конспект урока Синтаксические средства выразительности
Тема: Урок-практикум «Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи».
Цель урока: обобщение изученного материала по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»
Задачи:
Образовательные: повторение терминов; развитие умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определение их роли в тексте;
Развивающие: развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжение работы по раскрытию творческих способностей, по развитию критического, образного мышления, по развитию коммуникативных навыков;
Воспитательные: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Оборудование урока:
- компьютер и проектор для презентации учебного материала;
- таблицы для учащихся;
- тексты заданий;
Метод: эвристический, исследовательский, проблемный
Технология: ТРКМ
Тип взаимодействия: сотрудничество
I.Организационный момент. Запись темы урока
Синтаксические средства выразительности
II. Вступительное слово. Определение цели урока.
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения.
Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват?
Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами?
Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя?
Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое
Продолжите ряд противопоставлений:
выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое,
величественное-скверное, живое–мёртвое.
= Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса:
как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?
– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.
(Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи).
- Обратимся к эпиграфу? Как он соотносится с темой урока?
1. Составление синквейна. Формулирование задач
Художественные средства служат выразительности и образности речи, что весьма облегчает понимание и запоминание текста. Их называют “цветами красноречия”. Художественных средств великое множество (порядка двухсот). К ним в первую очередь относятся тропы, фигуры речи, фразеологизмы, изречения, афоризмы.
– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.?
-Какие трудности вы при этом испытываете?
-Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейне, выберите формулировку темы: "Выразительные средства языка".
Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.
Синквейн
Синквейн
Выразительные средства языка
ОниКрасивые, живые (необычные)Украшают, описывают, имитируют
"Богатство языка богатство мыслей". (Н.М.Карамзин). Сокровища речи (тропы)
Выразительные средства языка ОниНепонятные, разнообразныеНе нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте(усложняют, путают, озадачивают)"Богатства русского языка неизмеримы" (К.Г.Паустовский).Проблема
– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?
Повторить термины;
Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, синтаксических средств выразительности;
Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.
2. Повторение средств выразительности –
1)Игра «Вопрос–ответ». (Проверяется знание литературных терминов.)
В игре принимает участие весь класс. Первый вопрос задаёт учитель одному из учащихся. Например: что такое гипербола? Ученик даёт чёткий ответ с примером и в свою очередь задаёт вопрос другому учащемуся, и так далее, пока необходимый материал не будет повторен.
2)А теперь потренируемся в определении художественных средств
Кроссворд на 3 группы
III. Изучение темы урока
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
И.А.Бунин
Найдите изученные средства выразительности речи в отрывке из стихотворения И. А. Бунина, русского писателя и поэта конца 19-сер. 20 века. Работа с художественным текстом.
олицетворение – убаюкала вьюга, заснул он (лес), эпитеты – вьюга седая, дикой песнею, лес опустелый
-С какой целью автор их использует? (Чтобы создать образ уснувшего леса, показать красоту зимнего леса.)
- Охарактеризуйте предложение с точки зрения синтаксиса. По каким признакам вы это будете делать?
- Назовите однородные члены предложения. Могут ли они быть средством выразительности? Почему? Однородные члены предложения делают текст выразительнее. Виден не просто предмет, а его отдельные детали. В результате создается полное представление картины.
Прочитайте отрывок из миниатюры русского писателя 20в. Юрия Бондарева. В чем проявляется особенность предложений с однородными членами?
природа одаряет человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и нежную красоту заката, таинство ночи и звездное неистовство августовского неба. Она помогает пережить неотвратимость смерти, скорбь потерь, бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, ревность, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей, предательство. (Ю. Бондарев.)
(В союзном и бессоюзном соединении).
Бессоюзие и многосоюзие – синтаксические средства выразительности.
Не оттого, что зеркало разбилось,
Не оттого, что ветер выл в трубе,
Не оттого, что в мысли о тебе
Уже чужое что-то просочилось,
Не оттого, совсем не оттого
Я на пороге встретила его
(А. Ахматова).
- определите способ связи предложений в тексте
Параллельная связь; так как ряд последующих предложений развертывает, конкретизирует смысл предыдущего.)
---Как вы понимаете параллелизм предложений? (Одинаковое построение рядом расположенных предложений, члены предложения расположены в одинаковой последовательности и выражены одинаковыми формами.)
Вывод. Параллелизм предложений – одно из синтаксических средств выразительности речи.
Кроме однородных членов предложения синтаксическими средствами выразительности речи являются бессоюзие и многосоюзие, параллелизм предложений. Они создают особый стилистический эффект, придают большую выразительность тексту.
III. Знакомство с фигурами речи.
-Чем отличаются фигуры речи от троп?
Тропы – это лексические средства, основанные на употреблении слова в переносном значении.
Фигуры речи – это обороты речи, связанные с необычным синтаксическим построением, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.
Насчитывается несколько десятков фигур. Фигуры речи создавались тысячелетиями
2.Самостоятельная работа по таблице
Синтаксические средства выразительности..
Фигуры речи – это обороты речи, связанные с необычным синтаксическим построением, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.
Найти соответствие
1
Инверсия
7
фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств
7
Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А.Чехов)
2
Эллипсис
4
повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложений
8
Разве «Шинель» не предшествует современному реализму? А что такое современный мистицизм в литературе? Это «Вий» и «Портрет».
3
Градация
8
Вопросно-ответный ход, это отрезок монологический речи, объединяющий риторический вопрос и ответ на них; вопрос-раздумье.
Говорящий, угадывая возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует и на них отвечает
4
Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы (В. Брюсов).
4
Анафора (единоначатие)
5
расчленение фразы на части или отдельные слова, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным.
1
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М. Лермонтов)
5
Парцелляция
1
расположение слов, нарушающее обычный порядок слов:
3
Ради своего ребёнка, ради семьи, ради своего народа, ради человечества – берегите мир!
6
Риторический вопрос Риторическое обращение
Риторическое восклицание
умолчание
3
расположение слов по возрастающей или убывающей значимости:
5
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
(П. Г. Антокольский).
7
Антитеза
9
Одинаковая концовка нескольких предложений
2
Мы грады – в пепел, села – в прах (В. Жуковский).
8
Гипофора
2
пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения,
придает речи стремительный, динамический характер
9
Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
9
Эпифора
6
ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению
подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо
отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи
автор не до конца выражает мысль ,предоставляя читателю ( слушателю )самому догад
·аться
6
Знаете ли вы украинскую ночь?
Цветы, любовь, деревня, праздность, поля!
О времена! О нравы!
Но слушай : если я должна тебе
кинжалом я владею ,
я близ Кавказа рождена.
3) Работа по тестам
4) Анализ текста:
(1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе.
(2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? (3)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
(4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.
(5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (6)Говорящий стремится грубой шуткой, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха , боязни, иногда просто опасения. (7)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (8)Это происходит полусознательно. (9)Я уж не говорю о том, что признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости (10)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабым, не защищённым против них.
(11)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (12)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
(13)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (14)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности»
(15)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (16)Но хоть и трудно – это надо. (17)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д. Лихачёву)
В каком предложении выражена основная мысль автора текста?
3 2) 4 3) 11 4) 17
ответ: 17
24. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - писали древние. Речь отдельного человека – это не только показатель его умственного развития и кругозора, но и показатель его общей культуры и нравственных качеств. Д. Лихачёв рассуждает об этом с присущей ему страстностью и желанием убедить своего молодого собеседника. И помогают ему в этом синтаксические средства выразительности: ________(предложения 2-3); ________(предложения 3, 6, 9, 10, 15 и др.); _______(«грубой шуткой, иронией, циничностью» - восходящая; «страх боязнь, опасения» - нисходящая); лексические средства_______(«бравирование», «психологическая незащищённость», «демонстрирует», «интеллигентность», «влияние среды» и др.).»
Список терминов:
антитеза
анафора
сравнение
олицетворение
книжная лексика
градация
цитирование
ряды однородных членов
вопросно-ответная форма
ответ: 9865
IV. Подведение итогов урока
Рефлексия.
Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?
– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
– Вы через полгода станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек?
V.Домашнее задание написать мини-сочинение «А какой он, культурный человек?»
Приложение 1. Кроссворд
1А
Н
Т
О
Н
О
М
2
А
з
И
Я
3
4
5
6
7
8
9
По горизонтали:
1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. (донжуан в значении "искатель любовных приключений").
3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. «...От вёсел к берегу кудрявый след бежал»
4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений.
«Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»
5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим.
«Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны...»
6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок. (М. Лермонтов)
7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности.
Лиса- символ хитрости,
Волк - злобы и жадности
8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.
Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).
9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов).
По вертикали:
2. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Приложение 2 текст Д.Лихачева. Задание 24
(1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе.
(2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? (3)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
(4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.
(5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (6)Говорящий стремится грубой шуткой, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. (7)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (8)Это происходит полусознательно. (9)Я уж не говорю о том, что признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости (10)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабым, не защищённым против них.
(11)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (12)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
(13)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (14)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности»
(15)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (16)Но хоть и трудно – это надо. (17)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д. Лихачёву)
В каком предложении выражена основная мысль автора текста?
3 2) 4 3) 11 4) 17
24. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - писали древние. Речь отдельного человека – это не только показатель его умственного развития и кругозора, но и показатель его общей культуры и нравственных качеств. Д. Лихачёв рассуждает об этом с присущей ему страстностью и желанием убедить своего молодого собеседника. И помогают ему в этом следующие синтаксические средства выразительности: ________(предложения 2-3); ________(предложения 3, 6, 9, 10, 15 и др.); _______(«грубой шуткой, иронией, циничностью» - восходящая; «страх боязнь, опасения» - нисходящая);а также лексическое средство_______(«бравирование», «психологическая незащищённость», «демонстрирует», «интеллигентность», «влияние среды» др.).»
Список терминов:
1.антитеза
2.анафора
3.сравнение
4.олицетворение
5.книжная лексика
6.градация
7.цитирование
8.ряды однородных членов
9.вопросно-ответная форма
Приложение 3.
Лист успехов.
Отметьте знаками правильно («+») и неправильно («-») выполненные задания:
Группа №
Задание №1Экспресс-опрос по теории «Вопрос - ответ»
Задание № 2
Кроссворд
Задание
№3
таблица
«Синтаксически е средства выразительности. Фигуры речи»
Задание №4
тест
1.
2.
3.
4.
5.
Прочитайте текст и выполните задания