Программа дополнительного образования. Кружок «Академия детства» для подготовительной группы (1 год)
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Тюменская область
Нефтеюганское районное муниципальное
дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад «Медвежонок»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий НРМДОБУ
«Детский сад «Медвежонок»
___________________Е.В. Царева
«___» ___________2014 года
Программа дополнительного образования.
Кружок «Академия детства»
для подготовительной группы
(1 год)
Гилева Светлана Владимировна,
социальный педагог НРМДОБУ
«Детский сад «Медвежонок»
Нефтеюганский район
сп Чеускино
2014 год
Раздел 1. Пояснительная записка
Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Когда он станет взрослым? Когда будет учиться в старших классах школы? Не поздно ли?
Скорее всего, что начинать приучать ребёнка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права логично и необходимо с малых лет. Дошкольный возраст – особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый, внутренний мир, который даёт основание называть ребенка личностью, а права и привычки входят в жизнь малыша естественно и влияют на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям. Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем, упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.
Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации.
Дошкольное образовательное учреждение может и должно влиять на защиту прав ребенка, формировать у самого ребенка представления о своих правах и свободах, а педагоги не только давать детям знания, но и создавать условия для практического применения этих знаний.
Ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, усваивает моральные нормы общества. К концу дошкольного детства ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками, у детей возрастает способность к саморегуляции поведения сообразно требованиям социального окружения, развиваются такие качества, как исполнительность, способность к самоконтролю и самостимулированию.
Известно, что ребёнок, права которого не нарушаются, ребёнок, осознающий свои права и обязанности, – это уже более полноценная личность, с чувством собственного достоинства, с пониманием своей значимости как человека и исполненная уважения к окружающим.
Актуальность программы обусловлена потребностью в воспитании маленьких граждан правового демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Новизна программы заключается в том, что воспитание правовой культуры дошкольников реализуется через интеграцию всех видов деятельности в соответствии с ФГОС.
Цель программы – формирование основ правового сознания дошкольников.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с Конвенцией по правам ребенка, содержанием ее статей;
- формировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права;
- формировать умение анализировать различные социальные явления, сопоставлять их, обобщать и выражать в речи.
Развивающие:
- развивать интерес к изучению прав ребенка;
- способствовать развитию активной речи;
- расширять кругозор детей;
- развивать коммуникативную компетентность детей;
- развивать познавательную активность, любознательность, творчество.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родным, своей малой родине;
- содействовать развитию положительного отношения детей к окружающим людям.
Успешность работы по формированию основ правового сознания обеспечивается реализацией следующих принципов.
1. Принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родной стране, городу.
2. Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правах с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
3. Принцип постепенности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному).
4. Принцип системности предполагает работу в течение всего года.
5. Принцип учета возрастных особенностей. Игры, беседы, развлечения проводятся с учетом возраста и окружающих условий.
6. Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным и обязательно в игровой форме. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
7. Принцип взаимодействия педагога с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в воспитательном процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и реализуется дополнительно к основной общеобразовательной программе ДОУ.
Сроки реализации программы: 1 год
Формы и режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня в групповом режиме.
Ожидаемые результаты:
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
1. активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
2. формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; патриотизм; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
3. позволяет ребенку правильно вести себя в обществе (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
4. обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим;
5. пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе по
·требностей, интересов, имеет устойчивые понятия о своих правах.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка детских работ, фестиваль проектов, выполненных детьми совместно с родителями, итоговое занятие в игровой форме.
Раздел 2. Учебно-тематический план
Название разделов, тем
Количество часов
Всего
Теория в том числе
Практика в том числе
Введение в курс (2ч.)
О правах - играя
2
1
1
Мы жители планеты земля (4ч.)
Ты и твое имя»
2
1
1
Я, ты, он, она- вместе дружная семья
1
1
Дети планеты земля
1
1
Я и моя семья (6ч.)
Моя семья
3
1
2
Мой дом
3
1
2
Я и общество (4ч.)
Мои мечты
1
1
Моя тайна
1
1
Право на отдых
2
1
1
Я и закон (12ч.)
Что такое хорошо, что такое плохо
2
1
1
Кого мы называем добрым
2
1
1
Цветик-семицветик
1
1
Азбука здоровья
3
1
2
Право на обучение
2
1
1
Книга - наш друг
2
1
1
Итоговые мероприятия (6ч.)
Выставка детских работ, фестиваль проектов, выполненных детьми совместно с родителями, итоговое занятие в игровой форме.
6
6
Итого:
34
13
21
Раздел 3. Содержание изучаемого курса
Введение в курс (2ч.)
Понятие «права» и «обязанности». Статья 2 Конвенции о правах ребенка.
Мы жители планеты земля (4ч.)
Рассказ о происхождении имени, отчества, о том, как на Руси давали имена и что они означали. Право на имя, представление о документе «свидетельство о рождении». Составление коллективного портрета группы. Статьи Конвенции 5, 7, 9, 10. Понятие «жизнь». Объяснение, что во всех странах жизнь человека охраняется законом. Ст.6.
Я и моя семья (6ч.)
Представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о близких. Представление о понятиях род, родословная, родители, генеалогическое древо, семья. Правом на любовь и заботу. Ст. 5.7.9.10.18. Понятие «дом» (его функции, разные типы жилья). Право на неприкосновенность жилища, права и обязанности ребенка в семье. Ст.16.
Я и общество (4ч.)
Моя мечта. Понятие о том, что у каждого есть свои мечты, мнения которых необходимо уважать. Ст.6.7. Моя тайна. Понятие о том, что каждый имеет право на личную жизнью, никто не имеет права входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма. Право на отдых и развлечения. Мои любимые праздники. Праздники в нашем детском саду. Мы отдыхаем с семьей. Ст. 31, 7, 9.
Я и закон (12ч.)
«Что такое хорошо и что такое плохо». Право на индивидуальность, на свое мнение. Создание альбома « Мои друзья». Ст.6,7. Право не подвергаться жесткому обращению. Право на защиту от насилия и жестокости. Ст. 2, 19, 32, 35, 36, 37. Понятие «здоровье». Забота о своем здоровье и здоровье окружающих, роль занятий физкультурой. Представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. «О пользе закаливания», различные гимнастики (дыхательные, для глаз, ленивых). Ст. 23, 24, 25, 33, 39.Понятие «боль других», добрые поступки по отношению к детям –инвалидам. Понятие «образование», право на образование и обучение. Необходимость и значимость образования, составление ребусов и разгадывание загадок. Ст.9.26,28а. Право на получение информации. Экскурсия в библиотеку, рисование «Обложка моей любимой книги». Ст.13.
Итоговые мероприятия (6ч.)
Раздел 5. Методическое обеспечение
Формы обучения:
1.Организованные - знакомство с правами человека, беседы на этические темы, мини-дискуссии, сюжетно-ролевые игры, физкультурно-оздоровительная деятельность, изобразительная деятельность, проблемно-поисковая деятельность.
2.Самостоятельная деятельность-работа с литературой, создание проблемных ситуаций, разные виды игр, продуктивные виды деятельности, двигательная активность.
3.Совместая деятельность взрослого и ребенка.
Методы и приемы организации воспитательного процесса:
По источнику познания: словесный- объяснение, разъяснение. рассказ, беседа, дискуссия; практический- занимательные упражнения: кроссворды, викторины, загадки; наглядный- демонстрация, иллюстрирование.
По степени продуктивности: объяснительно- иллюстративный -восприятие и усвоение готовой информации; проблемный- беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение; исследовательский -самостоятельная творческая работа.
На основе структуры личности: методы формирования сознания, понятий, взглядов, идеалов, убеждений- рассказ, беседа, индивидуальная работа: методы формирования опыта общественного поведения –упражнения, тренировки, игра, поручение; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения- одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации.
Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, ксерокс, сканер, магнитофон.
Раздел 5. Список литературы, использованной для написания программы
Бабич Л.Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников – Москва: «Айрис – пресс», 2000 – 265 с.
Большой энциклопедический словарь, Издание 2 – 1999, стр.951
Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 – 111 с.
Голицына Н.С. Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка. – Москва: «Скрипторий»,2005 – 95 с.
Данилина Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом - Москва: «АРКТИ», 2003 – 77 с.
Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада – Москва: «Просвещение», 2006 – 143 с.
Доронова Т.Н. Дошкольные учреждения и семья – Москва: «Линка – пресс», 2001 – 223 с.
Жукова Р.А. Правовое воспитание старшая и подготовительная группы – Волгоград «Корифей», 2007 – 111 с.
Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ - Москва: «Айрис – пресс», 2006 – 10с.
Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ Москва; «ТЦ Сфера», 2006 – 80 с.
Князева О.Л. Я -ТЫ – МЫ программа социально – эмоционального развития дошкольников – Москва: «Синтез», 2003 – 168 с.
Соловьва Е.В. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах реб нка – Москва: «АРКТИ», 2005 – 88 с.
Журналы: Ребенок в детском саду № 4 – 2002 , №3 – 2003, №4 – 2005, № 5 – 2005, №6 – 2005; Дошкольное воспитание №9 – 1999, №3 – 2000, №1 – 2003, №3 – 2003, №8 – 2003, №3 – 2004, № 10 – 2004; Защити меня № 1 – 2003.
Список литературы для детей:
Аксаков С. Т. Аленький цветочек
Александрова Т. И. Домовенок Кузя.
Андерсен Г. Х. Снежная королева. Русалочка.
Бианки В. Лесные были и небылицы. Муравьишка. Синичкин календарь.
Биссет О. Д. Забытый день рождения. Крококот.
Братья Гримм. Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов.
Гауфф В. Сказки.
Гофман Э.Т. Щелкунчик.
Ершов П. Конек-Горбунок.
Катаев В. Цветик-семицветик. Дудочка, кувшинчик.
Лялин А. Путешествия Арка.
Маршак С. Двенадцать месяцев. Умные вещи.
Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо.
Милн А.А. Вини Пух и все-все-все.
Мориц Ю. Собака. Лошади. Резиновый ежик и другие.
Пушкин А.С. Сказки.
Родари Дж. Приключения Чиполлино. Торт в небе. Путешествие Голубой стрелы.
Токмакова И. Аля, Кляксич и буква "А".
15