Контрольная работа по теме Духовная сфера жизни общества 8 класс (для сильных учеников)


Контрольная работа по обществознанию. «Духовная сфера жизни общества» В 3.1
1. В 2004 и 2014 гг. учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Высшее образование какого профиля, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения жизненного успеха?». (Можно было выбрать не более трёх ответов).
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблицеОтветы 2004 г. 2014 г.
Юридическое 70 50
Экономическое 50 50
Техническое 20 40
Военное 10 10
Медицинское 15 25
Гуманитарное 15 25
Педагогическое 10 5
Высшее образование не обязательно 30 10
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт юридическое образование, сократилась за 10 лет.
2) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт техническое образование, была в 2004 г. выше доли тех, кто считают, что больше возможностей даёт экономическое образование.
3) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт медицинское образование, в 2014 году ниже доли тех, кто считают, что больше возможностей даёт гуманитарное образование.
4) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт военное образование, за 10 лет не изменилась.
5) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт техническое образование, возросла в 2014 г. в сравнении с 2004 г.
2. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
1) В стране Z количество высших учебных заведений увеличилось за 10 лет.
2) В стране в течение 10 лет возрос престиж высшего образования.
3) Техническое образование стало давать молодым людям больше возможностей для достижения жизненного успеха.
4) Правительству страны Z следует предпринять меры для повышения потенциальных возможностей достижения жизненного успеха людьми, получившими педагогическое образование.
5) Большинство опрошенных не связывают возможность достижения жизненного успеха с получением высшего образования.
Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.
Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определённой позиции, принятия решения и ответственности за содеянное.
Всюду, где человек связан с другими людьми определёнными отношениями, возникают взаимные обязанности. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно ещё и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершать моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение.
В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.
(По материалам энциклопедии для школьников)
1. В газете были опубликованы не соответствующие действительности сведения, порочащие гражданина С. Он обратился в суд с иском против газеты о защите чести и достоинства. Объясните действия гражданина С. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
2. В тексте отмечается, что кроме знания моральных принципов важно ещё и переживание их. С опорой на текст, собственный социальный опыт, полученные знания объясните, почему важны нравственные чувства (назовите две причины).
3. В тексте говорится о том, что нравственность предполагает относительную свободу воли. Представьте ситуацию, когда человека принуждают совершать добрые дела. Некоторые считают, что в этом случае поведение всё равно будет нравственным. Приведите по одному аргументу в защиту и опровержение этой точки зрения.
4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
5. Что, по мнению автора, побуждает человека исполнять свой долг? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами эти мотивы.
6. Как автор характеризует нормы нравственности? (Приведите три характеристики.)