Урок экономической и социальной географии Казахстана в 9 классе. Трудовые ресурсы. Рынок труда и занятости. Разработан в соответствии с новыми подходами в обучении.
Краткосрочный план
Раздел: Население и трудовые ресурсы (8 ч)
Урок: 12
Тема урока: Трудовые ресурсы РК. Рынок труда и занятости.
Дата: Учитель: Воронова Е.В.
Ожидаемые результаты урока Учащиеся будут знать, какая возрастная группа населения РК относится к трудовым ресурсам, какие группы составляют ЭАН, особенности рынка труда РК. Смогут рассчитать по формуле уровень безработицы. Будут знать профессиональную и социальную структуру занятости населения РК.
Цели урока Сформировать представление о трудовых ресурсах РК, их профессиональной и социальной структуре.
Языковые цели Учащиеся будут знать и давать определения ЭАН, Трудовые ресурсы.
Предыдущий урок Структура населения по полу и возрасту..
План урока
время Планируемые действия Ресурсы
Проверка д/з. Все учащиеся.
Заполните логическую схему соотношения понятий «Состав» и «Структура»
Признак Состав Структура
? Мужской 48%
? ?
? ? 25%
? ?
пожилые 7%
Место жительства 55%
город 45%
Впишите в пустые колонки недостающие логические составляющие данной таблицы.
Карточки подпишите, сдайте. Карточка №1
Слайд 1
Метод «Горячий стул». Составьте по 1 вопросу по теме
«Структура населения по полу и возрасту»
Ученик на «Горячем стуле» отвечает на вопросы.
-В какой области РК самое молодое население? (Мангистауская)
-В какой области - самое старое?(Северо-Казахстанская)
- Какой возраст преобладает во всем населении страны? (взрослый от15-64лет)
- Как называется доля пожилых людей во всем населении страны? (коэффициент старения)
- В какой области РК соотношение мужчин и женщин равное?(Кызылординская)
- Что влияет на численность населения?(демографическая политика, миграция, война)
- В нашей стране кого больше – женщин или мужчин? (женщин 52%, в младшем возрасте –мужчин)
- Есть ли в РК женщины Акимы? (нет) Жетоны за правильный ответ.
ОЦЕНИВАНИЕ. Формативное (словесная похвала, «фейерверк»), суммативное.
Актуализация знаний.
Вызов. На слайде презентации изображения людей различных профессий.
Скажите, с экономической точки зрения, для страны, как будут называться все эти представители различных профессий? Учащие предлагают варианты ответов.
Осмысление
На слайде – предложение ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ – это часть населения, способная работать в экономике.
Трудовые ресурсы составляет население в возрасте от 16-62 лет. В нашей стране нижняя граница трудоспособного возраста – 16 лет.
Верхняя граница – 63 года, для мужчин, 58 лет, для женщин. Можно ли работать 15-летним гражданам РК? Трудовой Кодекс РК позволяет им работать в исключительных случаях и с разрешения родителей.
Метод «Корзина идей». Трудовые ресурсы составляют ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ и ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕАКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ.
Предположите, какие представители населения страны могут входить в первую группу, а какие во вторую?
ЭАН – работающие или ищущие работу, самозанятые
ЭНН – не работающие и не ищущие работу, учащиеся, студенты, дети, домохозяйки, пенсионеры.
Вопросы. В какую группу относятся безработные? В ЭАН (если безработица временное явление в их жизни).
В какую группу – работающие пенсионеры? (ЭАН).
Инвалиды? (не включаются вообще в состав трудовых ресурсов).
Проанализируйте таблицу 5 ученика на стр.96. Определите, как распределено на территории РК ЭАН? Равномерно? (Нет, сосредоточено на Юге и Севере)
Задание.
Рассчитайте уровень безработицы для центральных районов РК по формуле
Уб=Б (число безработных):ЭАН (экономически активное население)х 100% (%)
Уб= 40:740х100=5,4%
Безработные в РК составляют 5% от всего ЭАН. (850 тыс чел)
ЭАН предлагает свою рабочую силу на РЫНКЕ ТРУДА.
Рынок труда – сфера формирования спроса на рабочую силу и ее предложения.
Если:
число рабочих мест (спрос) = предложению (ЭАН) –на рынке труда равновесие
спрос больше предложения – дефицит (нехватка) рабочей силы
спрос меньше предложения – безработица.
Метод «Кластер». Заполните, пользуясь текстом на стр.97.
195262519050Спрос на рабочую силу
0Спрос на рабочую силу
1028701914400
3752850-7620283845068580
177806985Крупные и средние предприятия
0Крупные и средние предприятия
389572555245Сферы для самозанятости работа «на себя»
0Сферы для самозанятости работа «на себя»
2080659113900Малый и средний бизнес
0Малый и средний бизнес
Самостоятельная занятость относится к «уязвимой занятости». (т.к. нет пенсионных накоплений). Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Деление на группы. Формирую группы из учеников разного уровня успешности в каждой (А,В,С), чтобы обеспечить возможность взаимообучения.
1 группа ученики, чьи фамилии начинаются на буквы (Б, Г, Ч)
2 группа ученик, чьи фамилии начинаются на буквы (А, Д, К) Осмысленная работа с источником информации (учебник)
Задание для 1 группы.
Стр.учебника 98. Заполните таблицу.
Сектор экономики Включает отрасли
Первичный ? (с/х)
Вторичный ?(промыш-ть и строит-во)
Третичный ?(сфера услуг)
В каких 3-х отраслях экономики занято большая часть населения? (с/х, торговля и ремонт, промышленность) Задание для 2 группы.
Заполните социальную пирамиду.(рис43, стр 99)
264795097790?
?
73342550165?%
?%
14478005588012382501619250 2%
264795029210?
?
158115038735 ?%
9334502349500
2762250122555Наемные работники
00Наемные работники
1866900121920
Заполните кластер «Социальная структура ЭАН»
198120095885СРЕДНИЙ КЛАСС
0СРЕДНИЙ КЛАСС
37147501454150073342569215
28479751130300
3552825156846Фермеры и мелкие предприниматели
0Фермеры и мелкие предприниматели
2076450132080?
0?
Квалифицированные рабочие
Работники интеллектуального труда
Группы представляют свои работы. Формативное оценивание стратегия «Фейерверк». Рефлексия. Стр. 100 учебника. Задание 3. Расшифруйте портрет. Выставление оценок. Комментарии Д/З. параграф 10 читать, стр101-102 тест устно. Карточка №1 Д/З ФИ___________________________________________
Заполните логическую схему соотношения понятий «Состав» и «Структура»
Признак Состав Структура
?
Мужской 48%
? ?
? ? 25%
? ?
Пожилые
7%
Место жительства 55%
Город
45%
Впишите в пустые колонки недостающие логические составляющие данной таблицы.
Карточка №1 Д/З ФИ___________________________________________
Заполните логическую схему соотношения понятий «Состав» и «Структура»
Признак Состав Структура
?
Мужской 48%
? ?
? ? 25%
? ?
Пожилые
7%
Место жительства 55%
Город
45%
Впишите в пустые колонки недостающие логические составляющие данной таблицы
Задание для 1 группы.
Стр.учебника 98. Заполните таблицу.
Сектор экономики Включает отрасли
Первичный
?
Вторичный
?
Третичный
?
В каких 3-х отраслях экономики занято большая часть населения?
Задание для 2 группы.
Заполните социальную пирамиду.(рис43, стр 99)
733425102870?%
?%
264795097790?
?
14478005588012382501619250 2%
93345023322200264795029210?
?
158115038735 ?%
2711302229959Наемные работники
00Наемные работники
1866900-6985
Заполните кластер «Социальная структура ЭАН»
198120095885СРЕДНИЙ КЛАСС
0СРЕДНИЙ КЛАСС
371475016954500105219524892028251153136900
4264660247650Фермеры и мелкие предприниматели
0Фермеры и мелкие предприниматели
2072640154305?
0?
Работники интеллектуального труда
Индивидуальное задание для уровня успешности СУтверждение ДА НЕТ
Численность населения РК 17млн.чел
В населении Казахстана преобладают женщины. Доля пожилых людей во всем населении страны – это естественный прирост. В населении страны преобладаю люди пенсионного возраста. В Мангистауской области – самое молодое население. В Северо-Казахстанской области женщин больше, чем мужчин. В Казахстане демографическая политика запрещает семьям иметь больше 2-х детей. В Кызылординской области соотношение мужчин и женщин равное. Большая часть населения проживает в селах. В РК много женщин Акимов. Плотность населения РК 8чел/км2
Население распределяется по 3м признакам: пол, возраст, место жительство. Войны не могут повлиять на численность населения Разность между родившимися и умершими – естественный прирост Если доля пожилых людей во всем населении страны превышает 7%. Значит население – стареющее. Население Казахстана – зрелое с тенденцией к омоложению Дополнительная информация
Дифференцирование – как Вы планируете дать больше
поддержки? Какие требования Вы хотите поставить перед более
способными учащимися? Оценивание – как Вы
думаете проверить
достижения учащихся? Связь с другими предметами, проверка здоровья и безопасности,
связь с ИКТ, связь с ценностями.
Парная и групповая работа.
Ведущая роль учащихся уровня успешности «А» в процессе взаимообучения. Формативное – словесное поощрение, поддержка идей, стратегия «Фейерверк».
Суммативное – критериальное. Здоровьесберегающие технологии – смена деятельности, активные методы обучения, применение ИКТ.
Обратная связь
Были ли цели урока/ ожидаемые результаты реалистичными?
Чему учащиеся научились сегодня?
Какая была атмосфера обучения?
Хорошо ли сработало мое запланированное дифференцирование?
Как я придерживался(лась)
запланированного времени?
Какие изменения в плане я
сделал(а) и почему? Цели урока были реалистичными, т.к задания были полностью адаптированны под образовательные потребности учеников с тремя уровнями успешности А,В,С
Научились рассчитывать уровень безработицы, познакомились с особенностями рынка труда и его критериями, чтобы в будущем не пополнить процент безработного населения страны.
Темп урока был хороший, но активностью учащихся осталась недовольна. Тема актуальная, ожидала большего от ребят, вызов был соразмерим учебным возможностям класса. Большинство учеников было в потоке. Хотелось бы больше идей.
Деление на группы было не случайным. Класс разделила на 2 группы так, чтобы в каждой были ученики с различным уровнем успешности, чтобы обеспечить возможность взаимообучения, раскрытия потенциала слабых и средних учеников.
Придерживалась плана, урок завершила со звонком.
Для «Корзины идей» - лучше если каждый напишет на стикерах, не будут друг другу мешать, сбивать с мысли. Слабые ученики не будут ждать, когда ответит другой, а так же внесут свои идеи. Задать на дом составить вопросы для «Горячего стула» к следующему уроку – долго формулируют, выхватывают из темы самое элементарное. Разработать систему поощрения за «толстые вопросы».
Задание на рефлексию оказалось не простым, учащиеся не смогли в полной мере раскрыть за несколько минут, возможно нужно более вдумчивое чтение и больше времени – пришлось самой указывать, на что нужно обратить внимание – качественной обратной связи не получилось. Лучше задавать такое задание на дом и разобрать его при проверке д/з.
Заключительное оценивание
Какие две вещи были великолепны (имейте ввиду и преподавание и обучение)? « Корзина идей» была удачным приемом, дифференцированное деление на равносильные группы.
Какие две вещи улучшили бы урок (имейте ввиду и преподавание и обучение)?
На этапе рефлексии прием «Синквейн» помог бы структурировать знания по теме у учащихся и выразить их в виде обратной связи.
Составленный в группе «толстый вопрос» по теме для другой группы.