Урок по литературе Изобразительно-выразительные средства языка.Эпитет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное образование
«Выборгский район» Ленинградской области
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет.
Урок-практикум по литературе в 5 классе
УМК В.Я.Коровиной
Подготовила Ртищева Вера Григорьевна, учитель русского языка и литературы
Цель:
сформировать базовые знания о языке художественной литературы, о его изобразительно-выразительных средствах; помочь постичь тайны творческой лаборатории писателя как художника слова.
Задачи:
· Образовательная: выделение сущностных признаков тропа; использование понятия как инструмента анализа при изучении художественного произведения.
· Развивающая: создание поисковой ситуации, стремление к исследовательской работе; подведение к первоначальному выводу самих обучающихся через целенаправленное наблюдение над языковыми фактами.
· Воспитательная: вызвать эмоциональный отклик; побуждать обучающихся к самостоятельному литературному творчеству и вдумчивому чтению-переживанию художественных текстов.
В ходе урока обучающиеся
узнают:
что такое эпитет
какую роль эпитет играет в поэтической речи
научатся:
находить эпитеты в тексте
определять их роль в тексте
подбирать поэтические эпитеты к словам-образам
Опорные слова, выражения: изобразительно-выразительные средства языка, тропы, гипербола, олицетворение, эпитет, сравнение, метафора.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Художником слова писателя называют потому, что он рисует картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления. У этих слов есть особые названия – тропы, изобразительно-выразительные средства языка (гипербола, олицетворение, эпитет, сравнение, метафора).
Вопрос: - Что они делают? Какую роль играют? (Рисуют, изображают, чтобы мы увидели, представили, вообразили; выражают отношение; передают мысли и эмоции автора).
Учитель: мы вспомнили, как значимо каждое слово в художественном тексте. Сегодня мы откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты, потому что видеть тропы в тексте все равно, что искать грибы в лесу, это увлекательно и интересно. Сегодня мы изучим с вами эпитет, его маленькие секреты и отличительные особенности.
Изучение нового материала. Пробуждение жизненных впечатлений.
Учитель: - Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивый, веселый, трудолюбивый, искренний).
-Нравится вам этот человек? А теперь опишите человека, который вам совсем не нравится. (Злой, жадный, бесчестный, грубый, дерзкий, невоспитанный).
- Попробуйте угадать по названным признакам, о каком цветке идет речь. Алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом. (Роза).
- Определите время года по его свойствам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время года. (Например: морозная, снежная, долгожданная, любимая – зима).
- При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений? (Это прилагательные, определения).
Анализ первоначального определения.
Учитель: - Прочитайте внимательно строки стихотворения А.С. Пушкина:
яблоко, оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Вопрос: - Какие слова помогают нам представить такое яблоко, перед красотой которого не устояла царевна? (Спелого, румяно-золотисто, свежо, душисто).
Учитель: - Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.
Обобщение ответов в виде опорного конспекта.
Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое:
выделяет
передает
заражает
создает
свойства
отношение автора
настроением
образ
качества
впечатление
признаки
Практическая часть. Выполнение заданий, закрепляющих знания об отличительных особенностях эпитетов.
Отличие эпитетов от грамматических определений:
Эпитет
Грамматическое определение
«день чудесный!»
субботний день
золотое сердце
золотое кольцо
лисий характер
лисий хвост
«день как бы хрустальный»
длинный день
Виды эпитетов:
Постоянные
сложные
метафоричные
добрый молодец
светло-пушистая снежинка
снежинка смелая
красно солнышко
яблоко румяно-золотистое
березка нежная
Роль эпитетов в тексте.
Задание: прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Снежинка», выпишите эпитеты, которые создают ее «образ» и делают его незабываемым. Прокомментируйте свой выбор.
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула.
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая.
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Кружится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белаяОбсуждение.
- Укажите, где в стихотворении движение, полет, вихрь, а где любование, восхищение?
- Как передать эту смену при чтении?
- Почему автор использует обратный порядок слов (инверсию)?
- Что придает стихотворению музыкальную силу (поэт словно завораживает читателя видением)?
Творческая мастерская. Упражнения творческого характера.
Игра «Соревнование с писателем». (На доске написано (или воспроизведено на слайде) стихотворение А. Фета с пропуском эпитетов). Введите эпитеты, которые помогут увидеть картину, представить ее перед своими глазами. Посоревнуйтесь с автором.
(Чудная) картина,
Как ты мне родна:
(Белая) равнина,
(Полна) луна.
Свет небес (высоких),
И (блестящий) снег,
И саней (далеких)
(Одинокий) бег.
Коллективное обсуждение предлагаемых обучающимися вариантов.
Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою» (читает ученик).
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Устное словесное рисование к нему иллюстраций с введением в рассказ изобразительно-выразительных средств языка.
Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года» (январь), создание живописной акварельной иллюстрации зимнего леса и выбор названия для нее (строка из стихотворения Ф.И. Тютчева).
4.Подведение итогов урока.
Возвращение к опорному конспекту. Беседа по вопросам:
Назовите секреты эпитета.
Как увидеть эпитеты в тексте?
Какова их роль в художественном тексте?
Какой эпитет вы запомнили на уроке?
5.Домашнее задание.
Выучить опорный конспект, проиллюстрировать его примерами.
Выразительно читать наизусть, создавая в воображении картину, стихотворение Ф.И. Тютчева.
Подобрать поэтические эпитеты разных авторов к словам-образам: береза, тишина, лес, утро (по выбору).
Список использованных материалов
Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002
Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г.
Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984
Русская поэзия XIX – начала XX в./Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Овчаренко и др.; Сост., вступ. Статья, примеч. Н.Якушина. – М.: Худож лит., 1987
Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.- М:ВАКО,2008
Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова,Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005.
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/ Е.С.Симакова. М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2008
Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974
Краткий словарь литературоведческих терминов. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. М.: Просвещение, 1978.
Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www. Ru.wikipedia.org
http:// russlovesnost.
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
13PAGE \* MERGEFORMAT14915
15