Рабочая программа, составленная на основе авторской (Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
г. о. Подольск Московская область


УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Гимназия №7» _____________Е.В. Назарова

«31» августа 2016г.

МП






Рабочая программа,
составленная на основе авторской (Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова),
на 2016 – 2017 учебный год


Левшина Элла Сергеевна
Ф.И.О. преподавателя
литература
Предмет
7 «Е» класс ( 2 часа)
Классы / количество часов в неделю
7 «Е» класс ( 68 часов)
Классы / количество часов в год
Уровень(базовый)___________________________________________________


Базовый учебник:
Литература: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2013.








г.о. Подольск
2016- 2017 учебный год

Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. 2013 года.

Общая характеристика учебного предмета.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции художественного слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Место предмета.
Авторская программа (Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова) рассчитана на 70 часов (35 недель, 2 часа в неделю). Учебным планом МОУ «Гимназия №7» в 7 классе на изучение предмета «Литература» отведено 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 рабочие недели). Изменения в программу не вносились. За счёт часов, отведённых на повторение и обобщение изученного в конце года, изменено количество часов на изучение отдельных тем с целью более глубокого их изучения.

Цели обучения:
- воспитание любви и привычки к чтению;
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы;
- формирование духовно-нравственных качеств, эстетического вкуса.
Задачи:
- развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
- совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста;
- расширять теоретико-литературные знания обучающихся.



Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения литературы ученик должен
знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии;
-отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения);
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;
- работать со справочными материалами.







Тематическое планирование
№ п/п
Тема
По программе Б.А.Ланина и др.
По рабочей программе

1.
Введение
0
1

2.
Страницы русской классики. Литература XIX века
22
25

3.
Русская лирика середины XIX века. Основные темы и мотивы
6
6

4.
Страницы русской классики. Литература рубежа XIX - XX веков
7
5

5.
Страницы классики. Литература XX века
4
4

6.
Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии
5
4

7.
Национальный характер в русской литературе XX века
14
15

8.
Внеклассное чтение. Зарубежная литература
0
4

9.
Повторение и обобщение изученного в 7 классе
12
2

10.
Резервные уроки
0
2


Итого:
70
68




Календарно-тематическое планирование.


урока
Тема урока
Количество часов
Дата по календарю
Дата по факту
Примечание











1.
Введение
1
01-10.09






Страницы классики. Литература XIX века. 25 часов

2.
А.С. Пушкин. Детство и ранняя юность. Лицейский период творчества.
1







3.
А.С. Пушкин. «Дубровский». Замысел и история создания произведения.
1
12-17.09






4.
Троекуров и Дубровский. Ссора помещиков.
1







5.
Воспитание Владимира Дубровского.
1
19-24.09






6.
Дубровский и Маша Троекурова.
1







7.
Благородный разбойник.
1
26-01.10






8.
РР Сочинение «Благородство против подлости».
1







9.
Фридрих Шиллер. Драма «Разбойники». Жанровое своеобразие произведения.
1
03-08.10






10.
Карл Моор. Образ романтического героя.
1







11.
Образ благородного разбойника Карла Моора.
1
10-15.10






12.
Карл Моор и Амалия. История любви.
1







13.
Карл Моор и Владимир Дубровский. Сравнительная характеристика героев.
1
17-22.10






14.
М.Ю. Лермонтов. Выразительное чтение и анализ стихотворений («Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «На севере диком...»).
1







15.
«Песня про купца Калашникова». Историческая тема в творчестве
М.Ю. Лермонтова
1
24-29.10






16.
Образы главных героев в «Песне»
1







17.
Утверждение права человека на уважение и правду.
1
07-12.11






18.
Контрольный тест по творчеству
А.С Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
1







19.
Н.В. Гоголь. Из биографии писателя. «Тарас Бульба». Историческая основа произведения.
1
14-19.11






20.
Два типа характеров Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора.
1







21.
Картина степи. Художественная роль фрагмента.
1
21-26.11






22.
Казнь Остапа.
1







23.
РР Сочинение «Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем?»
1
28-03.12






24.
П. Мериме. «Маттео Фальконе».
Проблема нравственного выбора: долг и предательство.
1







25.
Н.С. Лесков. «Человек на часах». Характеристика поступков героев произведения.
1
02-10.12






26.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Особенности сказок.
1







Русская лирика середины XIX века. Основные темы и мотивы. 6 часов

27.
Н.А. Некрасов.
Стихотворения. Особенности лирики.
1
12-17.12






28.
Н.А. Некрасов. «Саша». Тема поэмы.
1







29.
Ф.И. Тютчев. Из биографии поэта. Стихотворения.
1
19-24.12






30.
А.К. Толстой. Из биографии поэта.
Стихотворения.
1







31.
А.А. Фет. Из биографии поэта. Стихотворения.
1
10-14.01






32.
А.Н. Майков. Из биографии поэта.
Стихотворения.
1







Страницы русской классики. Литература рубежа XIX – XX веков. 5 часов

33.
А.П. Чехов «Хамелеон». Как проявляется авторская ирония.
1
16-21.01






34.
А.П.Чехов. «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Мальчики». Деталь в ранней прозе Чехова.
1







35.
А.И. Куприн «Чудесный доктор». Тема служения людям и добру.
1
23-28.01






36.
Л.Н. Андреев «Баргамот и Гараська». Идея человеческого братства и милосердия.
1







37.
О. Генри «Дары волхвов». Способность главных героев к самопожертвованию.
1
30-04.02






Страницы классики. Литература XX века. 4 часа

38.
И.А. Бунин. Пушкинские традиции в пейзажной лирике.
1







39.
Пейзажная лирика И.Бунина.
1
06-11.02






40.
Н.А.Заболоцкий. Природа и человек. Природа и творчество.
1







41.
Р.Р. Выразительное чтение наизусть стихотворений Бунина и Заболоцкого..
1
13-18.02






Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии. 4 часа

42.
Тематика и основные особенности военной лирики.
1







43.
Роль военных песен на фронте.
1
20-25.02






44.
Исповедальность и патриотический пафос военной лирики.
1







45.
Р.Р.Выразительное чтение наизусть стихотворений о войне.
1
27-04.03






Национальный характер в литературе XX века. 15 часов

46.
А.Т. Твардовский «Василий Теркин» Своеобразие жанра. Документальность произведения и художественный вымысел.
1







47.
Василий Теркин как собирательный образ.
1
06-11.03






48.
Автор и герой.
1







49.
А.Т. Твардовский. Тема памяти.
«Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины»
1
13-18.03






50.
М.А. Шолохов «Судьба человека». Характер главного героя.
1







51.
Андрей Соколов – воплощение национального характера.
1
20-24.03






52.
РР Сочинение «А был он лишь солдат»,
«Солдатами не рождаются».
1







53.
В.Г. Распутин. Из биографии писателя. «Уроки французского».
1
03-08.04






54.
Образ литературного героя как воплощение идейного замысла.
1







55.
Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости.
1
10-15.04






56.
В.М. Шукшин. «Микроскоп». «Сокровенный» герой рассказов Шукшина.
1







57.
В.М. Шукшин «Чудик». Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Внутренняя сила героя.
1
17-22.04






58.
Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей».
1







59.
Ф. Абрамов. «Поездка в прошлое». Образ главного героя.
1
24-29.04






60.
«Поездка в прошлое». Тема памяти.
1







Внеклассное чтение. Зарубежная литература. 4 часа

61-62.
Ч. Диккенс. « Приключения Оливера Твиста». Проблема воспитания в романе.
2
01-06.05






63-64.
Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада». Долгий путь главного героя к счастью.
2
08-13.05






65-66.
Итоговая читательская конференция.
2
15-20.05






67-68.
Резервные уроки.
2
22-25.05






Сочинений – 3; контрольный тест – 1; выразительное чтение наизусть – 2.



































Учебно - методическое обеспечение
Литература. 7 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях [авт.-сост.: Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М. Шамчикова] - М.: Издательский центр Вентана-Граф, 2012.
Ланин Б.А. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. Б.А.Ланина. – М.: Вентата-Граф, 2013.
Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс / Золотарева И.В., Егорова Н.В. – М.: ВАКО, 2013. – 470 с. – (В помощь школьному учителю).
Литература: 7 класс: рабочая тетрадь в 2-х частях для учащихся образовательных организаций/ Б.А. Ланин и др. под ред. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Средства обучения:
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Раздаточный материал по темам курса
Репродукции картин художников
Экранные пособия
Интернет-ресурсы. Справочно-информационные и методические материалы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Мастерская «В помощь учителю. Литература»





СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания № 1кафедры русского языка и литературы
от 30.08.2016.
Заведующий кафедрой ________________ Захарченко О.А.


СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _______________ Соловьева Е.Ф. 30.08.2016.

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815








15