Рабочая программа по биологии Решение генетических задач
Рабочая программа элективного курса
по биологии в 11 классе
«Решение генетических задач»
Составитель: учитель биологии и химии
Байбикова Анастасия Олеговна
2015 г.
Пояснительная записка
1) Цели изучения курса
Целью курса является:
Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и навыков решения задач для сдачи ЕГЭ.
Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся сформировать/актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.
Задачи:
1.Формировать систему знаний по главным теоретическим законам биологии.
2.Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного, прикладного и творческого характера
3.Развивать ключевые компетенции: учебно - познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
4.Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.
2) Общая характеристика курса
Программа предназначена для учащихся 11 класса, увлеченных биологией и сдающих ЕГЭ по биологии. Она обеспечивает подготовку по данной теме. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки курса биологии, имеет профессиональную направленность и направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников.
Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии.
В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук – генетике.
Курс демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной, селекцией. Межпредметный характер курса позволит заинтересовать школьников практической биологией, убедить их в возможности применения теоретических знаний для диагностики и прогнозирования наследственных заболеваний, успешной селекционной работы, повысить их познавательную активность, развить аналитические способности.
Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.
Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует слабых учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.
Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трех уровней обученности: репродуктивного, прикладного и творческого.
Рабочая программа по элективному курсу составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе авторской программы биологии Е. Ф. Суворцевой «Решение генетических задач» (2013 г.). В программу внесен ряд изменений: сокращение часов по каждому разделу на половину, так как авторская программа рассчитана на реализацию в течение года (34 ч.).
Общий объем часов – 17 часов.
3) Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом программа рассчитана на 17 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, что соответствует учебному плану МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 1 ».
4) Результаты освоения курса
В результате освоения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
знать:
основные генетические понятия, генетические законы и символику, методы изучения генетики;
уметь:
давать аргументированную оценку новой информации;
применять различные генетические законы при решении задач;
прогнозировать вероятность передачи по наследству генетических нарушений;
готовить материалы по теоретическому материалу;
составлять родословную;
сравнивать, анализировать, делать выводы;
владеть языком предмета;
Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности.
Тематическое планирование
по курсу «Решение генетических задач»
№
n/n Наименование разделов и тем Максимальная
нагрузка учащегося, ч. Из них
Теоретическое
обучение, ч. Лабораторные и практические, ч. Экскурсии, ч.
1. Введение 1 1 - -
Моногибридное скрещивание 3 1 2 2 Закономерности наследования при моногибридном скрещивании. 1 1 - -
3 Решение задач. 2 - 2 -
Дигибридное скрещивание 2 1 1 -
4 Закономерности дигибридного скрещивания. 1 1 5 Решение задач. 1 - 1 -
Полигибридное скрещивание 2 1 1 6 Математические закономерности при полигибридном скрещивании. 1 1 - -
7 Решение задач. 1 - 1 Сцепленное наследование генов 3 1 2 -
8 Закономерности сцепленного наследования 1 1 - 9 Решение задач 2 - 2 -
Наследование, сцепленное с полом 3 1 2 10 Цитологические основы наследования, сцепленного с полом 1 1 - -
11 Решение задач 2 - 2 -
Взаимодействие неаллельных генов 2 1 1 -
12 Эпистаз. Комплементарность. Полимерия. 1 1 - 13 Решение задач 1 - 1 -
14 Итоговые занятия 1 - - -
Итого 17 7 10 -
Основное содержание курса
(1 ч в неделю; всего 17 ч)
Введение (1 ч)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.
Моногибридное скрещивание (3 ч)
Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г.Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные аллели.
Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.
Практическая работа № 1«Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. На промежуточное наследование признаков».
Ожидаемые результаты:
Предметные
Учащиеся знают основные понятия по теме «Моногибридное скрещивание».
Учащиеся знают строение биологических объектов: генов и хромосом;
Учащиеся умеют применять законы Г.Менделя при решении генетических задач.
МетапредметныеУчащиеся умеют находить информацию, используя инструктивные карточки.
Учащиеся используют полученные знания для объяснения законов, открытых Менделем.
Учащиеся умеют грамотно оформлять запись генетических задач.
Личностные
Учащиеся знают, что здоровье человека и его потомков зависит от здорового образа жизни.
Учащиеся могут рассуждать и обобщать, вести диалог.
Учащиеся могут выполнять задания самостоятельно.
Дигибридное скрещивание (2 ч)
Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.
Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.
Практическая работа № 2 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».
Ожидаемые результаты:
Предметные
Учащиеся знают основные понятия по теме «Дигибридное скрещивание».
Учащиеся умеют применять законы Г. Менделя при решении генетических задач.
МетапредметныеУчащиеся умеют находить информацию, используя инструктивные карточки.
Учащиеся используют полученные знания для объяснения законов, открытых Менделем.
Учащиеся умеют грамотно оформлять запись генетических задач.
Личностные
Учащиеся знают, что здоровье человека и его потомков зависит от здорового образа жизни.
Учащиеся могут рассуждать и обобщать, вести диалог.
Учащиеся могут выполнять задания самостоятельно.
Полигибридное скрещивание (2 ч)
Математическая закономерность наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.
Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и генотипы потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.
Практическая работа № 3 «Решение генетических задач на полигибридное скрещивание».
Ожидаемые результаты:
Предметные
Учащиеся знают основные понятия по теме «Полигибридное скрещивание».
Учащиеся умеют применять законы Г. Менделя при решении генетических задач.
МетапредметныеУчащиеся умеют находить информацию, используя инструктивные карточки.
Учащиеся используют полученные знания для объяснения законов, открытых Менделем.
Учащиеся умеют грамотно оформлять запись генетических задач.
Личностные
Учащиеся знают, что здоровье человека и его потомков зависит от здорового образа жизни.
Учащиеся могут рассуждать и обобщать, вести диалог.
Учащиеся могут выполнять задания самостоятельно.
Сцепленное наследование генов (3 ч)
Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосомов без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосомов и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследования.
Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.
Практическая работа № 4. Решение генетических задач на сцепленное наследование признаков.
Ожидаемые результаты:
Предметные
Учащиеся знают основные понятия по теме «Сцепленное наследование генов».
Учащиеся умеют применять закон Моргана при решении генетических задач.
МетапредметныеУчащиеся умеют самостоятельно находить информацию.
Учащиеся используют полученные знания для объяснения законов, открытых Менделем.
Учащиеся умеют грамотно оформлять запись генетических задач.
Личностные
Учащиеся знают, что здоровье человека и его потомков зависит от здорового образа жизни.
Учащиеся могут рассуждать и обобщать, вести диалог.
Учащиеся могут выполнять задания самостоятельно.
Наследование сцепленное с полом (3 ч)
Цитологические основы наследования, сцепленного с полом. Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.
Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с X – хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с Y - дхромосомой.
Практическая работа № 5. Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом.
Ожидаемые результаты:
Предметные
Учащиеся знают основные понятия по теме «Наследование сцепленное с полом».
Учащиеся умеют применять законы Г. Менделя при решении генетических задач.
МетапредметныеУчащиеся умеют самостоятельно находить информацию
Учащиеся используют полученные знания для объяснения законов, открытых Менделем.
Учащиеся умеют грамотно оформлять запись генетических задач.
Личностные
Учащиеся знают, что здоровье человека и его потомков зависит от здорового образа жизни.
Учащиеся могут рассуждать и обобщать, вести диалог.
Учащиеся могут выполнять задания самостоятельно.
Взаимодействие неаллельных генов (2 ч)
Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.
Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.
Практическая работа № 6. Решение генетических задач на взаимодействие неаллельных генов.
Ожидаемые результаты:
Предметные
Учащиеся знают основные понятия по теме «Взаимодействие неаллельных генов».
Учащиеся умеют применять законы Г. Менделя при решении генетических задач.
МетапредметныеУчащиеся умеют самостоятельно находить информацию
Учащиеся используют полученные знания для объяснения законов, открытых Менделем.
Учащиеся умеют грамотно оформлять запись генетических задач.
Личностные
Учащиеся знают, что здоровье человека и его потомков зависит от здорового образа жизни.
Учащиеся могут рассуждать и обобщать, вести диалог.
Учащиеся могут выполнять задания самостоятельно.
Итоговое занятие (1 ч)
Самостоятельное решение генетических задач всех видов.
Календарно-тематическое планирование курса «Решение генетических задач», 11 класс
№ n/n Раздел программы.
Тема урока.
Тип урока. Всего часов Из них Виды деятельности, форма работы Дата проведения
Экскурсии, ч. Л – лабораторные и
П – практические работы, ч. По плану Фактическая
1 Введение ФНЗ 1 Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностное, профессиональное и жизненное самоопределение. Называют условия проявления доминантных и рецессивных признаков. Записывают обозначения доминантных и рецессивных генов, гомозигот и гетерозигот. Составление опорного конспекта. 2 Моногибридное скрещивание 3 2.1 Закономерности наследования при моногибридном скрещивании. КПЗУН 1 Раскрывают сущность гибридологического метода. Характеризуют моногибридное скрещивание. Составляют схемы процесса образования «чистых гамет», единообразия гибридов первого поколения, закона расщепления. Объясняют цитологические основы проявления второго закона Менделя (расщепления). Составляют схему закона расщепления. Описывают проявление множественного аллелизма. Работа в группах, составление таблицы, тестирование. 2.2 Решение задач. КПЗУН 2 П № 1«Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. На промежуточное наследование признаков». Составляют схемы для решения задач, правильно оформляют задачи. Решают генетические задачи разного типа. 3 Дигибридное скрещивание 2 3.1 Закономерности дигибридного скрещивания. КУ 1 Рассчитывают число типов гамет и составлять решетку Пеннета. Объясняют цитологические основы третьего закона Г. Менделя (закона независимого наследования). Осуществляют самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа схем. 3.2 Решение задач. КПЗУН 1 П № 2 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание». Составляют схемы для решения задач, правильно оформляют задачи. Решают генетические задачи разного типа. 4 Полигибридное скрещивание 2 4.1 Математические закономерности при полигибридном скрещивании. ПЗ 1 Определяют количество фенотипов и генотипы потомков. Осуществляют самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа схем. 4.2 Решение задач. КПЗУН 1 П № 3 «Решение генетических задач на полигибридное скрещивание». Составляют схемы для решения задач, правильно оформляют задачи. Решают генетические задачи разного типа. 5 Сцепленное наследование генов 3 5.1 Закономерности сцепленного наследования КУ 1 Формулируют закон сцепленного наследования Т. Моргана. Объясняют причину нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом; цитологические основы проявления закона сцепленного наследования. Характеризуют положения хромосомной теории наследственности 5.2 Решение задач КПЗУН 2 П № 4 «Решение генетических задач на сцепленное наследование признаков». Составляют схемы для решения задач, правильно оформляют задачи. Решают генетические задачи разного типа. 6 Наследование, сцепленное с полом 3 6.1 Цитологические основы наследования, сцепленного с полом КПЗУН 1 Называют типы хромосом в генотипе, объясняют механизм генетического определения пола, приводят примеры механизмов определения пола. Объясняют причины соотношения полов 1:1, механизмы наследования гемофилии и дальтонизма. Анализируют родословные. 6.2 Решение задач КПЗУН 2 П № 5 «Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом» Составляют схемы для решения задач, правильно оформляют задачи. Решают генетические задачи на сцепленное наследование. 7 Взаимодействие неаллельных генов 2 7.1 Эпистаз. Комплементарность. Полимерия. КУ 1 Раскрывают сущность взаимодействия неаллельных генов, приводят примеры. Составлять схемы скрещивания. Определяют по фенотипу генотип, и, наоборот, по генотипу фенотип, по схемам число типов гамет, вероятность проявления признака в потомстве, решать 7.2 Решение задач КПЗУН 1 П № 6 «Решение генетических задач на взаимодействие неаллельных генов». Составляют схемы для решения задач, правильно оформляют задачи. Решают генетические задачи разного типа. 8 Итоговые занятия КЗ 1 Самостоятельная работа с заданиями ЕГЭ. Типы уроков: ФНЗ – формирование новых знаний; КПЗУН – комплексное применение знаний, умений, навыков; КУ – комбинированный урок; КЗ – контроль знаний; ПЗ – применение знаний.
ПРАКТИЧЕСКИЕ работЫ
Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. На промежуточное наследование признаков».
Решение генетических задач на дигибридное скрещивание.
Решение генетических задач на полигибридное скрещивание.
Решение генетических задач на сцепленное наследование признаков.
Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом.
Решение генетических задач на взаимодействие неаллельных генов.
Список литературы
для учащихся:
Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Биология. Справочное пособие для старшекласников и поступающихв ВУЗы. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. - 816с.
Захарова В. Б. Общая биология. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2002. – 624 с.
Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. - М.: Дрофа, 2004. – 96 с.
для учителя:
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002. - 144с.
Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.// «Биология в школе». - 2004. - №7.
Федоркова Н.В. Решение задач по генетике. Учебно-методическое пособие. Вологда. 2009.
интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://www.informika.ru - электронный учебник «Биология» (вер. 2.0 - 2000) из цикла «Обучающие энциклопедии». - Учебный курс, контрольные вопросы.
http://www.college.ru - раздел «Открытого колледжа» по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
http://www.biodan.narod.ru – «БиоДан» - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.
http://www.bio.1september.ru - для учителей «Я иду на урок Биологии». Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.
http://www.nsu.ru Биология в вопросах и ответах - ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников
http://www.websib.ru - раздел «Биология» Новосибирской образовательной сети. Подборка материалов и ссылок (программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту).
http://www.nrc.edu.ru - «Биологическая картина мира» - раздел электронного учебника «Концепции современного естествознания». Концепции происхождения жизни и теории эволюции
Материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .