Метафора в творчестве С. Есенина на занятиях элективного курса
Метафора в творчестве С. Есенина на занятиях элективного курса
На сегодняшний день наиболее эффективным отражением сути модернизации процесса образования является компетентностный подход в обучении, что предполагает собой активную совместную деятельность обучаемых и обучающего в различных учебных ситуациях, умении реализовывать результаты на практике. В лингводидактике формирование у школьников ключевых компетентностей позволяет реализовать речетворческий потенциал личности.
Школьная практика показывает, что сформировать у учащихся данные лингводидактические компетенции возможно, если целенаправленно и планомерно проводить специальную работу: изучать изобразительно-выразительные средства языка, рассматривать лингвистические и литературоведческие понятия, направленные на раскрытие эстетической функции речи, углублять формирование навыков филологического анализа художественного произведения и способов языкового выражения. Однако на уроках русского языка и литературы не всегда возможно реализовать данную задачу. Процесс обучения необходимо строить на принципах интеграции грамматических понятий, обязательных для усвоения в основном курсе русского языка и понятий, характеризующих эстетический аспект художественного языка, изобразительно-выразительные средства языка в литературе.
Таким образом, наиболее гибкой и удобной формой освоения лингвистической компетенции является элективный курс «Словесность». Основная цель данного курса – организация систематического и целенаправленного наблюдения за тем, как реализуется в художественной речи изобразительно-выразительный потенциал языковых единиц данного уровня, а также в формировании у учащихся способности создавать собственные речевые высказывания с использованием изобразительных средств родного языка.
По мнению Б. Н. Головина, данные коммуникативные качества определяются использованием выразительных средств языка, одним из которых является метафора [4, с. 131]. В. К. Харченко, рассматривая феномен метафоры, выделяет стилеобразующую, эмоционально-оценочную, изобразительно-выразительную функции [5, с. 279]. Таким образом, можно утверждать, что благодаря своей многофункциональности, метафора позволяет раскрывать значимость речи, способы ее развития, представляет индивидуальное видение мира, учит мыслить логически.
Данные психолого-педагогических исследований А. Шахрановича, Н. Юрьевой свидетельствуют о том, что речь современного школьника лишена выразительности не только интонационной, но и лексической [3]. Из данного утверждения следует, что учащиеся не владеют коммуникативными, эстетическими и когнитивными функциями речи, а, следовательно, не умеют анализировать художественные произведения.
Данную проблемувозможно устранить, изучая метафоры, нашедшие свое яркое отражение в поэтической речи С. Есенина.В школьной программе творчество поэта изучают на всех ступенях обучения: в начальной школе, в средних классах – отдельные произведения, а целостное представление о творчестве – в выпускном классе. Познавая языковые способы создания художественного произведения, учащиеся овладеют языком как средством выражения собственных мыслей и чувств. Исходя из вышесказанного, изучение данной темы исследования является важной и актуальной.
Цель работы – исследование особенностей изучения метафоры в творчестве С. Есенина на занятиях элективного курса, ее роли в формировании ключевых компетенций у учащихся.
С. Есенин – талантливый поэт, неповторимый мастер словесности. Идиостиль поэта является важной составляющей его художественного мира, в котором автор опирается на жизненный опыт и видение.Поэт мыслит метафорически, говорит о двумирности бытия, кроме того, согласно С. Есенину, метафора берет свое начало у поэтов-романтиков. Г. Бедусенко писал, что для романтиков метафора – подлинное прозрение в таинственную сущность вещей, жизнь природы как живого существа [1].
На занятиях элективного курса особое внимание следует уделить произведениям, как изучаемым в школе, так и не входящим в курс изучения школьной программы, таким как «Береза», «Пороша», «Выткался на озере алый цвет зари», «Нивы сжаты, рощи голы», «Зеленая прическа», «Устал я жить в родном краю». Это позволит расширить кругозор учащихся о творчестве поэта, понятии «метафора», а также сформировать способности создавать собственные речевые высказывания с использованием изобразительно-выразительных средств языка.
Изучение метафоры в поэтической речи поэта на занятиях элективного курсанеобходимо рассматривать с точки зрения грамматических понятий как языка, так и литературы. Например, классифицируя метафоры поэтической речи С. Есенина по морфологическому принципу, можно выделить следующие виды метафор: глагольные («Вытыкался на озере алый свет зари. / На бору со звонами плачут глухари»)[2, с. 45]; именные, выраженные существительными («… в лунных перьях серебра»), прилагательными («… ждать зимы седой осталось…») [2, с. 56]. Кроме того, встречаются сочетания существительных, прилагательных и глаголов (« И заря, лениво обходя кругом, / Обсыпает ветки новым серебром») [2, с. 78].
Распределяя метафоры поэтической речи С. Есенина по морфологическому признаку, обучающиеся формируют у себя умения распознавать метафору и ее смысл, пользоваться знаниями о морфологической и синтаксической структуре слова, осознают связь мышления и слова. Таким образом, учащиеся выходят на новый уровень лингвистической рефлексии.
В поэзии С. Есенина наблюдается всеобщий метафоризм: автор говорит о полной взаимосвязи человека и природы. Эта особенность прослеживается в стихотворении «Зеленая прическа». Читатель так и не сможет понять, о ком идет речь: о березе или девушке («Что шепчет тебе ветер? / О чем звенит песок? / Иль хочешь в косы-ветви / Ты лунный гребешок?) [2, 146]. Кроме того, мы видим, что метафоры у поэта основываются на фольклоре. Рассматривая данный аспект идиостиля поэта, можно говорить о формировании культуроведческой компетенции обучающихся, которая, по мнению В. Гака, является «способностью осознавать этнокультурную окрашенность метафорических единиц, отражение их в системе картины мира, свойственной создавшему их народу» [4, с. 135].
Следовательно, прочитав стихотворение С. Есенина и сопоставив образ березы в народной поэзии, учащиеся сделают вывод о том, что в авторском произведении отражены народные верования и представления.
Анализируя произведения поэта, следует выделить индивидуально-авторские метафоры, например: «Пойду по белым кудрям дня» («Устал я жить в родном краю…»)[2, с. 89], «Бесконечная дорога убегает лентой вдаль…» («Пороша») [2, с. 178]. Учащиеся, ознакомившись с авторскими метафорами, смогут не только интерпретировать идеи произведений поэта через план его выражения и содержания, но и пополнят словарный запас метафорами, научатся мыслить образно-ассоциативно, поймут логику сравнения.
Таким образом, изучение метафоры в творчестве С. Есенина на занятиях элективного курса позволит повысить культуру мышления и речи обучающихся, раскрыть лингвистическую наблюдательность и обогатить метафорический запас учеников, сформировать основные лингводидактические компетенции.
Список литературы:
1.Бедусенко Г. А. О контекстуальных возможностях метафоры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1707-2012-03-27-07-11-402. Есенин С. А. Лирика [Текст] / С. А. Есенин. – М. : Художественная литература, 1965 г. – 356 с.
3. Максимова А. Б. Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/232000/izuchenie-metafory-v-aspekte-rechevogo-razvitiya-shkol._nikov-...
4. Максимова А. Б. Речевое развитие школьников в процессе изучения метафоры: компетентностный подход [Текст] / А. Б. Максимова// Человек и образование. – № 4. – СПб. – 2011. – с. 131 – 135.
5. Харченко В. К. Филологическая культура личности [Текст] / В. К. Харченко // Словарь богатств русского языка. Т-2. Н-Я. – Белгород: Издательство Белгородского университета, 2003. – 313 с.