Роль авторской пунктуации в художественном произведении (на примере произведений Ю.Бариева)
Тема урока: Роль авторской пунктуации в художественном произведении (на примере произведений Ю.Бариева)
Класс: 11
Тип урока: изучение нового материала, интегрированный с уроком литературы
Цели урока:
Обучающие: дать представление учащихся об особенностях использования пунктуационных знаков в авторском тексте;
Развивающие:
- развивать творческие и исследовательские способности учащихся;
- развивать способность анализировать, сравнивать и систематизировать материал;
- развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности.
Воспитывающие:
- воспитывать готовность решать задачи самостоятельно;
- воспитывать аккуратность и дисциплину труда;
- воспитывать умение ориентироваться в жизни.
Форма организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Создание проблемной ситуации
Запись и разбор предложения
Небо не станет над нами иным, не превратятся и звезды в рубины – только запомни меня молодым, любящим и, как сегодня, - любимым. Ю. Бариев
Вопросы:
Сколько основ в предложении? – 3
Возможно ли объяснить постановку тире в предложении?
2.Обратимся к слайду, на котором представлено это же предложение, найдите отличия (Слайд 3).
Небо не станет над нами иным, не превратятся и звезды в рубины, только запомни меня молодым, любящим и, как сегодня, любимым. Ю. Бариев
Вариант ответа:
На слайде присутствуют нерегламентированные тире. Ю. Бариев вместо запятых использует именно этот знак – самый емкий и смысловой, он ставит тире, где по мнению автора нужна смысловая пауза.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Авторская пунктуация.
Термин «авторская пунктуация» допускает двоякое толкование
С одной стороны, под этим термином понимаются особенности пунктуационного оформления текстов, носящие индивидуальный характер, присущие тому или иному писателю (набор применяемых им знаков, преимущественное использование одного из них, расширение функций этого знака), в целом не противоречащие принятым в данный период правилам [1]. С другой стороны, указанный термин трактуется как сознательное отступление от действующих норм пунктуации и особое применение знаков препинания в художественных текстах
Запись в тетради
Основные принципы русской пунктуации
Логический
выражение мыслей на письме
Структурно-синтаксический
наглядность смыслового строя речи
Интонационный
фразовая интонация, ритмика и мелодика
Цель авторской пунктуации
создание экспрессивности текста
выражение эмоций самого автора
создание особой ритмики произведения
Распространенные знаки препинания авторской пунктуации
Многоточие (Автор произведения использует этот знак потому, что «словесная» картина представляется ему недостаточной).
Тире (ставят тире там, где, по мнению автора, нужна смысловая пауза).
4. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
- Рассматривать примеры авторской пунктуации мы будем на примере стихотворений нашего земляка Ю. Бариева.
Знакомство и биографией и особенностями творчества поэта
Работа в группах
Класс делится на две группы. Работа со сборниками стихотворений поэта.
Задания группам:
1 группа: Найти и объяснить авторскую пунктуацию стихотворений (обратить внимание на тире) Ю. Бариева
2 группа: Найти и объяснить авторскую пунктуацию стихотворений (обратить внимание на многоточие) Ю. Бариева
Примерные ответы.
1 группа
Знак тире стал отличительной особенностью стихотворений Ю. Бариева, эмоциональных, наполненных глубокими переживаниями. Тире перед словом в стихотворениях делает на него акцент. Тире ставится для создания длинной паузы и заставляет читателя задуматься.
Чаще всего тире, замещает в тексте запятую, наполняет его эмоциональностью, влияет на ритмику текста.
2 группа
Многоточие указывает на незавершенность предложения, обозначает на письме паузы, которые вызваны причинами внутреннего и внешнего свойства. Автор произведения использует этот знак потому, что говорить можно было бы и дальше. Благодаря многоточию читатель воспринимает текст исходя «из собственного жизненного опыта, мировосприятия». «Многоточие» в конце предложения расширяет рамки повествования, позволяя читателям самим домыслить детали описываемых моментов.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Авторские знаки связаны с осмыслением написанного, обычно они передают эмоциональный строй речи и входят в понятие «слога писателя». Пунктуация выдающихся мастеров художественного слова свидетельство богатства ее стилистических возможностей.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Ответить на вопрос «Какова роль авторской пунктуации в художественном произведении?»
Литература:
Ефимов А. И. Стилистические функции скобок в языке Салтыкова-Щедрина, Рус. яз. в школе. 1946. № 1
http://www.hi-edu.ru