Рабочая программа по учебному курсу Язык родной-дружи со мной (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Согласовано
Заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ №24»
Энгельсского муниципального района
___________________ С.Н.Иванчук Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №24»
Энгельсского муниципального района
_______________ Л.Е. ДиаментПриказ №_______от____________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«ЯЗЫК РОДНОЙ - ДРУЖИ СО МНОЙ»
для учащихся 2 класса МБОУ «СОШ №24»
Энгельсского муниципального района
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Скаленко Анастасия Юрьевна,
учитель начальных классов
Энгельс, 2014Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса “Язык родной – дружи со мной” составлена для учащихся 2 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24»;
Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №24».
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит учебный курс “Язык родной – дружи со мной”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по учебному курсу “Язык родной – дружи со мной”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к данному учебному курсу должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного освоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях курса следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Язык родной – дружи со мной” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Целью учебного курса «Язык родной – дружи со мной», как и всего курса русского языка на I ступени общего среднего образования в целом, является овладение русским языком как средством общения,
Формирование у учащихся умений и навыков, обеспечивающих свободное общение на русском языке в его устной и письменной формах. Для реализации данной цели у учащихся в первую очередь должны быть сформированы умения и навыки, связанные с правильностью речи, усвоением языковых норм русского языка (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических), а также коммуникативно-речевые умения и навыки, непосредственно отвечающие за процесс общения. Формирование вышеперечисленных умений и навыков относится к задачам базового курса русского языка в начальной школе.
Учебный курс «Язык родной – дружи со мной» направлены на актуализацию, дальнейшее развитие и совершенствование уже упомянутых знаний, умений и навыков учащихся, активизацию их мыслительной деятельности.
Задачи учебного курса:
развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры и как явления культуры;
развитие мышления и речи;
развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;
обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;
предупреждение и преодоление интерференционных ошибок, вызванных несовпадением языковых фактов русского и белорусского языков на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях;
развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
развитие и совершенствование умений и навыков речевого общения и поведения;
воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут во 2 классах, срок реализации 1 год.
В результате освоения программы во 2 классе планируется достижение младшими школьниками следующих1) личностных результатов:
– повышение интереса к изучению русского языка;
–повышение качества произносительных, орфографических умений и навыков;
– расширение собственного словарного запаса учащихся;
– закрепление умения учиться — добывать необходимую информацию, пользуясь различными словарями;
– повышение культуры речевого общения и поведения.
2) метапредметных результатов:
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.
3) предметных результатов:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
Учебно-тематический план
№ п/пТема Кол-во часов
1 Звуки и буквы – чудо из чудес. 1
2 Слово — одежда всех фактов, а звук — одежда слова 1
3 Знаки для звуков — буквы. 1
4 Звуки — оболочки слов, не обладающие сами по себе значением. 1
5 Мягкий знак и твёрдый знак. 2
6 7 Алфавит 1
8 Йотированные гласные. 1
9 Звуко - буквенный разбор слов. 1
10 Мелодичность и благозвучие русской речи. 2
11 12 Богатство фонетических средств русского языка. 1
13 Звукопись. 1
14 Скороговорки. 1
15 Пословицы. 1
16 «Колдовство» букв. 1
17 Учимся разгадывать и составлять мегаграммы, анаграммы, кроссворды, ребусы. 1
18 Омонимы. 1
19 Синонимы. 1
20 Антонимы 1
21 Фразеологизмы. 1
22 Ударение – «пульс» в слове. 1
23 Смыслоразличительная роль ударения. 2
24 25 Определяем «пульс» слова с помощью словаря. 1
26 Правильно произносим и обозначаем на письме ударные и безударные гласные. 1
27 Интонационное богатство и выразительность устного слова: громкость, темп, тембр, тон, логическое ударение, пауза. 3
28 29 30 Рифма. 1
31 Игры в рифмы Подбор рифм к отдельным словам. Составление стихотворных текстов по заданным и придуманным рифмам. 1
32 Части речи. Определение частей речи в тексте.
3
33 34 Итого: 34 ч
Содержание программы
1 час в неделю, 34 часа в год
Тема 1.Звуки и буквы – чудо из чудес.
Тема 2. Слово — одежда всех фактов, а звук — одежда слова.
Тема 3. Знаки для звуков — буквы.
Тема 4. Звуки — оболочки слов, не обладающие сами по себе значением.
Тема 5. Мягкий знак и твёрдый знак.
Тема 6. Мягкий знак и твёрдый знак.
Тема 7. Алфавит.
Тема 8. Йотированные гласные.
Тема 9. Звуко - буквенный разбор слов.
Тема 10. Мелодичность и благозвучие русской речи.
Тема 11. Мелодичность и благозвучие русской речи.
Тема 12. Богатство фонетических средств русского языка.
Тема 13. Звукопись.
Тема 14. Скороговорки.
Тема 15. Пословицы.
Тема 16. «Колдовство» букв.
Тема 17.Учимся разгадывать и составлять мегаграммы, анаграммы, кроссворды, ребусы.
Тема 18. Учимся разгадывать и составлять мегаграммы, анаграммы, кроссворды, ребусы.
Тема 19. Омонимы.
Тема 20. Синонимы.
Тема 21. Антонимы.
Тема 22. Фразеологизмы.
Тема 23. Ударение – «пульс» в слове.
Тема 24. Смыслоразличительная роль ударения.
Тема 25. Определяем «пульс» слова с помощью словаря.
Тема 26. Правильно произносим и обозначаем на письме ударные и безударные гласные.
Тема 27. Интонационное богатство и выразительность устного слова: громкость, темп, тембр, тон, логическое ударение, пауза.
Тема 28. Интонационное богатство и выразительность устного слова: громкость, темп, тембр, тон, логическое ударение, пауза.
Тема 29. Интонационное богатство и выразительность устного слова: громкость, темп, тембр, тон, логическое ударение, пауза.
Тема 30. Рифма.
Тема 31. Игры в рифмы Подбор рифм к отдельным словам. Составление стихотворных текстов по заданным и придуманным рифмам.
Тема 32. Части речи. Определение частей речи в тексте.
Тема 33. Части речи. Определение частей речи в тексте.
Тема 34. Части речи. Определение частей речи в тексте.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные УУД
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Регулятивные УУД
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Литература, используемая при составлении рабочей программы:
- Агапова, И. А. Головоломки, шарады, ребусы на уроках и во внеурочное время / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. — Волгоград : Учитель, 2009. — 343 с.
- Антипова, М. Б. Русский язык : учебное пособие по развитию речи. (Мультимедийный ресурс) / М. Б. Антипова // Пачатковая школа. — 2008. — № 2. — Приложение 2.
- Александрович, Н. Ф. Занимательная грамматика / Н. Ф. Александрович. — Минск : Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения БССР, 1963. — 233 с.
- Волина, В. В. Игры в рифмы / В. В. Волина. — Санкт-Петербург : Дидактика Плюс, 1997. — 224 с.: ил.
- Волина, В. В. Учимся играя / В. В. Волина. — М. : Новая школа, 1994. — 448 с.
- Волина, В. В. Весёлая грамматика. Русский язык: Фонетика и графика / авт.-сост. В. В. Волина. — М. : Дрофа, 2001. — 80 с.: ил.
- Иванова, В. А. Занимательно о русском языке : пособие для учителя / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. — Л. : Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1990. — 255с.: ил.
- Львова, С. И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка : пособие для учителя / С. И. Львова. — 2-е изд. — М. : Русское слово – РС, 2001. — 126 с.
- Синицын, В. А. Путь к слову. Из записок учителя : пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / В. А. Синицын. — М. : Столетие, 1995. — 346 с.
- Шанский, Н. М. В мире слов : Книга для учителя / Н. М. Шанский. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1985. — 255 с.