Классный час Взаимоотношения в коллективе. Психологический тренинг
Классный час
Взаимоотношения в коллективе. Психологический тренинг
Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
- Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать всех на уроке общения.
- Всем людям свойственно познавать себя и мыслить. «Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя», - скажет философ Декарт.
Я предлагаю вам сегодня поразмышлять над такими понятиями, как «Я» и «МЫ», личность и коллектив, взаимоотношения в коллективе, сплочённость коллектива.
Из множества личностей, «Я», складывается коллектив – «МЫ». Чем развитее, добрее каждое «Я», тем интереснее, сплочённее, нравственней коллектив.
При каком условии Я + Я + Я= МЫ ?
- Вероятно, в любом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от степени сплоченности коллектива зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.
- Поскольку коллективная жизнь предполагает общение, то вначале ответим на вопрос, что подразумевают под этим понятием психологи и философы.
Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.
- Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между «Я» и «Ты», - писал Л. Фейербах.
Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.
- Развитие человека, его социализация, превращение в "общественного человека" начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.
И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.
Функции общения
Социальные функции общения:
а) Организация совместной деятельности
б) Управление поведением и деятельностью
в) Контроль
Психологические функции общения:
а) Функция обеспечения психологического комфорта личности
б) Удовлетворение потребности в общении
в) Функция самоутверждения
4 стадии развития сплоченности коллектива
(Ситуация рассматривается на примере забытой ручки одним из одноклассников)
1) Так, на первой стадии развития группы сплоченности как таковой нет, члены коллектива не знакомы или только что познакомились друг с другом. Отсутствие сплоченности отражается в том, что в группе практически нет межличностного общения, цели перед группой ставятся извне и также извне контролируется их выполнение, не возникает чувства «мы». На этой стадии в школьном коллективе при возникновении каких-то трудностей ученики обращаются за помощью не друг к другу, а к педагогу. Например, если ученик забыл ручку, он сообщает об этом учителю, педагог просит запасную ручку у кого-то из одноклассников и передает ее ученику.
2) На следующей стадии в учебном коллективе появляются подгруппы, завязываются неформальные отношения между отдельными учениками. Как мы видим, на этом этапе формируется сплоченность, но она не распространяется на группу в целом, а лишь на отдельные ее составные элементы: пары, тройки. Такие подгруппы в школьном классе часто предопределены местом жительства: дети в школу и из школы добираются вместе, обсуждают какие-то темы, завязываются дружеские отношения. На этой стадии появляется чувство «мы», но это чувство включает в себя только сформированные пары и тройки.
3) На третьей стадии в группе актуализируется борьба за лидерство. В классе появляются нормы общения, члены коллектива самостоятельно решают возникающие трудности. Развитие группы на этом этапе может быть драматичным, если не один, а несколько лидеров претендуют на власть. В этом случае класс может расколоться на «группы поддержки» лидеров, между ними чаще всего возникает конфликт. Но даже если лидер один, еще не вся группа объединяется вокруг него. Чувство «мы» включает в себя не только ближайших друзей, но и отдельные группировки.
4) И, наконец, на четвертой стадии развития группы отмечается самая высокая сплоченность, которая проявляется во взаимопомощи, высокой привлекательности группы для ее членов, развитой неформальной структуре. Класс выступает как единое целое. Ученики, говоря «мы», включают в это понятие весь класс, а не отдельную подгруппу.
- Предлагаю поучаствовать в тренинге «Развитие сплоченности школьного коллектива»
Тренинг - это не только метод развития способностей, но и личности в целом.
Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:
- доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;
- эмоционально сопереживать однокласснику;
- сотрудничать и действовать сообща;
- согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
- разрешать конфликтные ситуации
Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение
Часто мимика, поза, жесты, физиологические реакции, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние, что невербальные проявления - важнейшие компоненты процесса коммуникации. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять другого.
Упражнение «Рисунок на спине»
* Участники делятся произвольно на две команды и строятся в две колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий показывает какую-нибудь простую картинку последнему участнику. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине следующего члена команды. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
* Обсуждение
Упражнение «Чемодан в дорогу»
* Сложим общий чемодан для Линара, Андрея и Кирилла, отправляя их в дорогу на занятия по приглашению ЮНЕСКО. Каждый может положить в чемодан одну свою вещь (написать название вещи на листочке бумаги и опустить в коробочку. Учитываем: красный цвет листа бумаги – духовно-нравственная категория вещи; синий цвет – материальная категория). Потом – комментарии.
* Обсуждение: знакомство с содержимым чемодана. Комментарий.
Тест «Умеете ли вы влиять на других?»
Жизнь в коллективе – это взаимовлияние. Порою надо повлиять на кого-то, а иногда подчиниться, признать себя неправым.
Отвечаете «да» или «нет»
Способны ли вы представить себя в роли актёра или политического деятеля?
Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно, необычно?
Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему личных переживаний?
Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к себе?
Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?
Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?
Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своём деле выдающегося результата?
Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был неизменен?
Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
Любите ли вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?
Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?
Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?
Любите ли вы доказывать, что учитель или другой авторитетный человек в чём-то не прав?
За каждое совпадение с ключом поставьте себе по 5 баллов. Результаты сложите.
Ключ:
Ответ «да» - вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13
Ответ «нет» - вопросы 2, 8, 9
Результат:
От 35 до 65 баллов: вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях вы обычно чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, указывать на допущенные ошибки, учиться исправлять их. Тех, кому не нравятся такие взаимоотношения, по вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако вам надо быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в тирана.
34 балла и меньше: хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удаётся не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход её должен быть вполне предсказуемым. Вы не любите ничего делать через силу. При этом вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели, а часто оказываясь и неправильно понятым. А жаль.
- Может быть, тест поможет кому-то обратить внимание на себя сданной точки зрения и подкорректировать своё «Я».
Но, так или иначе, мы живём в одном коллективе и должны быть толерантны друг к другу. Давайте ценить то, что мы, такие разные и неповторимые, сведены рукой судьбы в один коллектив.
Упражнение - релаксация «Прекрасный сад»
* Представьте себе, что мы в прекрасном саду. Ощутите себя частью природы, где всё взаимосвязано и гармонично. Почувствуйте дуновение ветерка, вдохните запах цветов.
* Презентация «Релаксация»
- Спасибо за сотрудничество. Пусть в ваших душах царит умиротворение и красота, звучит прекрасная музыка. Тогда каждый из вас будет стремиться в наш коллектив, чтобы услышать и почувствовать созвучие душ.
Конец формы
юђЗаголовок 415