Урок-игра Эрудиты, вам слово!

Введение



Формирование интереса учащихся к физике, как науке о природе является одной из главных физических задач данного урока. Науку создают люди – одаренные, талантливые, но, как и другие люди, они обладают определенными человеческими и моральными качествами. Познакомить учащихся с фрагментами их биографий, мировоззренческими идеями является тоже важной задачей урока, поскольку при этом учащимися осваивается часть человеческой культуры, ведь жизнь этих людей во многом определила лицо современной цивилизации.
Кроме того, урок преследует цель подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике. Он проходит в рамках серии уроков обобщающего повторения по всему курсу. Поэтому задания предлагаемые учащимся включают в себя материал по всем разделам физики.
Для того, чтобы активизировать процесс подготовки учащихся к экзамену, я использую один из наиболее эффективных методов обучения при работе с группой – организую игровую деятельность. «На уроках физики игра приобретает особенно большое значение,- писал известный физик Я.И Перельман, не столько для друзей физики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению». Актуальность этого тезиса в условиях преподавания физики трудно переоценить. Поэтому закрепление пройденного материала я провожу, сочетая познавательные и игровые моменты.
Реализуя свою методическую цель, повторяемый на уроке материал я связываю с историей русской и зарубежной физики, астрономией, химией, литературой, мифологией.


















Цели урока:

образовательная:
продолжить формирование интереса учащихся к физике как науке о природе; побудить учащихся к самостоятельному изучению физических явлений и подготовке к итоговой аттестации; провести повторение материала по различным разделам физики;
воспитательная:
сформировать мировоззренческие идеи, связанные с взглядами учащихся на природу света, световых явлений; воспитать умение работать в группе, соревнуясь друг с другом и при этом уметь выслушивать оппонента, уважать мнение своих товарищей;
развивающая:
развить умение выделять главное, работать с дополнительной литературой, приводить нужные аргументы, коротко и четко излагать свои мысли, а также развивать эмоции и интеллект.


Тип урока: обобщающе-повторительный

Вид урока: урок – игра

КМО: физические приборы, портреты физиков, видеоматериалы с изображением световых явлений

Литература:

1 Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика, Учебник для 10 класса. Учебник для
11 класса общеобразовательных учреждений, 2010.
2. Ф. Дягилев. Из серии физики и ее творцов, - М. Просвещение,2000.
3. Световые явления. Физика
4. Н.Г Новолокова. Предметная неделя физики в школе. Ростов н/Д, Феникс,
2007год.














ХОД УРОКА:


Преподаватель: дорогие друзья! Сегодня на уроке мы проведем игру «Эрудиты, вам слово!». В переводе с латыни «эрудит» - это человек, который имеет глубокие, всесторонние познания. Можно сказать – это специалист широкого профиля. Мы постараемся сегодня объединить в некоторых предлагаемых вашему вниманию вопросах гуманитарные и естественнонаучные проблемы. Так что все сидящие перед нами игроки – эрудиты в самом хорошем смысле этого слова, девизом образования которых является
Изречение великого древнегреческого философа: «есть только одно благо – знание и одно только зло – невежество».
Объявляю правила игры: участники – игроки 6 учащихся (представить). Они сидят за столами. Друзья игроков – 6 человек, сидят каждый за своим игроком (представить). Перед игроками и их друзьями лежат таблички с цифрами от 0 до 6. Если игрок правильно отвечает на вопрос, получает 1 балл, а если и его друг также отвечает правильно, то еще 1 балл. Игрок, первым поднявший табличку с правильным ответом, получает дополнительный балл. Проводить игру мне помогает группа экспертов (представить) и техническую подготовку осуществляют учащиеся (представить).
Итак, начинаем игру.

I тур:
1. «Разминка»

Преподаватель: загадки о физических приборах, которые вы видите на столе, они пронумерованы и на доске записано какой прибор под каким номером находится. Я озвучиваю загадку – вы поднимаете цифру соответствующую выбранному ответу.
Нам поведает
Хоть и без языка 1. барометр
Когда будет ясно
А когда облака

Не смотрел в окошко
Был один Антошка, 6. зеркало
Посмотрел в окошко –
Там второй Антошка
Куда смотрел Антошка


Я в Москве,
А он в Саратове 5. телефон
В разных комнатах сидим
Разговариваем с ним
Кто нам помогает


Под рукою я сижу
И, что делать укажу
Или разрешу гулять, 2. термометр
Или уложу в кровать.


Им силу тока изменяют, 4. реостат
Если ползунок сдвигают

Своих глаз нет,
А видеть помогает 3. микроскоп


2. «Интеллектуальный марафон»

Время 3 минуты: игроки за это время должны ответить на максимальное количество вопросов. Возможна помощь друзей.

1.
Наука о свете (оптика)
Наука о звуке (акустика)
Наука о движении (механика)

2.
Ученый, открывший рентгеновские лучи (Вильгельм Рентген)
Ученый создатель ядерной бомбы (Курчатов, Ферми)
Ученый автор планетарной модели атома (Резерфорд)

3.
Единица работы (Дж)
Единица энергии (Дж)
Единица количества теплоты (Дж)

4.
Прибор для измерения силы тока (амперметр)
Прибор для измерения электрического напряжения (вольтметр)
Прибор, с помощью которого можно определить высоту полета самолета (радиолокатор)

5.
Элементарная отрицательно заряженная частица (электрон)
Элементарная положительно заряженная частица (протон)
Элементарная незаряженная частица (нейтрон)

6.
Диэлектрическая проницаемость в вакууме равна (1)
Ускорение свободного падения равно (9,8 м/с)
Скорость света равна (300000 км/с)

7.
Прибор для регистрации элементарных частиц (счетчик Гейгера)
Прибор, с помощью которого можно наблюдать
спектр (спектроскоп)
Прибор для измерения силы (динамометр)

8.
Направленное движение заряженных частиц (электрический ток)
Три вида радиоактивных излучений (
·,
·,
·)
Процесс вырывания электронов с поверхности металла (фотоэффект)

9.
Химическое вещество, которого больше всего в живой клетке (вода)
Сила, всегда мешающая движению (трения)
Характеристика быстрого движения (скорость)

10.
Физическая величина, которая измеряется спидометром (скорость)
Газ, используемый для резки и сварки металлов (кислород)
Самый легкий газ (водород)

11.
Закон, открытый после удара яблоком по голове (Ньютона тяготения)
Закон, открытый в ванне (Архимеда)
Процесс распространения молекул в жидкостях и газах (диффузия)

12.
Первый космонавт планеты (Гагарин)
Ближайшее к Земле небесное тело (Луна)
Звезда Солнечной системы (Солнце)

13.
Единица мощности (Вт)
Единица сопротивления (Ом)
Единица силы (Н)

14.
Источник инфракрасного излучения (отопление)
Химическое действие ультрафиолетового излучения (загар)
Чему равен угол падения луча (углу отражения)

15.
M*V /2 (формула кинетической энергии)
F= m*a (второй закон Ньютона)
F =m*g (сила тяжести)



3. Металл - планета
Преподаватель: уважаемые эрудиты! Давайте обратимся к прошлому. Представьте себе начало нашей эры. Это примерно расцвет Древнего Рима. К этому времени было известно семь чистых металлов. Медь – самый древний металл. Она выплавлена около IV тыс. до нашей эры. К III тыс. до нашей эры были известны золото, серебро (сначала как самородные металлы), свинец, олово, железо (сначала как «дар небес» - железные метеориты) и примерно к 500 г. до нашей эры – ртуть. Семь металлов древности. Семерка как известно мистическое число. Древние часто стремились в своих подсчетах к этому числу. Так вот, они насчитали и семь планет. Это Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Луну и Солнце также относили к планетам. Средневековые алхимики придавали таинственный смысл совпадению этих семерок, поэтому каждому металлу у них соответствовала своя планета. Задача эрудитов - за одну минуту разгадать код средневековой алхимии, образовав семь пар: металл – планета.
На доске: 1. медь, 2. олово, 3. ртуть, 4. свинец, 5. золото, 6. железо.
Называются планеты: Солнце (5), Венера (1), Марс (6), Юпитер (2), Сатурн (4), Меркурий (3). За объяснение дополнительный балл.

ОТВЕТ: Символом золота было Солнце, серебра – Луна. Оба эти металла считались драгоценными, естественно, связывались с самыми яркими для нас «планетами». Медь, как мене драгоценный металл соотносили с Венерой. Марс был символом железа – ведь именно из него делали оружие. Тяжелому и тусклому свинцу как нельзя лучше подходил медленно движущийся Сатурн. Для олова остался Юпитер, а за живым серебром – ртутью закрепился проворный Меркурий, имеющий самый короткий период обращения вокруг Солнца, и поэтому его видимое движение было самым быстрым. Т.о. пары распределились так:
золото – Солнце,
серебро – Луна,
медь – Венера,
железо – Марс,
олово – Юпитер,
свинец – Сатурн,
ртуть – Меркурий.

Жюри подводит итоги первого тура.











Второй тур. «Оптические явления в литературе»

Преподаватель: уважаемые игроки! Сейчас вам предстоит продемонстрировать свои познания в области физики природных явлений. Некоторые из них вы конечно наблюдали сами, и не раз. Солнечные закаты, туманы, облака, молнию, метели, радугу. О других знаете по из учебников, художественной литературы или понаслышке. Природа – это гигантская лаборатория. Она наглядно демонстрирует относительность, условность разделения физики на отдельные разделы, теории, показывает единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений. Возьмем хотя бы грозу. Здесь мы встречаемся с одновременным проявлением законов механики, электростатики, электродинамики, акустики и оптики. Человек издавна учился у природы, размышляя о причинах тех или иных физических явлений, описывая их в произведениях литературы и искусства.
Уважаемые эрудиты! Вашему вниманию предлагаются отрывки из художественных произведений. Нужно назвать описанное оптическое явление. Игрок, прослушав текст должен поднять табличку с соответствующим номером.
№1 – огни святого Эльма №4 – гало
№2 - радуга №5 – солнечный закат
№3 - мираж №6 - полярное сияние



1. Дремлет в поле Олегово храброе войско! Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе черный ворон, поганый половец!
Гзак бежит серым волком. Кончак ему след указывает к Дону Великому.
На другой стороне спозаранку кровавые зори свет предвещают, черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону Великого! Тут копьям преломиться, тут саблям побиться о шеломы половецкие, не реке на Каяле, у Дона Великого. О, Русская земля! Уж ты за холмом!

Итак, автор «Слова о полку Игореве» свидетельствует о необычайном атмосферном явлении – четыре солнца на небесах, - воспринятом как знак беды. Могут ли эрудиты назвать это явление, а затем объяснить его?
Ответ. Гало
2. Там тихо отделяется полоска земли и блестит узенько протянувшаяся вода. А над ней, смутно рисуясь, проступают синеватые силуэты верб, ветряки, крыши. И все это – живое, зыбкое, неуловимое, и сами собой ускоряются шаги к людскому жилью. А синеватые вербы, ветряки, крыши постоят немного, помутнеют. Тоненько отделятся от земли. Призрачно подержаться в воздухе и тихонько, без следа растают в знойной игре, и лишь легкие курева курятся, плавают коршуны, чернеют, грачи, и меняющаяся степь безгранично глядит в будущее небо. (из романа А. Серафимовича «Город в степи»)
А французский астроном Камиль Фламмарион в своей книге «Атмосфера» так описывает явление, которое наблюдалось в городе Вервье (Бельгия) в июне1815 г.: «однажды утром жители города увидели в небе войско, и так ясно, что можно было различать костюмы артиллеристов и даже, например пушек со сломанным колесом, которое вот-вот отвалится Это было утро сражения Ватерлоо.
Уважаемые эрудиты! Как называется это необычное явление?
Ответ. Мираж
3. Ночь была безлунная, звездная, морозная и ясная. Темно, только на юго-востоке небо внизу слабо освещено, будто за холмом горят огни. Я любовался этим слабым светом, который вдруг превратился в сходящиеся снопы лучей, протянувшихся кверху. От их прикосновения на юго-востоке зажглась медленно колеблющаяся завеса, свисающая складками с неба. Быть может, это было вознесенное в небеса покрывало Изольды, и там, где его касалось дыхание ее желания, оно становилось горячим и светлым. Дыхание Изольды пробегало по нему, оно трепетало и волновалось. Завеса вспыхнула пламенем и зажгла небо. (Из книги Р. Кента «Саламина»

Какое атмосферное явление так поэтически описывает Кент?

Ответ. Полярное сияние
4. По библейской легенде, бог Яхве после Всемирного потопа повесил на небе знак, означающий, что он больше не станет так жестоко карать людей: «Я полагаю знак мой в облаке, чтобы он был знамением вечного согласия между мною и между землею». С давних времен у людей существует поверье, будто в месте, где этот божественный знак как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под этим знаком босиком. Это удивительное по своей красоте «мимолетное виденье» буквально тает на ваших глазах, оставляя чувство светлой грусти.
Какое атмосферное явление описано в легенде?


Шторм не унимался несколько дней. Океан ревел и грохотал, грозя поглотить каравеллу. У моих измученных матросов почти не осталось сил бороться со стихией. И вдруг По волнам побежали огни! Через минуту они появились на мачтах каравеллы, и стало слышно их легкое потрескивание. Команда восприняла это как добрый знак, мы были спасены.
(Из дневника великого мореплавателя Христофора Колумба).

Ответ. Огни святого Эльма

Садится солнце. Воздух тих,
И вздрагивает ветер, словно сонный.
Окошки темных домиков на миг
Зарделись и погасли. Отягченный
Росой внезапной стынет луг. Затих
Весь необъятный мир. И, благовонный,
Прозрачный пар понесся в вышину
И небо ждет холодную луну. И.С. Тургенев

Ответ. Солнечный закат












































Четвертый тур. «Логическая цепочка»

Уважаемые эрудиты! В этом туре вам предстоит хорошенько подумать, поднапрячь свою память, использовать умение логически рассуждать. Нужно выстроить логическую цепочку открытий или исключить слабое звено из логической цепочки, определяющей то или иное понятие.
Итак:
Радиоприемник, телефон, иконоскоп (первая передающая телевизионная трубка).
Определите хронологический порядок данных изобретений.
Ответ: 1. Телефон 1876г.- изобрел шотландец Александр Белл
2.Радиопремник 1895г. – изобрел русский ученый Александр Степанович Попов
3. Иконоскоп 1919г. – инженер-изобретатель – Владимир Зворыкин


В состав ядра атома входят: электроны, протоны, нейтроны.
Какая частица лишняя?
Ответ: Электрон не входит в состав ядра атома.


Обычно на колбе электрической лампочки, которая светит у каждого из вас в квартире, указывают ее электрические параметры: силу тока, напряжение, мощность.
Вы согласны с этим?
Ответ. Обычно на электрических лампочках указывают напряжение и мощность.


Оптические приборы: очки, телескоп, микроскоп
В какой хронологической последовательности они изобретены?
Ответ. 1. Очки - 1636г. – первая документальная запись на Руси об очках
2. Телескоп - начало 17 века – изобрел итальянский ученый Галилео Галилей
3. Микроскоп – вторая половина 17 века – изобретен знаменитым голландским ученым Антонием Левенгуком.


Правда ли, что словами якорь, ротор и статор называют вращающиеся части электрической машины?
Ответ. Статор – это неподвижная часть генератора или двигателя.




Пятый тур: «Гений ученого»

Преподаватель: уважаемые игроки и болельщики! Очередной тур нашей игры, посвящается выдающимся ученым-физикам. Науку создают одаренные, талантливые люди.
Изучая законы природы, ими открытые, знакомясь с фрагментами их биографий, мировоззренческими идеями мы осваиваем часть человеческой культуры, ведь жизнь этих людей во многом определила лицо современной цивилизации.
Вот некоторые из них. На доске портреты: Галилея - №1, Архимеда- №2, Герца - №3, Резерфорда -№4, Попова -№5, Эйнштейна - №6.
Ваша задача – указать при помощи табличек фамилию ученого, о котором, по-вашему, мнению идет речь.
На доске портреты: Галилея - №1, Архимеда- №2, Герца - №3, Резерфорда -№4, Попова -№5, Эйнштейна - №6.



Имя этого человека вызывало одновременно восхищение и ненависть у его соперников. Тем не менее, он вошел в историю мировой науки не только как последователь Джордано Бруно, но и как один из крупнейших ученых итальянского Возрождения. Он родился 15.02.1564г. в городе Пизе в знатной, но обедневшей семье.
К его открытиям относятся: изобретение телескопа с увеличением в 32 раза, теория создания мира – движение планет, автор теории свободного падения, измерил ускорение свободного падения вблизи земли.
Ответ. Галилео Галилей

Древнегреческий ученый (v век до н.э.). Известны его работы в области математики (интегральные методы исчисления, нахождение площадей поверхностей и объемов различных фигур и тел. Физический закон: на всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной жидкости».
Ответ. Архимед
Это русский физик и электротехник впервые в мире применил электромагнитные волны для практической радиосвязи. В начале 1895г. н создал совершенный по тем временам вариант приемника, с помощью которого показал возможность беспроводной передачи радиосигналов. 7 мая того же года он продемонстрировал созданный им радиоприемник на заседании Русского химического общества. Будучи ректором Петербургского электротехнического института, оказался в водовороте бурных событий первой русской революции. На одно из предложений переехать за границу ответил так: «Я русский человек, и все свои знания, весь свой труд я имею право отдавать только своей родине. И если не современники, то потомки наши поймут, сколько велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».
Ответ. Александр Попов
Немецкий физик, один из основоположников электродинамики. Экспериментально доказал существование электромагнитного поля, установил основные свойства электромагнитных волн и световых волн. Единица частоты в системе СИ названа в честь этого выдающегося ученого.
Ответ. Генрих Герц
Английский физик, один из создателей учений о радиоактивности и строении атома. В 1899г. Открыл
·,
·,
· – лучи и установил их природу. Создал теорию радиоактивности. В 1911г. Предложил планетарную модель атома. Лауреат Нобелевской премии.
Ответ. Эрнест Резерфорд
Вряд ли существовал другой такой ученый, личность которого была бы столь популярна среди людей нашей планеты. Он родился 14 марта 1879г. В маленьком немецком городке Ульме. В 1905г. Дает объяснение фотоэффекта. Автор теории относительности, он создал ее в течение 1907-1916 г.г.
Ему была чужда безучастность и к судьбе общества в целом, и к острым социальным проблемам. В 30-е годы он вплотную сталкивается с фашизмом. Его, ученого с мировым именем, зачисляют в разряд врагов гитлеровского режима. Его, ученого с мировым именем, зачисляют в разряд врагов гитлеровского режима. Его научные труды были сожжены в огромном костре на одной из берлинских площадей вместе с книгами Гейне и Толстого, Шиллера и Гете, а за его голову было обещано 50 тыс. марок. В 1933г. Выдающийся физик двадцатого столетия вынужден был эмигрировать в Соединенные Штаты Америки, где и продолжал свою научную и общественную деятельность до самой смерти. «Совесть человечества в такое время, когда многие достижения цивилизации теряли цену» - так назвал его знаменитый испанский виолончелист Пабло Казалье.

Ответ. Альберт Эйнштейн

Жюри подводит итоги. Победители награждаются отличными оценками, дипломами и призами.



























ИТОГИ КОНКУРСА «ЭРУДИТЫ, ВАМ СЛОВО!»


НАЗВАНИЕ ТУРА

1
2
3
4
5
6




РАЗМИНКА: загадки о приборах









ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН








МЕТАЛЛ – ПЛАНЕТА









ОПТИЧЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ








ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА








ГЕНИЙ УЧЕНОГО

















ИТОГО:



























7 МЕТАЛЛОВ: МЕДЬ, ЗОЛОТО, СЕРЕБРО, СВИНЕЦ, ОЛОВО, ЖЕЛЕЗО, РТУТЬ


7 ПЛАНЕТ: МЕРКУРИЙ, ВЕНЕРА, МАРС, ЮПИТЕР,САТУРН, СОЛНЦЕ, ЛУНА.


ОБРАЗОВАТЬ 7 ПАР: МЕТАЛЛ – ПЛАНЕТА:
1.
2.
3.
4.
5.




























ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА:

РАДИОПРЕМНИК -
ТЕЛЕФОН -
ИКОНОСКОП -




ЭЛЕКТРОН
ПРОТОН
НЕЙТРОН







СИЛА ТОКА
НАПРЯЖЕНИЕ
МОЩНОСТЬ















ОЧКИ –
ТЕЛЕСКО –
МИКРОСКОП





Интеллектуальный марафон:
I. Единицы измерения: 1. Единица силы тока (Ампер)
2.Единица энергии (Джоуль)
3.Единица сопротивления (Ом)
4. Единица силы (Ньютон)
5. Единица работы (Джоуль)
6. Единица электрического напряжения (Вольт)


II.Ученые физики:
1. Рентгеновские лучи открыл - (Рентген)
2. Первые создатели ядерной бомбы (Курчатов, Ферми)
3. Основоположник классической механики (Ньютон)
4. Автор периодической системы элементов (Менделеев)
5.
·,
·,
· – лучи открыл (Резерфорд)
6. Основоположник электродинамики (Максвелл)

III. Физические приборы: 1. Для измерения силы тока (Амперметр)
2. Для изучения спектров (Спектроскоп)
3. Можно определить высоту полета самолета ( (Радиолокатор)
4. Для регистрации элементарных частиц (счетчик Гейгера)
5. Для измерения силы (Динамометр)
6. Для измерения напряжения (Вольтметр)


IV. Микромир и его жители:
Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства (атом)
Элементарная положительно заряженная частица (протон)
Элементарная незаряженная частица (нейтрон)
Направленное движение заряженных частиц (электрический ток)
Три вида радиоактивных излучений (
·,
·,
·)
Частицы, вырванные с поверхности металла в результате фотоэффекта(электроны)

V. Физические постоянные:
1. ускорение свободного падения равно (9,8м/с2 )
2. диэлектрическая проницаемость в вакууме равна (1)
3. скорость света равна (300000км/с)
4. R = 8,31 Дж/К*моль (газовая постоянная)
5. h= 6,64*10-34 Дж.с (постоянная Планка)
6. m= 9,1*10-31кг (масса электрона)

VI. Физические законы:
1.F = m*a (2-ой з-н Ньютона)
2. Угол падения равен (равен углу отражения)
3. Закон, открытый в ванне (закон Архимеда)
4. назовите указанную часть в формуле (кинетическая энергия)
закона фотоэффекта хх = хх + m*v2/2
5.закон, открытый после удара яблоком по голове (закон Ньютона)
6. формула F= m*g что определяет и частным случаем
какого закона является (сила тяжести, закон вс.тяг.)
VII.Немного обо всем:
Химическое вещество, которого больше всего в клетке (вода)
Сила, всегда мешающая движению (трения)
Физическая величина, которая измеряется спидометром (скорость)
Газ, используемый для резки и сварки металлов... (кислород)
Первый космонавт (Гагарин)
Самый легкий газ (водород)
Процесс распространения молекул в жидкостях и газах (диффузия)
Ближайшая к Земле планета (Луна)
Характеристика быстрого движения (скорость)
Источник инфракрасного излучения (батарея отопит.)
Звезда Солнечной системы (Солнце)
Результат химического действия ультрафиолетовых излучений на человека (загар)
Хим. элементы, имеющие одинаковый порядковый номер,
но отличающиеся количеством нейтронов в ядре атома (изотоп)
Перечислите известные вам свойства волн (отражение, преломление)
Метод определения химического состава вещества
с помощью спектров (спектральный анализ)
Абсолютный ноль (шкала Кельвина) (273)
Название мельчайшей световой частицы (фотон)
Устройство для управления ядерными реакциями (ядерный реактор)
Великий русский ученый, известный как поэт, химик,
физик, географ, стекловар, астроном (Ломоносов)
Наука о Вселенной (астрономия)
Какая кислота всегда содержится в желудке человека (соляная)
Воздушная оболочка планеты (атмосфера)
Спутник Земли (Луна)
Газ, используемый во время тушения пожаров в пенных огнетушителях (СО2)










 Lnp†
·
·
·
·
·
·
·
·
·шfh
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15