Час общения на тему У начал семьи
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновская средняя школа №2 «Крутецкая основная школа»
Внеклассное мероприятие
на тему:
Час общения «У начал семьи»
Классный руководитель 7 класса:
Волкова Наталья
Геннадьевна
с. Крутые
2013 г.
Пояснительная записка
Используемая мной адаптивная система обучения в школе А.С. Границкой (АСО) хорошо ложится и на воспитательную систему работы классного руководителя. Так как она является синтетической и включает элементы других технологий, то например: технология коллективного взаимообучения предполагает коллективный способ обучения и воспитания, работа учащихся в парах сменного состава даёт хороший результат на многих воспитательных мероприятиях; технология полного усвоения позволяет всем (именно всем) ученикам полностью освоить предлагаемый воспитательный материал; методика поэтапного формирования умственных действий ставит своей целью создание условий для работы учащегося в индивидуальном темпе для мотивированного самоуправления воспитательно - познавателъной деятельностью. Все это присутствует в адаптивной системе обучения, предлагаемой А.С. Границкой, которая наиболее плодотворной считает теорию П.А. Гальперина, отмечая также деятельностный подход к обучению и воспитанию А. А. Леонтьева.
Цель: воспитание чувства ответственности к планированию будущих семейных отношений;
Задачи:
создание теплой дружеской творческой атмосферы,
развитие положительных эмоций и чувств, связанных с семьей;
стимулирование навыков самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности старшеклассников;
знакомство с исконно-русскими праздниками,
развитие чувства патриотизма.
Форма: час общения
Технологии: адаптивная
Методы и приёмы: фронтальная беседа, групповая работа, элементы психологического тренинга, индивидуальные творческие задания.
Оборудование:
1. Компьютерные презентации:
Презентация №1: «У начал семьи»
Презентация №2: «День семьи, любви и верности»
2. Клубок (для психологического тренинга).
3. Творческие работы обучающихся: сочинения, исследовательская работа, стихотворения собственного сочинения учеников о семье, презентации учеников о семье, результаты анкетирования, рисунки и фотографии их семей.
Сценарий мероприятия
Звучит музыка
I Вступительное слово учителя
(1-й и 2-й слайды компьютерной презентации №1)
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Всё перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».
/ Э.Асадов /
-Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей и без него люди создают семью.
Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи
II- А какие ассоциации вызывает у вас слово семья? /психологический тренинг с клубком, который передается из рук в руки по кругу/.
Выводы после завершения круга /слово «СЕМЬЯ» вызывает у большинства «теплые и нежные» чувства и слова, положительные эмоции./
III Статистика /отчет о проделанной работе 2-х учениц, выводы/.
Анализ предварительного анкетирования взрослых:
- Счастливы ли вы в свой семье?
- Представляете ли вы свою жизнь без семьи?
-Что дает человеку семья?
IV История слова «семья»(этимология слова)
Исследование учащегося - выступление.
V 3 великие социальные роли семьи (мозговой штурм)
Каково значение семьи?
Можно ли прожить без семьи?
Почему жить в семье лучше? (размышления учащихся)
После ответов учащихся (3-й слайд компьютерной презентации).
Три великие социальные роли семьи
Во-первых, семья - это главная демографическая ячейка общества, единственный источник воспроизводства людей, из которых общество состоит. Во-вторых, семья - главный воспитатель молодых подрастающих поколений: именно в семье, в первые годы жизни, формируются глубинные качества человека, а от того, хорошо или плохо это происходит, зависит, каким именно гражданином и работником он станет - хорошим или плохим. Взаимоотношения, чувства, на которых она стоит, рождают в детях способность дорожить близкими, как собой, их интересами - как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства.
В-третьих, семья - место защищенности человека, убежище, в котором мы восстанавливаем истраченные на работе и учёбе силы.
VI Мотивы создания семьи (мозговой штурм)
- Как вы думаете, по каким мотивам образуются самые крепкие и счастливые семейные пары? После ответов учащихся (4-й слайд компьютерной презентации).
Мотивы создания семьи Мотивы образования семьи (вступления в брак) могут быть самыми разными: -- любовь, -- уважение, симпатия, -- преодоление одиночества, -- вынужденное решение (вероятность скорого появления ребенка), -- расчет (имущественное и социальное положение супруга, наличие у супруга жилплощади), -- случайность, сочетание обстоятельств, -- чувство сострадания к партнеру.
Образованные по каким мотивам семьи являются более крепкими и счастливыми?
(Рассуждение учеников)
Вывод: самыми крепкими и счастливыми являются браки, образованные по мотивам: любовь, уважение (симпатия), преодоление одиночества. Прекрасно, если ваш брак будет основан на любви. Любовь - лучшее из чувств, рожденных человеком. Она вне возраста и времени. Любовь и связанные с ней счастье, радость, восторг, нежность, упоение положительно влияют на человека и вызывают у него прилив энергии.
VII Условия, при которых семья не может существовать
- А когда создание или существование семьи невозможно?
– Назовите условия, при которых семья не может существовать? (5-й слайд компьютерной презентации).
Психологические
Материальные
Нравственные
-несовместимость характеров;
-отсутствие жилья;
-неготовность жить жизнью другого человека;
-несовпадение желаний;
-отсутствие постоянного источника доходов.
-различия в жизненных позициях;
-отсутствие общих интересов;
-тайные планы.
-непонимание и неприятие привычек.
VIII (6-й слайд компьютерной презентации).
Обсуждение двух высказываний:
Ребята обсуждают в группах высказывания и дают общий ответ, высказывают групповое мнение .
Любовь живет ровно столько, сколько мы ей помогаем (Ю.Рюриков)
Жить в браке всю жизнь – это большой, ни с чем не сравнимый труд, напряжение, для этого нужна духовная культура, подготовка, школа мудрости.
(В.Сухомлинский)
IX Законы сохранения семьи
– Сформулируйте Законы сохранения семьи (высказывается групповое мнение)
После ответов учащихся (7-й слайд компьютерной презентации).
Наличие и поддержание любви.
Психологическая совместимость и нравственная грамотность.
Приятие семейно-бытовых обязанностей и согласие в их распределении.
Наличие минимума материального благополучия.
Сохранение благоприятных отношений с родственниками.
Культурно-духовная совместимость.
- Соблюдаются ли данные законы в вашей семье?
Немного статистики.
В течение 10 лет американские психологи проводили изучение семей трех тысяч американцев и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к довольно неутешительному выводу: каждая 5-я семья распадается. Браки распадаются чаще всего после 5, 15, 20 лет совместной жизни. Но самым неутешительным выводом в этом исследовании является то, что холостые мужчины и незамужние женщины умирают в 15 раз чаще, чем люди в таком же возрасте, живущие в семье.
Учащиеся анализируют ситуацию и дают ответы на вопросы:
- Почему семьи распадаются через 5, 15, 20 лет совместной жизни?
- Почему холостые мужчины и незамужние женщины умирают в чаще, чем люди, живущие в семье?
- Как вы думаете, применимы ли результаты данного исследования к России?
Х Творческая мастерская
- сочинение «Моя будущая семья. Какой я ее вижу?» (зачитываются сочинения 2-х учащихся).
- стихотворения «Семья» (декламируются стихотворения собственного сочинения учащихся).
- презентации семей учащихся (просмотр и защита учащимися своих презентаций «Моя дружная семья»)
- рисунки и фотографии «Моя семья»
Семья
Семья как миф, где точка – бесконечность
И, все-таки, имеющий исток.
Семья как сила, мудрость, вечность,
Где среди скал появится росток.
И там не важен чин твой, статус,
В семье не нужно лишних слов.
Где любят и опорой станут,
Где царствуют вниманье и любовь.
Она основа мира и причина счастья,
Вокруг которой вертится Земля.
Пока семья едина – не страшны ненастья!
Да будьте счастливы, живите все любя!
XI Рефлексия:
- Любите ли вы свою семью? За что?
- Можете ли вы сказать: «Моя семья – моя гордость»?
Итак, мы сказали, что в основе крепкой, счастливой семьи лежит любовь.
Любовь, рождаясь в жизни на заре,
Горит в семье счастливой до заката.
Познав восторг весны, грусть в сентябре,
Лихие годы и тоску солдата,
Пройдя дороги суеты сует,
Потерь тяжелых, горечь расставаний
Горит семья, не гаснет сотни лет
В сердцах людей, как солнце, как дерзанье.
Этому лучшему чувству человека посвящён не один праздник. Самый известный - «День всех влюблённых», празднуемый 14 февраля, мы с вами уже готовимся к нему. Но сегодня мне хотелось бы остановиться подробнее на другом, не менее важном, празднике.
XII Беседа по презентации №2: «День семьи, любви и верности»
СЛАЙД 2
Этот праздник отмечается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Еще совсем недавно о нем знали очень немногие. А ведь это как раз и есть наш «день всех влюбленных», а если говорить точно, то этот день в православии считается днем памяти Святых Петра и Февронии.
СЛАЙД 3
А эти святые покровительствуют именно любящим людям и крепким семьям. И очень радостно, что в 2008 году этот день стал государственным праздником, и назвали его очень красиво – «День семьи, любви и верности».СЛАЙД 4
Кто же такие были Петр и Феврония? Расскажите, что вы знаете с уроков литературы.
Уточнения учителя: согласно Житию святых, благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел проказой, от которой никто не мог его излечить.
СЛАЙД 5
Во сне князю было открыто, что это может сделать крестьянская дева Феврония.
СЛАЙД 6
Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Феврония вылечила князя и вышла за него замуж.
СЛАЙД 7
Супруги пронесли любовь и верность друг другу через многие испытания. Они прославились благочестием и милосердием.
СЛАЙД 8
Скончались Петр и Феврония в один день и час 8 июля 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Только не стали хоронить их вместе, вопреки правилам монашеским.
СЛАЙД 9
Положили каждого в гроб в разных церквях, но наутро обнаружили гробы пустыми. А тела их оказались в общем гробу.
СЛАЙД 10
Решили люди, что кто-то перенес ночью тела, и вновь их разлучили, на сей раз крепко заперев. Но и на следующее утро тела супругов оказались вместе в одном гробу.
СЛАЙД 11
Потому так и похоронили их, Петра и Февронию, вместе.
СЛАЙД 12
Русская православная церковь причислила Петра и Февронию к лику святых. История их любви подробно и красочно описана в известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии".
СЛАЙД 13
До революции в России праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих супружескую любовь и верность в русской культуре, отмечался очень широко.
СЛАЙД 14
Сегодня эта традиция возрождается. По инициативе жителей Мурома в городе были восстановлены дореволюционные традиции празднования дня Петра и Февронии, которые затем поддержали и многие другие города России.
СЛАЙД 15
В 2008 году день торжества в честь покровителей супружеской любви и верности получили официальный статус.
СЛАЙД 16
В оргкомитете праздника долго думали, какое слово в названии поставить на первое место: «любовь» или «семья».
Конечно, по истории изначальна любовь. И понятно, что в основе семьи прежде всего должна быть любовь, но, помимо любви, семья – это великая ответственность и работа. И решили посвятить этот праздник именно семье, укреплению института семьи.
СЛАЙД 17
Девиз праздника: «Семья – единство помыслов и дел». Семья - это первооснова жизни. И мы должны стремиться любить то главное, что мы имеем: мужа, жену, детей, родителей - самых близких своих людей.
СЛАЙД 18
Праздник идет из православной традиции и имеет духовное начало, но сегодня носит общественный характер и призван объединять людей разных вероисповеданий вокруг самого дорогого, что есть у каждого человека, – его семьи.
СЛАЙД 19
«Любовь любимых охрани» Эти прекрасные слова принадлежат Илье Резнику, сочинившему специально к празднику «Гимн семьи». Там есть и такие строчки:
Семья – любви великой царство,
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.
СЛАЙД 20
Хорошую песню написал Марк Тишман. Его песня о семье, о том, как ее беречь
СЛАЙД 21
Символ праздника – ромашка – появился не случайно. Самый чистый и нежный летний цветок. И нет ничего красивее и изысканнее, чем свадебный букет из ромашек!
СЛАЙД 22
С 2008 года патриарх Алексий Второй благословил на Божественной литургии 8 июля во всех храмах читать особые прошения о благополучии и укреплении любви в семьях верующих, об отказе супругов "от всякаго малодушия, самолюбия и гордости", о том, чтобы народ российский был многочисленным и благословение Господне наследовалось бы в нем из рода в род.
СЛАЙД 23
Общественный комитет по наградам при «Международном центре «Семья» и «Народном клубе «Семья», руководствуясь указом Президента РФ, выпустил «Памятную медаль святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев» с девизом "Верность Милосердие Подвиг".
СЛАЙД 24
Утром 8 июля в Муроме тысячи солнц рассыпались, засверкали на золотых крестах - так, наверное, сверкали и восемь веков назад, когда в стенах древнего Муромского кремля венчались Петр и Феврония.
СЛАЙД 25
Святых Петра и Февронию здесь чтут с незапамятных времен.
СЛАЙД 26
Скульптурные композиции "Святые благоверные Петр и Феврония Муромские" установили в десяти городах России, от Владивостока до Ярославля.
СЛАЙД 27
Святых супружеских пар немного. Петр и Феврония – одни из первых, причисленных к лику святых.
СЛАЙД 28
За 8 веков, прошедших со времени их жизни, народ сложил легенды и предания об их верности и любви.
СЛАЙД 29
Так давайте же праздновать этот день как день счастливой и верной любви, и стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих людей.
XIII Итог урока - Рефлексия:
Письменный ответ учащихся:
- Главная мысль, вынесенная мной с занятия,
- Хотелось бы узнать следующее
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015
15