Открытый урок Проектирование и изготовление одежды
Открытый урок учителя технологии высшей категории
МОУ СОШ №14
Соколовой Н.Б.
Тема: Проектирование и изготовление одежды.
Предмет: технология.
Класс: шестой
Вид занятия: урок
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний умений и навыков, построенный в форме деловой игры.
Место урока в системе занятий по предмету: последний урок по теме «Проектирование и изготовление одежды».
Цели:
Развивающая: формирование у учащихся пространственного, логического мышления, творческого воображения, стимулировать познавательный интерес к предмету.
Обучающая: повторить, проверить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Проектирование и изготовление одежды», формирование умения делать выводы.
Воспитательная: формирование у учащихся навыков культурного межличностного общения, эстетического вкуса, аккуратности в работе. Воспитание личностных качеств, способствующих успешной деятельности в ученическом коллективе, умения работать в команде, слушать и слышать друг друга.
Профориентационная: обобщить знания о профессиях, связанных с изготовлением швейных изделий.
Требования к знаниям и умениям учащегося:
Должен знать:
-виды и конструкции юбок,
-требования к одежде,
-этапы раскроя швейного изделия,
-правила раскладки выкроек на ткань
-типы фигур человека
-какими способами осуществляется настил ткани,
-знать как правильно разложить выкройки на ворсованных тканях,
-мерки для снятия чертежа юбки,
-историю юбки,
-виды текстильных волокон,
-знать способы декатирования тканей.
Должен уметь:
-определять направление долевой нити,
-определять лицевую и изнаночную сторону ткани,
-подобрать одежду для женщин с различным типом фигуры.
Обеспечение урока:
- компьютер, экран
-стимульный материал к заданиям в электронном и бумажном видах
-образцы тканей,
-рабочая тетрадь.
Межпредметные связи:
Математика (вычерчивание отрезка заданной длины, определение длины отрезка с помощью линейки, прямая линия, их обозначения, взаимное расположение двух прямых на плоскости, масштаб, черчение чертежа, построение чертежа геометрических фигур),
Изобразительное искусство (сравнение рисунка с образцом, понятие об основных и дополнительных цветах, сочетание цветов, основные пропорции, составление эскизов, декоративно-прикладное искусство, использование языка декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности).
Черчение (основные правила оформления чертежей, общие сведения об эскизах, анализ формы предмета по чертежу).
Характеристика темы:
Раздел «Проектирование и изготовление одежды» рассчитан на 34 часа. В рамках двухчасового занятия – это заключительное занятие, на котором происходит систематизация и обобщение полученных знаний по данному разделу. Проводится он для учащихся 6 классов. Задания на уроке направлены на то, чтобы заинтересовать учащихся в необходимости умения проектировать и изготавливать одежду, так как это очень необходимо в жизни. Задания также дают возможность проявить учащимся коммуникативные качества, умение самостоятельно мыслить, работать в паре, в коллективе. Практическая работа исследовательского характера и творческое задание развивают логическое мышление, речь, учат анализировать, делать выводы. Урок такого плана раскрывает кругозор учащихся, что так важно для современного подростка. В уроке применяются элементы игры.
Характеристика класса:
Из 12 девочек могут работать
6 – на репродуктивном уровне
4 – на конструктивном
2 – на творческом
Оборудование:2 ноутбука.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные и частично-поисковые, методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя, методы устного и письменного контроля и самоконтроля.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Наглядные пособия: комплекты заданий, таблицы, лекала.
Межпредметные связи: математика, окружающий мир, рисование.
Ход урока.
Организация начала занятия.
Участники: 2 команды знатоков.
Группа экспертов: учащиеся 9 классов.
Вступительное слово учителя.
Научиться шить хотят многие женщины. И действительно, умея шить, женщина может без больших затрат красиво и модно одеваться. Получить вещь именно такую, какая нравится, идет, соответствует вкусу, хорошо сидит на фигуре, независимо от ее индивидуальных особенностей и даже дефектов, можно, только сшив ее самостоятельно.
Шитье одежды собственными силами всегда было и, видимо, еще длительное время будет оставаться одним из распространенных и любимых занятий широкого круга женщин. В то же время бесспорно, что успех задуманного определяется не только врожденной способностью к шитью, особой женской интуицией или вкусом. Как и в любых других искусствах, науке или ремесле, здесь необходим определенный минимум знаний и навыков, без которых шитье превращается в неблагодарный труд, а его результаты становятся источником досады и плохого настроения.
Закрепить полученные знания по теме «Проектирование и изготовление одежды» поможет урок-игра. Игра будет состоять из разминки и 12 заданий.
Условия игры.
1. Класс делится на две команды.
Число участников в команде должно быть одинаковое, один-два ученика, которые окажутся «лишними», выступают в роли помощников: следят за временем (1 минута на обдумывание ответа).
2. Выбирают капитанов команд, которым раздается одинаковое задание, например, за 1 минуту составить максимальное количество новых слов из слова «Моделирование» или какого-то другого слова.
3. Победивший капитан дает право своей команде начать игру.
4. Учитель зачитывает вопрос, помощник засекает время (1 минута на обдумывание) по истечении времени один из членов команды дает ответ.
5. Если ответ неправильный, вступает в игру следующая команда.
6. Пятое, шестое, седьмое и двенадцатое задания – общие для команд.
8. За подсказки, шум у команды вычитается 5 баллов.
9. В конце урока подсчитывается общая сумма баллов и определяется:
I место – «5» II место – «4» 10. Рефлексия:
анализ допущенных ошибок (после каждого задания) оценки за урок; награждение победителей.
Разминка (время на ответ 30 секунд)
1. Изделие, надеваемое человеком и несущие утилитарные или эстетические функции. (Одежда)
2. Одежда, предназначенная для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности. (Производственная)
3. На какие две группы делится производственная одежда? (Специальная и санитарная)
4. Юбка, одетая поверх рубахи, не сшитая, а запахнутая вокруг фигуры и закрепленная вокруг талии шнуром, которую носили женщины со дня совершеннолетия. (Понева)
5. Чем разукрашивали женщины Тульской губернии свои паневы? (Бубенцы) 6. Средневековое изобретение в Испании, помогающее носить юбку необъятной ширины. (Каркас из обручей и набедренные подушки)
7. В 17 веке законодателями моды стали французы. Они отказались от тяжелых испанских нарядов. Одежда стала более удобной и динамичной. Внимание вопрос: чем создавался эффект широких бедер? (Количество юбок (до дюжины)).
8. Льняной чехол, проплетенный конским волосом (кринолин).
9. Деревня 19 век. Крестьянские нравы коротких юбок не допускали. Как по длине юбки можно было отличить замужнюю женщину от девицы? (У девицы юбка открывала только ступни, у замужних обязательно до пят)
10. Глухие поневы, у которых спереди вшито однотонное полотенце. (Пошва)
11. На какие группы делятся все текстильные волокна? (Натуральные и химические)
12. Какие натуральные ткани вы знаете? (Натуральные ткани растительного происхождения (хлопок, лен) и натуральные ткани животного происхождения (шерсть, шелк).
13. Увлажнение ткани во избежание усадки готового изделия (Декатирование)
14. Как декатируют хлопок и лен? (Стирают в горячей воде, затем сушат (можно в сушке), гладят с изнаночной стороны)
15. Как проверить ткань на стойкость красителя? (Залить небольшой кусочек ткани горячей водой, если вода окрасилась, то декатируют только в холодной воде)
16. Как декатируют шерсть? (Увлажняют при помощи пульверизатора, а затем проглаживают с изнаночной стороны через влажный проутюжильник)
17. Как декатируют шелк? (Заворачивают в мокрое полотенце на 2-3 часа, а затем слегка просушивают и проглаживают по изнаночной стороне до полного просыхания)
18. Как декатируют искусственные ткани (вискозу и ацетат)? (Замачивают в теплой воде, заворачивают в сухое полотенце на 3-5 часов, а затем проглаживают по изнаночной стороне)
19. Какие ткани перед раскроем не декатируют? ( Ворсовые (бархат, вельвет, замша), синтетические)
20. Какие дефекты ткани вы знаете? (Дыры, пробоины, масляные пятна, утолщенные нити, неравномерность окраса; обнаруженные пороки отмечают мелом)
Задание 1 (Приложение 1) для I команды.
Учащиеся на ноутбуке в правильной последовательности раскладывают этапы раскроя швейного изделия.
Приложение I.
Поставь в правильной последовательности этапы и подэтапы раскроя швейного изделия.
Этапы раскроя
Настил ткани
Подготовка ткани к раскрою
Разрезание ткани
Раскладка выкроек
Обмеловка и нормы припусков на швы
Выравнивание срезов
в сгиб
декатирование
с учетом рисунка
с учетом направления долевой нити
в разворот
определение дефектов ткани
с учетом ворса
определение лицевой стороны
Задание 2 (Приложение 2) для II команды.
Приложение 2
Перед настилом ткани для раскроя требуется определить ее лицевую сторону. Определите лицевую и изнаночную сторону предложенных образцов тканей и приклейте к соответствующим пустым квадратам
а) набивная ткань (с печатным рисунком)
лицевая сторона изнаночная сторона
б) гладкокрашенная
лицевая сторона изнаночная сторона
в) пестротканная
лицевая сторона изнаночная сторона
г) ткань с блеском
лицевая сторона изнаночная сторона
Перед настилом ткани для раскроя требуется определить ее лицевую сторону.
а) ткани с печатным рисунком на лицевой стороне имеют рисунок более яркий и четкий;
б) гладкокрашенные ткани с лицевой стороны имеют более чистую и гладкую поверхность, на лицевой стороне меньше узелков и волосков, чем на изнаночной, хорошо виден рисунок переплетения долевых и поперечных нитей;
в) у пестротканых тканей (тканей, состоящих из нитей разного цвета), лицевая и изнаночная сторона одинаковые, лицевой считают более качественную сторону.
г) у тканей с ворсом на лицевой стороне ворс более длинный, на изнаночной – более короткий или его совсем нет (бархат);
д) у тканей, которые имеют блеск, лицевая сторона блестящая, а изнаночная – матовая;
е) кромка ткани на лицевой стороне выглядит ровнее, чище, чем на изнаночной;
ж) проколы около кромок обращены выпуклостью на лицевую сторону.
Задание 3 (Приложение 3) для I команды
Приложение 3
Как вы знаете, настил ткани осуществляется двумя способами: в сгиб и в разворот. Покажите на магнитной доске, как раскладываются детали платья при настиле в сгиб и при настиле в разворот. Когда пользуются вторым способом?
Подготовленную ткань раскладывают на столе для раскроя. Настил ткани можно производить двумя способами:
1. В сгиб (ткань складывают по длине вдвое лицевой стороной внутрь).
2. В разворот (ткань расстилают во всю длину и ширину лицевой стороной вниз). Этим способом пользуются при небольшой ширине ткани, а также в том случае, когда она имеет сложный рисунок, требующий подгонки. При этом все детали выкройки необходимо снять дважды, а выкройки тех деталей, которые выкраиваются со сгибом, склеиваются по линии середины.
Задание 4 (Приложение 4) для II команды
Приложение 4
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Направление ворса
2. Как должен быть направлен ворс в изделиях из длинноворсовых тканей.
3. Расположи детали выкройки платья на ткани из бархата
Для определения направления ворса нужно провести рукой по поверхности ткани параллельно кромке. Если ворсинки под рукой не поднимутся – значит это направление «по ворсу». При раскрое ворсовых тканей выкройки деталей должны располагаться на тканях в одном направлении, т.к. различное направление ворса на соединенных деталях влечет за собой разнооттеночность.
В тканях с длинным ворсом (вельвет, бархат, панбархат, плюш, бобрик) ворс должен быть направлен снизу вверх.
В тканях с коротким ворсом (фланель, бумазея) ворс должен быть направлен сверху вниз.
Задание 5 (Приложение 5) Одновременно участвуют обе команды.
Приложение 5
При раскладке выкроек на ткани необходимо учитывать характер ее лицевой поверхности, т.е. наличие рисунка
а) если ткань имеет крупный рисунок, то надо следить за тем, чтобы середины рисунка совпали с серединами деталей (желательно вообще не резать рисунки на видных местах изделия).
б) если рисунок ткани направлен в одну сторону, то выкройки всех деталей располагают в одном направлении.
в) если ткань в крупную клетку или полоску, то середина клетки или полоски должна совпадать с серединой спинки, серединой переда и серединой рукава; также при раскрое необходимо подогнать рисунок по линиям швов;
Задание 6 (Приложение 6) Одновременно участвуют обе команды.
Приложение 6
Выберите правильные варианты раскроя изделий из ткани с рисунком. Обоснуйте.
Для первой команды из шести выбрать правильные варианты раскроя изделий из ткани с рисунком. Обосновать.
Для второй команды выбрать неправильные варианты раскроя изделий из ткани с рисунком. Обосновать.
Задание 7 (Приложение 7) Одновременно участвуют обе команды.
Приложение 7
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Найти направление долевой нити в образцах. По каким признакам можно определить нить основы.
2. Разложи правильно на ткань (с учетом долевой нити) детали выкроек клиньевой юбки. Как проверить, совпадает ли направление долевой нити в ткани с намеченным на деталях направлением нитей основы.
Состоит из двух частей. Сначала нужно найти направление долевой нити в предложенных образцах. Затем первая команда должна правильно разложить на магнитных досках детали выкроек прямой юбки, а вторая - клиньевой юбки (с учетом долевой нити).
Строгое соблюдение направления долевой нити при раскрое – необходимое условие правильного ниспадания ткани в готовом изделии, т.к. все ткани по направлению нитей основы оказывает наибольшее сопротивление растяжению. Поэтому направление нитей основы на выкройках всех деталей, как правило намечают по длине.
Нити основы всегда идут в направлении кромки ткани!!!
Раскладку выкроек на ткани следует начинать с крупных деталей (спинки, полочки, рукавов). Все мелкие выкройки (воротник, подборта, обтачки, карманы) размещаются в промежутках меду ними.
Детали бумажной выкройки раскладываются на ткани так, чтобы размеченная на них стрелка направления долевой нити проходила параллельно кромкам. Приколов бумажную выкройку у начала стрелки, измерьте расстояние от стрелки до кромки на этом уровне, затем такое же количество сантиметров отложите от кромки до стрелки у ее конца, и еще раз нужно приколоть выкройку.
·
Задание 8 (Приложение 8) для первой команды.
Приложение 8
По внешнему виду и чертежам юбок определить ее конструкцию.
1.______________ 2._______________
3._________________
По внешнему виду и чертежам юбок определить ее конструкцию (прямая, клиньевая, коническая).
Задание 9 (Приложение 9) для второй команды.
Приложение 9.
Поставить в кружках обозначения мерок, снимаемых при построении чертежа юбки (Ст, Сб, Дст, Ди).
Задание 10 (Приложение 10) для первой команды.
Приложение 10
Установите соответствие между группами требований к одежде и их свойствами (соедините стрелками).
Задание 11 (Приложение 11) для второй команды.
Приложение 11
На предложенной картинке две женщины: худая высокого роста и полная маленького роста. Какое из двух предложенных платьев «вытягивает» фигуру у первой и «приземляет» у второй. Обоснуйте.
Правильно
Немногочисленные, ритмически расположенные в продольном направлении линии «вытягивают» фигуру, а в поперечном «приземляют». Но сравнительно крупные параллельные полосы на ткани производят обратный эффект – растягивают ввысь (горизонтальные) или вширь (вертикальные).
Задание 12 (Приложение 12) финальное одновременно участвуют обе команды.
Приложение 12
Для женщин с различными фигурами подобрать подходящую модель
Тоненькая девушка маленького роста с плоской грудью и худыми руками.
2. Молодая женщина с очень полными бедрами и маленьким ростом
3. Полная женщина средних лет маленького роста.
Для женщин с различными фигурами подобрать подходящую модель
Тоненькой девушке маленького роста с плоской грудью и худыми руками лучше носить платье с красивым широким поясом и пышной юбкой. Расширить линию плеч и увеличить грудь можно за счет маленького воротника и широкой короткой кокетки. Маленькой фигуре не подходит длинный приталенный жакет, ей больше подойдет короткий полуприталенный. При впалой груди рекомендуется использовать пышные блузки, короткие безрукавки, перелины, оборки, жабо.
Женщине с очень полными бедрами и маленьким ростом следует избегать костюмов с приталенным жакетом и узкой юбкой. Ей больше подойдет короткий полуприталенный жакет: таким образом длина юбки зрительно увеличит ее рост. Контрастная блузка и юбка сделает фигуру шире и короче.
Полной женщине маленького роста не рекомендуется носить облегающую одежду. Недопустима одежда с широким поясом, оборками, воланами, присборенная по талии, следует избегать ярких кричащих тонов, а также тканей жестких и блестящих. Следует избегать ярких тканей с рисунком в виде крупного орнамента, букетов. Они могут сделать фигуру бесформенной. Кроме того для яркой одежды существуют возрастные ограничения: яркое, цветное, озорное и забавное к лицу юности.
При создании костюма обязательно учитываются свойства цвета. Все видимые глазом цвета делятся на две основные группы: хроматические и ахроматические.
К хроматическим относятся все цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый голубой, синий и фиолетовый.
К ахроматическим цветам (бесцветным) относятся белый, серый, черный.
Насыщенность – это густота цвета, приближение окраски к предельно возможной для данного цвета. Самые насыщенные цвета – основные цвета спектра. Их называют чистыми. Если к любому насыщенному цвету добавить белый, цвет становится разбеленным, пастельным. Если к насыщенному цветуд обавить черный, то образуется затемненный цвет.
Хроматические цвета условно разделяются на теплые и холодные. К теплым относятся цвета, связанные с представлениями об огне, солнце: красный, оранжевый, желтый. К холодным относятся цвета, которые ассоциируются с чувством прохлады, снега, льда: синий, голубой, фиолетовый.
Теплые цвета зрительно увеличивают объем фигуры и подчеркивают ее недостатки. Холодные цвета придают фигуре стройность, скрывают недостатки, зрительно уменьшают фигуру.
Физкультминутка (проводится после пятого задания)
Посмотрели друг на друга. Поменяли выражение лица. Мысленно представили, что вы одеваете на голову корону. Выпрямили спину, улыбнулись! Приготовились! Поехали!
Упражнение 1 для ушей.
Тянем ушки вверх 5 раз. Теперь аналогично вниз 5 раз и в сторону. Оттягиваем уши как можно дальше. Только прошу вас соблюдать технику безопасности! Уши не отрывайте!!! Схватили все ухо, держим его как чебурек. По кругу начали крутить вперед и назад. Затем плотно прижимаем к ушам ладони таким образом, чтобы возникло ощущение вакуума. Выполняем круговые движения в обе стороны. Затем плотно прижимаем ладони к ушам и резко отрываем их, чтобы в ухе раздался хлопок. Теперь проверяем. У кого уши не красные, тот упражнение выполнял не добросовестно.
Упражнение 2 для кистей.
Сжимаем разжимаем кулаки. Сначала делает хватательные движения, а потом бросательные. Затем каждым пальцем по очереди выполняем движение, как будто вы кого-то с любовью щелкаете по носу. Встряхиваем кистями. Затем кисти вверх, вниз, к большому пальцу, к мизинцу. Сжали кисти в кулак, вращаем по кругу, сначала в одну, потом в другую сторону.
Упражнение 3 для локтевых и плечевых суставов.
Совершаем вращательные движения вокруг локтевых суставов, а затем вокруг плечевых. Круговые движения плечами вперед и назад.
Упражнение 4 для шеи.
Потянули подбородок вверх, затем вниз, затем пытаемся коснуться ухом сначала правого, а затем левого плеча, затем «Буратино», круговые движения головой.
Упражнение 5 для позвоночника.
Подняли руки вверх, тянемся к солнышку. Согнули руки в локтях, тянемся сначала правым локтем, затем левым. «Шолтай-Болтай».
Подведение итогов занятия (рефлексия)
Заключительное слово учителя:
Могут руки людей сделать чудо любое: И по белому полю могут выткать цветы, И по синему небу вышить солнце златое, Чтобы стало побольше на земле красоты. Я возьму в руки нить и простую тряпицу, И немножко фантазии и волшебства – И сошью я такое, что вам и не снится. Только чтобы жила на земле красота!
Очень надеюсь, то, чему вы сегодня научились пригодиться вам в вашей жизни. Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному. У вас все получится!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315