Рабочая программа, составленная на основе авторской (Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Н.М. Шанский), на 2014 – 2015 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
г. Подольск Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Гимназия №7» _____________Е.В. Назарова
«29» августа 2014г.
Рабочая программа,
составленная на основе авторской
(Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Н.М. Шанский),
на 2014 – 2015 учебный год
Шарипова Наталия Николаевна
Ф.И.О. преподавателя
Русский язык
Предмет
8 «Б» класс ( 3 часа)
Классы / количество часов в неделю
8 «Б» класс (102 часа)
Классы / количество часов в год
Уровень базовый___________________________________________________________________________
Базовый учебник:
Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой; науч. ред. Н.М.Шанский. – 10-е издание. – М.: Просвещение, 2013.
г. Подольск
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Н.М. Шанского.
Место предмета. Федеральным базисным планом на изучение русского языка в 8 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. Авторская программа рассчитана на 102 часа. В учебном плане гимназии на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год (34 учебные недели).
В рабочей программе произведены следующие изменения:
увеличено количество часов на изучение связей слов в словосочетании за счет сокращения часов, отведённых на повторение сведений о простом предложении (1час) и знакомство с неполным предложением (1 час). Недостаток времени не позволяет сформировать навык определения характера грамматических связей слов в словосочетании, что негативно отражается на изучении тем «Главные и второстепенные члены предложения», «Синтаксический разбор простого предложения» – основного содержания курса;
навык закрепляется в ходе изучения темы «Второстепенные члены предложения», поэтому и здесь изменено количество часов в сторону увеличения (вместо 6 часов по программе отведено 11 часов);
поскольку в 8 классе дается понятие о неполном предложении, то из 2 часов оставлен 1 час;
перераспределены часы между темами «Однородные члены предложения» (добавлены 2 часа) и «Обособленные члены предложения» (отняты 5 часов) в пользу однородных членов, поскольку в курсе 9 класса в большей мере продолжается работа над разными случаями обособления;
выстроена работа по развитию речи. Она включает 3 основные темы:
1) описание архитектурного сооружения – памятника культуры;
2) характеристика человека, в том числе сравнительная;
3) рассуждение на дискуссионную тему (устное и письменное), что обеспечивает межпредметные связи и способствует формированию общеучебных навыков;
сокращено количество часов на изучение обращения и знаков препинания при нём (на 1 час), поскольку с обращением учащиеся знакомы с 5 класса и навык лишь закрепляется.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Цели обучения
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения: осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
1)дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
2)обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
3)развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
4)способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
5)формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 8 класса
Учащиеся должны знать:
основные сведения о языке, изученные в 58 классах;
изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
основные единицы языка, их признаки;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
функционально-смысловые типы речи, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 58 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
различать изученные стили речи;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
создавать тексты изученных стилей и жанров;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
Содержание программы (тематическое планирование)
№
п/п
Тема
Количество часов по авт. программе
Количество часов развития речи по авт. прогр.
Количество часов по программе
Количество часов развития речи
1.
Введение.
1
1
2.
Повторение изученного в 5-7 классах.
6
2
8
1
3.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
5
1
6
1
Основные единицы синтаксиса.
1
1
Предложение.
2
1
1
1
Словосочетание.
2
4
4.
Простые двусоставные предложения.
12
4
20
4
Главные члены предложения.
6
2
9
3
Второстепенные члены предложения.
6
2
11
1
5.
Простые односоставные предложения.
9
2
8
3
6.
Неполные предложения.
2
1
7.
Однородные члены предложения.
12
2
11
2
8.
Обособленные члены предложения.
18
2
1
·3
1
9.
Обращения, вводные слова и междометия.
9
2
8
1
Обращение – 2 часа +1Рр.
2
1
Вводные слова, вставные конструкциями и междометия 6 часов.
6
10.
Прямая и косвенная речь.
6
1
4
1
11.
Повторение изученного в 8 классе.
5
1
5
12.
Резерв.
3
Итого:
85
17
88
14
Литература для учащихся:
Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. – 10-е издание. – М.: Просвещение, 2013.
2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2014
Литература для учителя:
1.Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. – 10-е издание. – М.: Просвещение, 2013.
2.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2014
3.Егорова Н. В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: ВАКО, 2014
4.Диктанты и изложения. Для учащихся 5-8 классов/ сост. Л.Н. Ситникова. – Волгоград: Учитель, 2007
5.Русский язык. Разноуровневые задания. 8 класс / Сост. Б.А. Макарова. - М.: ВАКО, 2014
6.Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2013
7. К пятёрке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором: Русский язык:8 класс / Л.А. Ахременкова. – М.: Просвещение, 2011.
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания кафедры русского языка и литературы от 27.08.2014 № 01.
Заведующий кафедрой ________________ Захарченко О.А.
СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _______________ Соловьева Е.Ф. 28.08.2014
Календарно – тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Количество часов
Дата по календарю
Дата
по факту
Примечание
1
Русский язык в современном мире.
1
1.09-5.09
Повторение изученного в 5-7 классах (8+1)
2
Повторение изученного в 5-7 классах.
Пунктуация и орфография (§1).
1
3
Знаки препинания в предложении: знаки завершения, разделения, выделения (§2).
1
4,5
Знаки препинания в сложном предложении(§3).
2
8.09-12.09
6
Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий (§4).
1
7
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (§5).
1
15.09-19.09
8
Рр
Подготовка к домашнему сочинению о летнем отдыхе. Письмо «Лето кончилось» (упр36).
1
9
Кд
Вводный контрольный диктант.
1
10
Работа над ошибками.
1
22.09-26.09
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (2+1)
11
Синтаксис. Пунктуация. Основные единицы синтаксиса (§6).
1
12
Рр
Текст как единица синтаксиса (§7).
1
13
Предложение как единица синтаксиса (§8).
1
29.09-3.10
Словосочетание (4 ч.)
14
Словосочетание как единица синтаксиса (§9). Виды словосочетаний (§10).
1
15
Синтаксические связи в словосочетаниях (§11).
1
16-17
Синтаксический разбор словосочетаний (§12).
2
6.10-10.10
Простое двусоставное предложение. Главные члены предложения (9+3ч.).
18
Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения (§13).
1
19
Порядок слов в предложении (§14).
Интонация (§15).
1
13.10-17.10
20
Рр
Описание памятника культуры: храм Покрова на Нерли (§16) (упр.76, 88, 89, 442).
1
21
Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее (§17).
1
22
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое (§18, 19).
1
20.10-24.10
упр.102-описание «Чудный собор»
23
Составное глагольное сказуемое (§20).
1
24-25
Рр
Сочинение. Описание архитектурного сооружения. (Храм Василия Блаженного в Москве).
2
27.10-31.10
26
Составное именное сказуемое (§21).
1
27
Составное именное сказуемое (§21).
1
28
Тире между подлежащим и сказуемым (§22).
1
10.11-14.11
29
Пр
Проверочная работа по теме «Главные члены предложения»
1
Второстепенные члены предложения (11+1).
30
Второстепенные члены предложения.
Роль второстепенных членов
предложения (§23).
1
31
Дополнение (§24).
1
17.11-21.11
32
Определение (§25).
1
упр.123,128,131,132,139 - характеристика человека
33,
34
Приложение. Знаки препинания при нём (§26). Контрольный словарный диктант.
2
24.11-28.11
35, 36
Обстоятельство. Виды обстоятельств (§27).
2
37
Синтаксический разбор двусоставного предложения (§28).
1
1.12-5.12
38
Рр
Характеристика человека (§29) Проект (упр. 163, 165).
1
39
Повторение по теме «Второстепенные члены предложения».
1
40
Кд
Контрольный диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
1
8.12-12.12
41
Работа над ошибками.
1
Простые односоставные предложения (9+3)
42
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения (§30).
1
43
Назывные предложения (§31).
1
15.12-19.12
44
Определённо-личные предложения (§32).
1
45
Неопределённо-личные предложения (§33).
1
46
Рр
Инструкция-описание способов деятельности (§34) (упр. 197, 198).
1
22.12-26.12
47
Безличные предложения (§35).
1
48-49
Рр
Рассуждение с аргументами из жизненного опыта. Изложение с элементами сочинения «Голубая ель» (Т.Тэсс).
2
12.01-16-01
50
Неполные предложения (§37).
1
51
Синтаксический разбор односоставного предложения (§38).
1
52
Повторение изученного об односоставных предложениях.
1
19.01-23.01
53
Пр
Проверочная работа по теме «Односоставные предложения» (тест).
1
Простое осложнённое предложение. Однородные члены. (11+2ч.)
54
Простое осложнённое предложение. Понятие об осложнённом предложении (§39). Понятие об однородных членах предложения (§40).
1
55
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них (§41).
1
26.01-30.01
(упр.238, 239, 242 -сравнительная характеристика)
56-57
Рр
Изложение – сравнительная характеристика героев (упр.238, 239, 242). «Отец и сын» (по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»).
2
Или упражнение 264
58-59
Однородные и неоднородные
определения (§42).
2
2.02-6.02
60-61
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (§43).
2
9.02-13.02
62-63
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (§44).
2
64
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами (§45).
1
16.02-20.02
65
Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения».
1
66
Кд
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».
1
Обособленные члены предложения(13ч.+ 1ч.)
67
Работа над ошибками. Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении (§47).
1
23.02-27.02
68-69
Обособленные определения и знаки препинания при них. (§48).
2
70
Рр
Сочинение-рассуждение на дискуссионную (морально-этическую) тему (§49).
1
2.03-6.03
См.Богданова Г.А., уроки 82-83
71-72
Обособленные приложения и знаки препинания при них (§50).
2
73-74
Обособленные обстоятельства и знаки препинания при них (§51).
2
9.03-13.03
75
Обособленные уточняющие члены предложения.
1
76
Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения (§52).
1
16.03-20.03
77 Кд
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения».
1
78
Работа над ошибками.
1
79
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами (§53).
1
1.04-3.04
80
Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами (§54). Повторение по теме «Обособленные члены предложения».
1
Обращения, вводные слова и междометия (8+ 1).
Обращение (2ч.+1ч.)
81
Обращение. Назначение обращения (§55).
1
82
Распространённые обращения (§56). Выделительные знаки препинания при обращении (§57). Употребление обращений (§58).
1
6.04-10.04
83
Рр
Публичное выступление («Значение песни» (упр.386) или др. тему).
1
Вводные и вставные конструкции, междометия (6ч.)
84
Вводные и вставные конструкции. Вводные конструкции (§59). Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению (§60).
1
85
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных словосочетаниях и вводных предложениях (§61).
1
13.04-17.04
86
Вставные слова, словосочетания и предложения (§62). Междометия в предложении (§63).
1
87
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения (§64).
1
88
Повторение по теме «Вводные и вставные конструкции».
1
20.04-24.04
89
Кд
Контрольная работа по теме «Вводные и вставные конструкции».
1
Прямая и косвенная речь (4+1)
90
Чужая речь. Понятие о чужой речи (§65). Комментирующая часть (§66).Прямая и косвенная речь (§67).
1
91
Косвенная речь (§68). Прямая речь (§69).
1
27.04-1.05
92
Диалог (§70).
1
93
Рр
Рассказ по данному началу (§71) (упр.420).
1
94
Цитата (§72).
1
4.05-8.05
Повторение и систематизация изученного в VIII классе. (5ч.)
95
Повторение и систематизация изученного в VIII классе. Синтаксис и морфология (§73).
1
96
Синтаксис и пунктуация (§74).
Повторение.
1
97
Синтаксис и культура речи (§75).
Синтаксис и орфография (§76).
Повторение.
1
11.05-15.05
98
Кд
Итоговый контрольный диктант за курс 8 класса.
1
99
Анализ диктанта.
1
100-102
Резервные часы.
3
18.05-25.05
Итого:
102
Контрольных диктантов: 5
Сочинений: 2
Изложений: 3
13PAGE 15
13PAGE 14215
15