрее.
На доске:
Капитан 1. Восемь умножить на семь – получится 56
Капитан 2. Восемнадцать плюс три- получится двадцать один.
Разделы и сектора на карте Заниматики
АРИФМЕТИКА
Учитель. Это пожалуй самая древняя область математики.
Команды должны будут произвести вычисления и , воспользовавшись кодом, ( ключевое к расшифровке) сложить пословицу.
Каждый член команды должен решить по 3 примера и найти по 3 буквы.
На доске:
9*9 4*7 24*1
8*5 7*9
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·у з а ь н м к в е т и г б
( без муки нет науки)
8*4 7*9 30: 5
4*6 29+35 24:1
5*2 82-17 72:8
9*5 94-69 12*3
16*2
60-36
5 6 9 10 24 25 32 36 45 48 63 64 65 81
г н у р а х ц к и ь в с е б
(Царица всех наук)
- Пока члены команды заняты делом, капитаны попытаются заработать дополнительные очки для своей команды.
Чтобы выполнить эти задания, вы должны вспомнить правило о том, как складывать и вычитать числа. А зная общее правило, способ решения, можно решать примеры, записанные любыми цифрами, даже самыми необычными.
Задания на индивидуальных досках:
Капитан 1. 87, 5, d х 6,41 > 14.
Капитан 2. 50, y х 8, n, 56 < 65.
Проводится проверка работ.
Учитель. Какую науку принято считать царицей всех наук?
Дети. Математику.
Учитель. А сейчас слово предоставляется жюри.
Подводятся итоги конкурса. Участникам дается по одному очку за каждое задание, выполненное верно.
ГЕОМЕТРИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ
Учитель. один из разделов математики – геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.
Перечислите геометрические фигуры, изображенные на доске.
На доске:
Рассмотрите фигуры на доске. По каким признакам можно разбить эти фигуры на 2 части?
Дети отвечают.
На доске:
Учитель. А эти фигуры?
Дети. По форме, цвету, размеру.
Команда называет по одному признаку по очереди.
Учитель. Это было задание для всех. А сейчас каждая команда получит по конверту, в котором лежит какая-та геометрическая фигура. Мы не знаем, что эта за фигура, так как она разрезана на части.
Ваша задача – собрать её из частей, назвать эту фигуру, вспомнить её существенные признаки и вычислить периметр.
Дети выполняют программу.
Учитель. Геометрия интересна тем, что здесь можно не только строить, измерять, вычислять, но ещё и фантазировать.
Наши команды не случайно выбрали такие названия. Сейчас им предстоит пофантазировать, дорисовать геометрические фигуры, ставшие названиями команд, до известных всем предметов.
Ученикам раздаются 10-15 листов бумаги с изображениями круга и квадрата, которые они дорисовывают.
Подводятся итоги конкурса.
3. ФОЛЬКЛОР
Учитель. Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверно, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.
Вспомните, какое число считается в народе несчастливым?
Дети. Тринадцать.
Учитель. А вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках.
Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом «7».
Дети. Семеро с ложкой – один с сошкой.
- Лук – от семи недуг.
- За семью морями.
- Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.
- Семи пядей во лбу.
- Седьмая вода на киселе.
- До седьмого пота.
- Семь верст до небес.
- За семь верст киселя хлебать.
- На седьмом небе.
- Семеро одного не ждут.
- Семь бед – один ответ.
- Семь раз отмерь – один отрежь.
- У семи нянек дитя без глазу.
- Семь пятниц на неделе.
- В осеннее ненастье семь погод на дворе.
Подводятся итоги конкурса:
Учитель. С какими величинами вы знакомы?
Дети. Длина, время, масса.
Учитель. Заполните пропуски в карточках.
Учитель раздает командам карточки.
Мы живем в _________ веке. Сейчас _______ год, _____ месяц, ____ число. Часы показывают _____часов ____минут. Через ____ минут начнется новый час. Через ____ часов ____ минут начнутся новые сутки. До следующего года осталось ____ дней.
Подводятся итоги конкурса:
5. МАТЕМАТИКА И ЭКОЛОГИЯ
Учитель. Вы уже знаете, сто математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.
А знаете ли вы, что такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты.
Ну что ж, поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии.
Посмотрите на доску и решите новые примеры, но сначала назовите компоненты действия сложения и вычитания, умножения и деления, вспомните зависимость между этими компонентами.
Кто знает и может объяснить, поднимите руку.
Команда 1
На доске:
Дети. 65 ударов в минуту делает сердце взрослого человека.
- 17 килограммов чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека.
- Человеку в день требуется 2-2,25 литра воды.
Команда 2
На доске:
? * 7 = 56 32: ? = 4 ? – 37 = 13
- за сутки из неисправного крана вытекает 50 литров воды.
- 1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен
- 1 гектар леса поглощает 8 килограммов углекислого газа за час.
Учитель. Итак, деревья поглощают углекислый газ , а что вырабатывается в результате химических процессов в листьях растений?
Дети. Огромное количество кислорода.
Учитель. Да, не случайно леса называют легкими нашей планеты. Но, несмотря на их огромную пользу, на Земле каждую минуту вырубают 20 гектаров леса.
В отрывке из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Саша» описана трагедия вырубаемого леса. Послушайте внимательно этот отрывок и ответьте на вопросы, предложенные каждой команде. Вопросы записаны на доске.
На доске:
***
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез,
Столько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал и вон убежал,
В темную нору забилась лисица,
Машет крылом осторожная птица,
В недоуменьи тащат муравьи,
Что ни попало, в жилища свои.
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Дети отвечают
- А теперь вернемся к заданиям.
Команда 1. В стихотворении названо четыре вида деревьев: береза, ель, калина, дубок.
Команда 2. В стихотворении говорится о четырех видах животных: зайце, лисице, птицах, муравьях.
Учитель. А не случится ли так, что по вине людей совсем не останется лесов? Как это предотвратить?
Дети. Использовать леса бережно, по-хозяйски, собирать макулатуру и сажать молодые деревца?
Подводятся итоги конкурса.
6.ЛОГИКА
У. Это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас командам предлагается порассуждать и вставить в выражения слова «некоторые», «все».
Учитель раздает командам карточки с выражениями.
Учитель. А теперь каждой команде предлагается решить логическую задачу, выстроить доказательство и ответить на вопросы.
Учитель раздает командам карточки с заданиями:
- Какими получились высказывания с точки зрения здравого смысла – верными или неверными?
Дети. С точки зрения логики мы ответили верно, с точки зрения здравого смысла высказывания неверные.
Подводятся итоги конкурса.
7. Подведение итогов игры. Награждение
Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора открыты, все разделы пройдены.
Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.
Интересно было?
Дети. Да.
Учитель. Действительно, математика – интересная, многогранная, занимательная и полезная наука.
В старших классах вы откроете для себя новые разделы математики – алгебру и геометрию, но я думаю, что вы будете так же любить эту науку и так же увлеченно выполнять все задания, как делаете это теперь.
А когда придет время выбирать профессию, вы поймете, что нет на земле такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике.
А сейчас слово для подведения итогов предоставляется жюри.
Жюри. Команда, занявшая первое место в сегодняшней игре, награждается золотой медалью « Знаток математики»; команда, занявшая второе место, - серебряной медалью.
А для того чтобы все расстались в хорошем настроении, каждой команде вручается еще и сладкий приз – большой и вкусный пирог, которого хватит как игрокам, так и их болельщикам.
Всем спасибо за игру!
Команда 1
Какие деревья вырубали, сколько их видов названо в стихотворение?
Команда 2
Какие живые обитатели леса убегают, сколько их?
Запишите ответы:
80+7 54-4
в х о + 5 y x 9 – y
d x 7 –d b x 0 + n
Сравните числа:
41 14 56 65
РАВ ЮТ
ЧИС УП
РОМ ЛЯ
ЛА
ЛА
ЛА
Команда 1
_________ числа двузначные.
_________ задачи решаются в два действия.
_________ уравнения содержат неизвестное.
_________ квадраты – четырехугольники.
_________ числа делятся на 1.
_________ имеющие «5» по математики – отличники.
Команда 2
_________ дети учатся в школе.
_________ треугольники имеют три угла.
_________ числа четные.
_________ примеры мы решаем, пользуясь таблицей умножения.
_________ числа меньше тысячи.
_________ люди любят шоколад.
___ 14 = 51
63 + = 80
18 : = 9
Рука толще, чем нога; нога толще, чем туловище. Что тоньше всего?
Муравей тяжелее слона, слон тяжелее кота. Кто тяжелее всех?
Задача проще уравнения. Задача сложнее примера. Что проще всего?
Арифметика
Логика
Геометрия
и
конструирование
Экология и математика
Фольклор
Величины
15