Рабочая программа по родному (русскому)языку для 3 класса УМК 21 век


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО
на заседании УВЦ
Протокол от 29.08.2015г. №____
Руководитель УВЦ
__________ФИО УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №13»
__________М.С.Богданова
Приказ от 01.09.2015г. № 268
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Е.С.Мухаммадиева
01.09.2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку и литературному чтению
для 1-4 классов
уровень – начальное общее образование
уровень общего образования– начальное общее образование
уровень изучения программы – общеобразовательный
срок реализации программы – на уровень обучения

Разработана Хазиевой Флюзой Мурзагуловной,
учителем начальных классов первой категории
1.Пояснительная записка
1.1 Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643)*;
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014г. №235 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ МБОУ «СОШ №13» об учебниках, используемых в учебном процессе в 2015/2016 учебном году №162 от 21.05.2015г.
Примерная программа начального общего образования по русскому языку и литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения.
Программа курса «Речь», составленная преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованная Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. Т.Н. Соколовой
Авторская программа С.В. Иванова, М.И.Кузнецова, А.О. Евдокимова «Русский язык» 1-4 класс, в рамках образовательной системы «Начальная школа 21 века»
Авторская программа Л.А Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение» 1-4 класс
Учебный план МБОУ «СОШ №13»
Годовой календарный учебный график МБОУ «СОШ №13».
1.2 Целями изучения родного (русского) языка и литературного чтения в начальной школе являются:
повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой  деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
Задачи:
обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
воспитание познавательного интереса к родному языку;
решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
содействие развитию речи детей.
1.3. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа, используемый учебник:
Рабочая программа составлена на основе :
примерной программы начального общего образования, авторской программы курса «Речь », составленная преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованная Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации (Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов.) , авторской программы С.В. Иванова, М.И.Кузнецова, А.О. Евдокимова «Русский язык» 1-4 класс,
авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение» 1-4 класс в рамках образовательной системы «Начальная школа 21 века», в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Рабочие тетради в двух частях; для 1-4 классов; М: Издательство РОСТ, 2014 г.
1.4.Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:
Программа курса "Речь" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка.
Программа предусматривает формирование у учащихся необходимых предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий, а так же ключевых компетенций для дальнейшего изучения курса в средней школе. Позволяет реализовать Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы по русскому языку и литературному чтению и Требования к результатам начального общего образования.
1.5.Определение места и роли учебного предмета в учебных планах МБОУ «СОШ№13»:
В соответствии с Учебными планами  МБОУ «СОШ № 13»  предмет «Родной (русский) язык и литературное чтение» изучается во 2-4 классах в объеме 2 часа в неделю: во2-3 классах по 1часу внеклассного чтения, а программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю (в 1 классе – во внеурочное время)
Общий объём учебного времени составляет в 1 классе-33 часа, во 2-3 классах-68 часов, в 4 классе-34 часа в год.
Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.
1.6. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование
Авторская программа использована без изменений.
1.7. Учебно-тематический план
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе:
Теория/
практика
1кл 2кл 3кл 4кл Слово 15 13 16 9 53
Предложение и словосочетание 3 в течение курса в течение курса 3
Текст 10 15 10 18 53
Культура общения 5 3 8
Речь.
Техника и выразительность речи.
Стили речи 3 8 6 17
Внеклассное чтение 34 34 68
Итого часов 33 68 68 34 203
1.8. Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков:
Используемые технологии Цель Механизм
Проблемное обучение
Развитие познавательной деятельности, творческой самостоятельности.
Активное усвоение знаний Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач: использование подводящего диалога, постановка проблемы, поиск решения проблемы
Развивающее обучение Развитие личности и ее способностей.
Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализация
Обучение развитию критического мышления Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс Вовлечение учащихся в различные виды деятельности; постановка вопросов, выработка разнообразных аргументов, принятие независимых продуманных решений
Технология использования в обучении игровых методов Расширение кругозора и развития общеучебных навыков, мотивация учащихся Ролевые, деловые и другие виды обучающих игр
Проектная и исследовательская деятельность Концентрированное обучение Приспособить обучение к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки Изучение предмета происходит за счет объединения занятий в блоки
Дифференцированное обучение Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарта) Методы индивидуального обучения (использование разноуровневых заданий)
Используемые формы уроков:
урок ознакомления с новым материалом (УОНМ);
урок обобщения и систематизации знаний (УОСЗ);
урок контроля знаний(УКЗ);
урок применения знаний и умений (УПЗУ);
урок применения знаний и умений (УПЗУ);
урок проверки и коррекции знаний (УПиКЗ);
комбинированный урок (КУ);
урок развития речи (УРР);
нетрадиционный урок: деловая игра, путешествие и тд. (НУ).
1.9. Виды и формы промежуточного и итогового контроля:
Виды Формы
Вводный Проверка техники чтения
Текущий Фронтальный устный опрос (ФО); письменный опрос (ПО);
Индивидуальные разноуровневые задания (ИРЗ), проверочная/самостоятельная работа (ПР/СР),
Тематический Мини сочинение
Административный Проверка техники чтения по итогам 1 полугодия, по итогам года
Итоговый Проверка техники чтения, диктант
1.10. Виды и количество контрольных работ (практические и лабораторные работы, диктанты, уроки развития речи, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении)
№ п/п Виды контрольных работ
Количество контрольных работ
1кл 2кл 3кл 4кл
Административная контрольная работа 1 1 1
Проверочная работа. Тест
Сочинение 1
1 2
2 2
2
1.11.Критерии оценивания видов работ учащихся
Контрольные работы разделены на три большие группы:
1)текущие контрольные работы;
2)итоговые контрольные работы;
3)комплексные итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных тем программы.
По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.
Цель проведения итоговых контрольных работ - проверка уровня достижения планируемых результатов по родному(русскому) языку в соответствии с требованиями программы за истекший период работы (модуль, триместр, год). В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые учащимся по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые уже хорошо отработаны.
Комплексные итоговые контрольные работы проводятся в конце года. Особенностью таких контрольных работ является их ориентация не только на уровень достижения учащимися предметных результатов, но и на уровень достижения метапредметных универсальных учебных действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие учащихся. Таким образом, основная цель комплексной работы - оценить способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по родному (русскому) языку на основе сформированных у них метапредметных универсальных учебных действий.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку.
За выполнение контрольной работы к блоку«Предложение и словосочетание ставятся следующие отметки:
«5» - за безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если ученик выполнил правильно не менее 3/4 всех заданий;
«3» - если ученик выполнил не менее 1/2 всех заданий;
«2» - если ученик не справился с большинством заданий.
Возможны различные формы проведения текущих и итоговых контрольных работ.
Тестирование
Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих диктантов ( раздел «Предложение и словосочетание») и текущих контрольных работ (раздел «Слово», «Текст»).
На проведение теста отводится один урок. Тест выполняется на отдельных бланках- карточках. За правильно выполненное задание теста выставляется 1 балл (ученик нашёл и отметил все правильные ответы). Если ребёнок отметил не все правильные ответы, то задание считается невыполненным и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает 0 баллов, если, найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных.
Отметки за выполнение теста:
«5» - если ученик набрал 13-14 баллов;
«4» - если ученик набрал 10-12 баллов;
«3» - если ученик набрал 7-9 баллов;
«2» - если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.
Контрольные работы к урокам раздела «Предложение и словосочетание»
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Для диктанта предлагаются тексты, специально составленные либо принадлежащие какому-нибудь автору, но адаптированные к возможностям младших школьников. В тексты включены орфограммы и пунктограммы, изученные не только в истекшей четверти, но и в предшествующих классах.
После диктанта учащиеся работают над орфографическим заданием. За успешное выполнение этого задания выставляется отдельная отметка. Ошибки, допущенные при выполнении орфографического задания, не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от отметки за диктант.
Учитель не исправляет ошибки, а лишь подчёркивает слова, в которых они встретились. Это даёт возможность детям самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки, качественно выполнить работу над ошибками. За диктант выставляется одна отметка:
Оценивание диктанта:
«5» - если в диктанте нет ошибок;
«4» - если допущено не более двух ошибок;
«3» - если допущено не более четырёх ошибок;
«2» - если допущено пять и более ошибок.
Ошибкой считается:
1)нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2)неправильное написание слов, не регулируемых правилами (слов с непроверяемыми написаниями, т.е. словарных), круг которых очерчен программой каждого класса;
3)отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и).
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются за две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).
Оценивание орфографического задания:
«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;
«4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке;
«3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;
«2» - за невыполненное задание.
За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой - за общее впечатление от работы.
Проверочные работы к урокам блока «Развитие речи»
Изложение
Изложение имеет целью проверить формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов; правильность построения предложений; употребление слов в соответствии с их значением; сохранение авторских особенностей речи. Поскольку навык письменной речи только складывается, данный вид работы носит скорее обучающий, чем контролирующий характер.
Для письменных изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией. Из всех представленных в учебнике видов изложений для текущего контроля ученикам предлагается только подробное изложение.
К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Во-первых, навыкам связной письменной речи дети только обучаются; во-вторых, эти навыки более сложны, чем орфографические, так как при изложении авторского текста дети должны передать письменно чужие мысли, соблюдая одновременно орфографические и пунктуационные правила.
Изложение оценивается одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили всё своё внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении. Страх допустить орфографическую или пунктуационную ошибку может помешать ученику свободно излагать содержание текста, будет сковывать его при построении речевого высказывания.
В изложении оцениваются:
1)полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
2) построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
3) построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).
Оценивание изложения
Отметка «5»:
- правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
-нет фактических ошибок;
-правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
Отметка «4»:
-содержание передано правильно и достаточно точно;
-в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
-имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
-имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста).
Отметка «3»:
-допущено существенное отклонение от авторского текста;
-допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
-есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).
Отметка «2»:
-допущено существенное искажение авторского текста (опущены важные события, отсутствует главная часть);
-много фактических неточностей;
-нарушена последовательность изложения мыслей;
-имеет место употребление слов в несвойственном им значении;
-допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.
Самостоятельная работа
Начиная с 3 класса, вводятся творческие самостоятельные работы. Подходы к оцениванию самостоятельных работ и изложений сходны: учитель оценивает одной отметкой (по пятибалльной системе) только объём и правильность выполнения задания.
Комплексная итоговая работа
В комплексных итоговых работах используются три типа заданий:
-задания с выбором ответа, к каждому из которых предлагается четыре или пять вариантов ответа, из которых два или три являются правильными;
-задания с кратким ответом, требующие определения последовательности, вписывания букв и слов, записи ответа в несколько слов;
-задания с развёрнутым ответом, в которых необходимо либо записать несколько групп слов, либо написать небольшой текст.
На выполнение комплексной итоговой работы отводится один урок. Каждый ученик получает бланк с текстом контрольной работы, в котором отмечает или записывает ответы к заданиям.
За каждое выполненное задание ученик получает один или два балла. Подробные рекомендации по оценке заданий даются после каждой комплексной контрольной работы.
Выставляется отдельная отметка за выполнение базовых заданий:
«5» - если ученик набрал 15-16 баллов;
«4» - если ученик набрал 12-14 баллов;
«3» - если ученик набрал 8-11 баллов;
«2» - если ученик набрал менее 8 баллов.
Задания повышенного уровня сложности (помеченные звёздочкой) оцениваются дополнительной положительной отметкой только в том случае, если ученик справился с заданием; орфографические ошибки исправляются, но при выставлении отметки не учитываются.
Необходимо помнить, что творческая самостоятельная работа в первую очередь направлена на выявление личностных особенностей обучающихся; следовательно, не рекомендуется оценивать творческие работы учеников отметкой с выставлением в журнал, однако целесообразно размещать творческие работы учеников в портфеле индивидуальных достижений (портфолио).
2.Содержание тем учебного предмета
1 класс
Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники».Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
Содержание системного блока Всего часов Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся
Речь(2ч.)
Речь. 1 Определить роль речи в жизни людей.
Тише, громче. 1 Формирование навыков выразительной речи.
Слово(15ч.)
Слова, слова, слова. 1 Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение
Озорные буквы. 1 Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.
Слова играют в прятки. 1 Развитие внимательного отношения к слову.
Слово и его значение. 1 Формирование понятия о лексическом значении слова.
Прямое и переносное значение слова. 1 Формирование понятия о прямом и переносном значении слова.
Многозначные слова. 1 Формирование понятия многозначности слова.
Омонимы. 1 Формирование первичного представления об омонимах.
Синонимы.
1 Формирование первичного представления о синонимах.
Антонимы. 1 Формирование первичного представления об антонимах.
Тематические группы слов. 1 Познакомить с тематическими группами слов.
Наш цветной мир. 1 Формирование первичного представления об образности.
Что на что похоже 1 Формирование первичного представления о сравнении.
Голоса природы. 1 Развитие познавательного интереса к языку.
Проверочная работа. 1 Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации.
Загадки. 1 Формирование умения отгадывать загадки.
Культура общения (5ч.)
Культура речи. Вежливые слова. 2 Прививать навыки культурной речи.
Пословицы. 1 Формирование навыков употребления в речи образных выражений.
Учимся рассуждать. 2 Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями, событиями.
Текст (10ч.)
Текст. 2 Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом).
Заглавие текста. 1 Формирование навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.
Тема текста. 1 Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему.
Повторение пройденного. 1 Умение применять знания в нестандартной ситуации.
Опорные слова. 1 Формирование навыка составления текста по опорным словам.
Мы строим текст. 2 Формирование навыков построения связанного текста.
План текста. 2 Формирование навыков составления плана текста.
Проверочная работа. 1 Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.
2 класс
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
Тематический план.
Содержание тематического блока Всего часов Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся
Слово (13 часов)
Слово. Значение слова. 1 Знакомить со словарями: толковым, орфографическим.
Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса.
Уметь сконструировать образное выражение (сравнение,олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Многозначные слова. 1 Омонимы 1 Омофоны, омоформы 1 Синонимы 1 Антонимы 1 Фразеологизмы 3 Пословицы 1 Загадки 1 Изобразительные средства языка. Сравнение. 1 Изобразительные средства языка.
Олицетворение. 1 Предложение и словосочетание
(3часа)
Связь между предложениями в тексте 1 Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст.
Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Связь между частями текста 1 Работа с деформированным текстом 1 Текст ( 15 часов)
Текст. Тема текста. Заглавие. 1 Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.
Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.
Текст. Опорные слова. 1 Текст. Опорные слова. 1 Проверочная работа 1 План. Составление плана. 1 Виды плана 3 Редактирование текста 1 Типы текста. Описание 2 Текст – сравнительное описание 1 Типы текста. Повествование 1 Типы текста. Рассуждение 2 Культура общения
( 3 часа)
Сочинение на тему «Мой выходной день» 1 Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям
Повторение пройденного 1 Материал для КВН, викторин, конкурсов. 1 3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
-изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
-выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
Тематический план.
Содержание тематического блока Всего часов Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся
Слово (16 часов)
Многозначные слова. 1 Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.
Дать объяснение устаревшим словам.
Омонимы, омоформы омофоны. 1 Фразеологизмы. 1 Сравнения. 1 Олицетворение. 1 Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. 1 Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. 1 Откуда приходят слова. 1 Этимология. 1 Как тебя зовут? 2 Наши фамилии. 1 Топонимы. 1 Устаревшие слова. 1 Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри». 1 Проверочная работа. 1 Текст (10 часов)
Типы текстов. 1 Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением.
Темы текстов. Опорные слова. 1 Связь предложений в тексте. 1 Цепная связь предложений в тексте. 2 Параллельная связь предложений в тексте. 1 Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». 1 Единый временной план текста. 3 Стили речи (8 часов)
Стили речи. 2 Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.
Культура общения. 2 Научный стиль. 1 Словари. 1 Проверь себя. 2 4 класс
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение.
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
-распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тематический план
Содержание тематического блока Всего часов Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся
«Общие понятия» (34ч)
Слово.
9
Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова.
Речь. Техника и выразительность речи.
6
Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять текст.
Текст.
18
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи.
Предложение и словосочетание.
в течение всего курса Умение редактировать простое и сложное
предложение. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Личностными результатами изучения родного (русского) языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения родного (русского) языка
в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи
и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормахрусского литературного языка (орфоэпических, лексических,грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков
препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
4.Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение:
Литература для учителя
Методическое пособие «Школа развития речи» : Курс «Речь» : Методическое пособие. 1 класс/ Т.Н. Соколова.-М.:Росткнига, 2011.-80с.- (Юным умникам и умницам).
Методическое пособие «Школа развития речи» : Курс «Речь» : Методическое пособие. 2 класс/ Т.Н. Соколова.-М.:Росткнига, 2011.-80с.- (Юным умникам и умницам).
Методическое пособие «Школа развития речи» : Курс «Речь» : Методическое пособие. 3 класс/ Т.Н. Соколова.-М.:Росткнига, 2011.-80с.- (Юным умникам и умницам).
Методическое пособие «Школа развития речи» : Курс «Речь» : Методическое пособие. 4 класс/ Т.Н. Соколова.-М.:Росткнига, 2011.-80с.- (Юным умникам и умницам).
Литература для учащихся
Рабочие тетради №1,2 Школа развития речи , для 1-4 классов. Соколова Т.Н. – Москва: РОСТ книга, 2013.
Примерный список литературы, рекомендуемой для внеклассного чтения
Устное народное творчество
Малые жанры фольклора: песни, небылицы, загадки, пословицы и поговорки русского народа. Пословицы и поговорки народов России. Сказки. Русские народные сказки. Сказки народов России. Сказки бытовые, про животных, волшебные.
Книги, по которым учились наши предки
Произведения В. И. Даля, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. А. Погорельского и др.
Литературные сказки русских писателей XIX в.
Сказки В. И. Даля, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. М. Гаршина и др.
Литературные сказки зарубежных писателей XVIII–XIX вв.
Сказки Ш. Перро, Х.К. Андерсена, В. Гауфа, братьев Гримм,О.Уайльда,сказочные повести Р. Э. Распе, Дж. Свифта и др.
Рассказы и сказки писателей XIX в. о детях
Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, Н. Г. Гарина- Михайловского, А. П. Чехова, В. Гюго и др.
Рассказы российских писателей XX в. о детях
Произведения А. Н. Толстого, В. П. Катаева, Ю. П. Казакова и др.
Стихи поэтов XIX–XX вв. о детях
Произведения В. А. Жуковского, Н. А. Некрасова, И. З. Сурикова, И. А. Бунина, М. И. Цветаевой, М. Бородицкой и др.
Рассказы и сказки российских писателей XIX–XX вв. о
животных
Произведения Н. П. Вагнера, Л. Н. Толстого, Л. Н. Андреева, И. С. Шмелева, С. Черного и др.
Стихи поэтов XIX–XX вв. о родной природе
Стихотворения Е. А. Баратынского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, С. А. Есенина и др.
Рассказы писателей XIX–XX вв. о родной природе
Произведения С. Т. Аксакова, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, М. М. Пришвина и др.
Наша родина — Россия
Произведения А. С. Пушкина, А. О. Ишимовой, А. П. Алексеева,О. Тихомирова и др.
В мире фантастики
Произведения Дж. Свифта, К. Булычева, Е. С. Велтистова и др.
Юмористические произведения
Произведения Н.Н. Носова, М. М. Зощенко, В. В. Голявкина, Э. Н. Успенского и др.
Материалы на электронных носителях интернет-ресурсы
Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Программа. 1-4 класс. +СР. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века).
Литературное чтение. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник "Книгочей". 1-4 классы (+СО). / Ефросинина Л.А. - М.: Вентана-Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века).
Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, Т.В. Белых [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).
Учебные пособия, информационно-техническая оснащенность кабинета
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по литературному чтению, развитию речи для 2 класса (программы, учебники, тетради и др.)
Примерная программа начального общего образования по литературному чтению и русскому языку
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов, писателей.
Технические средства обучения
Интерактивная доска, проектор, ноутбук
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по литературному чтению.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Электронные образовательные ресурсы
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru2.«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru4. http://povschola.edurm. Ru
5.Каталог образовательных ресурсов сети Интернет6.Архив учебных программ и презентаций7. http://www.exponenta.ru8.http://comp-science.hut.ru/