Рабочая программа, составленная на основе авторской (Б.А. Ланин и др.), на 2014 – 2015 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
г. Подольск Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Гимназия №7» _____________Е.В. Назарова
«29» августа 2014г.
Рабочая программа,
составленная на основе авторской (Б.А. Ланин и др.),
на 2014 – 2015 учебный год
Шарипова Наталия Николаевна
Ф.И.О. преподавателя
Литература
Предмет
6 «А», 6 «Б» класс ( 2 часа)
Классы / количество часов в неделю
6 «А», 6 «Б» класс (68 часов)
Классы / количество часов в год
Уровень базовый___________________________________________________________________________
Базовый учебник: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. –
М.: Дрофа, 2012; Русский язык. Практика. 6 класс/ под ред. Лидман-Орловой Г.К. – М.:
Дрофа, 2012; Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс. – М.: Дрофа, 2013
г. Подольск
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе и авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой (Литература: программа 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова.- М: «Вентана-Граф», 2011)
Место предмета. Федеральным базисным планом на изучение русского языка в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Авторская программа рассчитана на 102 часа. В учебном плане гимназии отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели) .
В авторскую программу внесены следующие изменения:
- сокращены часы на повторение изученного – 4 ч; фольклор – 3 ч; литературная сказка – 3 ч; воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив – 1ч; наедине с поэтом – 6ч; страницы классики – 5 ч; среди ровесников – 10 ч.
Цель программы – воспитание у учащихся любви и привычки к чтению, приобщение к богатствам отечественной и мировой литературы, воспитание эстетического вкуса, формирование духовно-нравственных качеств.
Задачи - развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста; расширять теоретико-литературные знания обучающихся.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии;
-отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения);
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;
- работать со справочными материалами.
СОДЕРЖАНИЕ (тематическое планирование)
№
п/п
Тема
К-во часов
по авт. прогр.
К-во часов
по прогр.
Вводный урок. От истоков литературы – к литературным жанрам
2
1
Фольклор
11
8
Героический эпос. Былина.
3
3
Героическое сказание.
2
1
Рыцарская героическая поэма.
3
2
Русские народные песни.
3
2
Баллада
5
5
В.А. Жуковский. «Лесной царь».
2
2
А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге».
3
3
Литературная сказка
12
8+1
А.Н. Островский. «Снегурочка».
3
2
В.М. Гаршин. «Аttelea prinsceps».
3
2
В.А. Каверин «Легкие шаги».
3
2
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
3
2
Литературная песня
1
1
А.В. Кольцов
1
1
Воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив
10
9
Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
4
3
А.С. Грин. «Алые паруса».
4
3
Э.А. По. «Золотой жук».
2
3
Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества
14
8
А.С. Пушкин.
2
1
Е.А. Боратынский
2
1
М.Ю. Лермонтов
2
1
С.А. Есенин
2
1
Б.Л. Пастернак, Д.С. Самойлов, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава
2
2
В.В. Маяковский.
2
1
М.В. Цветаева.
2
1
Страницы классики
18
11+2
А.С. Пушкин. «Повести Белкина».
6
3
М.Ю. Лермонтов «Бородино».
3
2
Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
5
3
И.С. Тургенев. «Муму».
4
3
Среди ровесников
23
13
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука».
2
1
Л.Н. Толстой «Детство».
4
3
М. Горький «Детство».
4
3
Ю.Я. Яковлев «Багульник».
3
1
А.Г. Алексин «Мой брат играет на кларнете».
3
2
В.К. Железников «Чучело».
5
2
Ю.П. Мориц «Всадник Алеша».
2
1
Повторение и обобщение изученного в 6 классе.
4
1
Итого:
105
68
Сочинение:
3
Литература для учителя:
1. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2013.
2. Литература: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2013.
3. По страницам литературных произведений. 5-11 классы: викторины/ авт.-сост. Л.А. Курганова. – Волгоград: Учитель, 2009
Литература для учащихся:
1. Литература: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2013.
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания кафедры русского языка и литературы от 27.08.2014 № 01.
Заведующий кафедрой ________________ Захарченко О.А.
СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _______________ Соловьева Е.Ф. 28.08.2014
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Дата по календарю
Дата по факту
Примечание
1
Введение. От истоков литературы – к литературным жанрам
1
1.09-5.09
Фольклор (8 ч)
2
Героический эпос. Былина. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
1
3
Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность
1
8.09-12.09
4
Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий
1
5
Героическое сказание. Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты). Сила, доблесть, мужество, честность и благородство богатыря
1
15.09-19.09
6
Рыцарская героическая поэма. «Песнь о Роланде». Рыцарский героический эпос
1
7
Представление об идеальном герое: Образы Роланда и Оливье
1
22.09-26.09
8
Русские народные песни. Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя
1
9
Исповедальность лирической песни, ее диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девицы»
1
29.09-3.10
Баллада (5 ч)
10
В.А. Жуковский. «Лесной царь». Фантастический сюжет
1
11
«Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения
1
6.10-10.10
12
А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге». Исторический сюжет
1
13
Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта
1
13.10-17.10
14
Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики
1
Литературная сказка (8+1ч)
15
А.Н. Островский. «Снегурочка». Фольклорные корни образа Снегурочки
1
20.10-24.10
16
Преданность героини. Тема предательства в сказке
1
17
В.М. Гаршин. «Аttelea prinsceps». Стремление к свободе главной героини
1
27.10-31.10
18
Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала
1
19
В.А. Каверин «Легкие шаги». Снегурочка среди современных людей. Две Снегурочки.
1
10.11-14.11
20
Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от нее.
1
21
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
1
17.11-21.11
22
Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения
1
23
Р/р. Написать сочинение: «Истина Чтобы найти её, «надо искать сердцем»».
1
24.11-28.11
Литературная песня (1ч)
24
А.В. Кольцов «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты, рожь». Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова
1
Воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив (9ч)
25
Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Образ путешественника в литературе
1
1.12-5.12
26
Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам
1
27
Преобразование мира как жизненная потребность человека
1
8.12-12.12
28
А.С. Грин. «Алые паруса». Алые паруса как образ мечты
1
29
Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Детство и юность Грея, его взросление и мужание
1
15.12-19.12
30
Встреча с «волшебником» - знак судьбы
1
31
Э.А. По. «Золотой жук». Литературные истоки детективного жанра
1
22.12-26.12
32
Поиски сокровищ капитана Кидда
1
33
Логическая загадка и ее объяснение Вильямом Леграном
1
12.01-16-01
Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества (8ч)
34
А.С. Пушкин. «Узник», «Зимняя дорога», «Туча». Авторское мироощущение и читательские впечатления
1
35
Е.А. Боратынский «Водопад»
1
19.01-23.01
36
М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»
1
37
С.А. Есенин «В зимний вечер по задворкам», «Сыплет черемуха снегом», «Край любимый! Сердцу снятся», «Топи да болота»
1
26.01-30.01
38
Б.Л. Пастернак. «Снег идет». Д.С. Самойлов «Перед снегом». Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги». Б.Ш. Окуджава «Полночный троллейбус». Автор и пейзаж в лирическом стихотворении
1
39
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
1
2.02-6.02
40
М.В. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано». В.Ф. Ходасевич. «Поэту». Образ поэта в лирике.
1
41
Выразительное чтение наизусть.
1
9.02-13.02
Страницы классики (11 + 2ч)
42
А.С. Пушкин. «Повести Белкина». Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»)
1
43
Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики
1
16.02-20.02
44
Дуэль как способ разрешения конфликта и как игра человека с собственной судьбой
1
45
Р/р. Сочинение с элементами литературоведческого анализа
1
23.02-27.02
46
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Из биографии поэта (к истории создания стихотворения). Историческая основа стихотворения
1
47
Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении
1
2.03-6.03
48
Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Из биографии (к истории создания цикла).
1
49
«Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы в повести
1
9.03-13.03
50
Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н.В. Гоголя
1
51
И.С. Тургенев. «Муму». Из биографии (к истории создания рассказа).
1
16.03-20.03
52
Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя
1
53
Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни
1
1.04-3.04
54
Р/р. Сочинение на тему: «Образ положительного героя в рассказе»
1
Среди ровесников (13ч)
55
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука». Из биографии писателя.
1
6.04-10.04
56
Л.Н. Толстой «Детство». Из биографии. Автобиографичность произведения, автор и рассказчик, особенности повествования.
1
57
Образ Николеньки Иртеньева: события, увиденные глазами десятилетнего ребенка и анализируемые взрослым человеком.
1
13.04-17.04
58
Учитель Карл Иванович и Наталья Савишна – простые добрые люди, любящие детей. Тема воспитания и становления характера.
1
59
М. Горький «Детство». Из биографии. Кто рассказывает о детстве (голоса героя-рассказчика и автора).
1
20.04-24.04
60
Взросление маленького человека, борьба за свое достоинство.
1
61
Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла.
1
27.04-1.05
62
Ю.Я. Яковлев «Багульник». Человек в общении с природой. Образ багульника, его роль в рассказе. Природа и воспитание человеческой души.
1
63
А.Г. Алексин «Мой брат играет на кларнете». Ребенок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми.
1
4.05-8.05
64
Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. Отстаивание правды, добра и справедливости.
1
65
В.К. Железников «Чучело». Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»).
1
11.05-15.05
66
Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести.
1
67
Ю.П. Мориц «Всадник Алеша». Скорое взросление и трудный выбор Алеши.
1
18.05-22.05
Повторение и обобщение изученного в 6 классе (1ч)
68
Что читать летом?
1
Итого:
Сочинение:
68 ч.
3 ч.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15