КОНСПЕКТ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ СЛОВАРИ 21 ВЕКА.
Учитель: Татарканова Марита Исмаиловна
Тема урока: Словари 21 века.
Цели урока:
Предметные:
- обобщить понятие «словарь»;
-учить искать слова в словаре по алфавиту.
Метапредметные:
-развитие интереса к предмету;
Личностные:
-воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи.
Оборудование:
Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь 2 класс; словари на каждого ученика, презентация с заданиями и сказочными героями, игрушка – собака, фигурки животных .
1.Орг. момент.
Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
2. Актуализация знаний, планирование деятельности.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришёл сказочный герой. А кто это, вы узнаете если отгадаете загадку.
Лечит он мышей и крыс,Крокодилов, зайцев, лис,Перевязывает ранкиАфриканской обезьянке.И любой нам подтвердит:Это — доктор?(Айболит)
1й слайд
- Ребята, сегодня к нам на урок пришёл доктор Айболит. Он приготовил для вас задания.
- Посмотрите, что вы видите? (Мешок букв)
- Какие буквы в мешке?
- Что нужно сделать? (составить слово)
Индивидуальная работа на карточках.
Задание:
Мешок букв. Запишите буквы в пустые клетки так, чтобы получилось слово.
л с о а в ь р. (словарь)
2й слайд
- Посмотрите к нам залетел Карлсон. Он тоже составил слово.
- Почему Карлсон выбрал слово варенье? А почему это слово не подходит
Как вы думаете почему именно это слово мы составили?
(Это тема нашего урока.)
Сегодня на уроке мы
узнаем какие бывают словари.
3й слайд
- Ребята, как звали собаку из сказки «Доктор Айболит»? (Барбос)
Барбос тоже пришёл к нам на урок. Айболит его вылечил, но у него плохое настроение. Если мы с вами будем хорошо работать на уроке у Барбоса настроение улучшится. Он предлагает вам следующее задание.
(Ребята выполняют задание на листочках, где записано слово словарь.)
Какие бывают высказывания? (Истинные, ложные, неизвестные и не имеют смысла.)
4й слайд
- Определи истинность высказываний :
а) В слове «словарь» третья буква – буква о.
б) В этом слове буква р идёт раньше буквы с.;
в) В этом слове восьмая буква – буква м.
Взаимопроверка.
Какие ещё бывают высказывания? (неизвестные)
Итог: высказывания бывают истинные, ложные, не имеют смысла и неизвестные.
3 . Открытие новых Знаний.
А). Учитель показывает словари.
- А ещё бывают словари:
«Толковый словарь русского языка» Владимира Ивановича Даля. Национальная гордость России. В нём около 200 тысяч слов и не менее 30 тысяч пословиц и поговорок.
«Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Словарь толкует, объясняет значение слов, указывает ударение, произношение. 53 тысячи слов.
Б). (Парная работа)
-У Вас на партах орфографические словари.
Настольные словари школьника. Начальная школа
Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? 1-4 классыБолее 300 устойчивых образных выражений - фразеологизмов (в том числе входящие в обязательный для младших школьников фразеологический минимум). Цитаты из классических произведений детской литературы ...
Морфемно- словообразователь- ный словарь. Как растет слово?Многофункциональное издание. Содержит около 800 словообразовательных гнёзд, где впервые показан механизм словообразования с традиционным выделением всех словообразующих морфем.
- Как вы думаете для чего словари?
По орфографическому словарю можно узнать, как правильно писать слова, которые нельзя или трудно проверить правилами.
Откройте стр. 5 На какую букву записаны все слова в начале словаря? (а)
Что нужно знать, чтобы уметь правильно пользоваться словарём?
- Полистайте их, подумайте, как расположены слова? (В алфавитном порядке) Почему слова расположены в таком порядке?
(Чтобы легче было найти нужное слово?)
Для чего нужны орфографические словари?
Итог: орфографические словари необходимы для грамотного письма.
5й слайд
5. Применение новых знаний.
Чтобы легко было работать со словарём нам нужно знать наизусть …(алфавит)
. Дети рассказывают алфавит наизусть. Можно по частям.
Для чего ещё нужно знать алфавит? (Чтобы выполнять упражнения на уроках русского языка. Пользоваться телефонным справочником. В магазинах перечень продуктов в компьютере по алфавиту. В аптеке лекарства. )
На Олимпиаде в Сочи на церемонии открытия страны выходили на парад в алфавитном порядке.
-Что вы ещё видели, расположено в алфавитном порядке? (Классный журнал – фамилии детей; в библиотеке фамилии писателей, фамилии посетителей.)
- Теперь мы с вами потренируемся искать слова в словаре.
Работа по учебнику.
С.45 № 93
Ребята самостоятельно выполняют задание. Учитель контролирует.
Какое слово не смогли найти в словаре?
Работа в парах.
К нам пришли зверята, которых вылечил Айболит. Они просят, чтобы вы записали их в алфавитном порядке. (Цыплёнок, мышонок, попугай, жираф, олень.)
Проверка у доски. (расставить животных)
Итоги: Умение искать слова в алфавитной цепочке – является важным жизненным умением, элементом информационной культуры.
6. Физминутка «Айболит».
5й слайд
Под музыку «Кабардинский танец»
Мы весёлые ребятки, -------------------Шагают на местеДружно делаем зарядку.
Вправо раз, влево раз, ------------------Руки на пояс, поворот в стороны. Улыбнёмся всем сейчас. На носочки дружно встанем- ---------На носочках потянуться вверх.Руки к солнышку потянем.Загляни к нам солнышко И погрей нам горлышко!-----------------Прыжки с хлопками.Ну а если заболеем -Нам поможет Айболит---------------- ---Ладони к щекам, наклоны головы.Витаминки нам пропишет ---------------Колечки каждым пальцем.И микстурой угостит.-----------------------Ладошки мисочкой.
8. Итоги.
Главный вопрос урока.
А теперь мы с вами попробуем создать первый слайд к нашему будущему проекту «Словари 21 века»
8й слайд
Рефлексия.
-Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
- Что вызвало у вас затруднение?
9. Домашнее задание.
10. Оценки.
Давайте спросим у Барбоса – улучшилось ли у него настроение? (собачка танцует под музыку)
Ребята, Айболит принёс для вас волшебные конфеты с буквами алфавита. Они помогут вам быть здоровыми и хорошо учиться.