Конспект урока по литературному чтению на тему: Затейники Н. Носов (1класс)


Конспект урока по литературному чтению для 1 класса
Тема: Н. Носов «Затейники».
Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием рассказа н. Носова «затейники»; создать условия для развития навыков беглого и правильного выразительного чтения; способствовать развитию умения с помощью интонации передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе); эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе, выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – ууд):
Познавательные: общеучебные – осознанность восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию прослушанного произведения; логические – построение рассуждений.
Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); удерживать цель деятельности до получения её результата.
Коммуникативные: уметь описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.
Личностные: оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Ход урока
Организационный момент.
– Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться.
Проверьте готовность к уроку, сядьте удобно, правильно.
Речевая разминка.
Дождик-длинноножкаТуча по небу плыла,
Дождик за руку вела.
Он шагал на тонких
ножках
В чёрных маленьких
калошах.
Дождик всюду походил,
Дождик всюду наследил,
В тёплых лужах
потоптал,
Наигрался и умчался.
Не его ли там калош
Мокнут в луже на
дорожке?

Г.Лагздынь - Прочитайте с удивлением (еще: с раздражением, восхищением, весело).
- Прочитайте с ускорением, замедлением.
- Прочитайте быстро, еще быстрее.
Мотивация к деятельности.
Отгадайте загадку:
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки:
Как зовут его?
(Незнайка.)
IV Постановка учебной задачи.
На доске: рисунок с изображением Незнайки и выставка книг о сказочном герое.
- Какие книжки вы про Незнайку знаете? («Незнайка в цветочном городе», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на луне».)
- А вы знаете кто придумал Незнайку и его друзей из цветочного города? (это писатель Николай Николаевич носов.)
На доске: портрет н. Н. Носова, выставка его книг.
- Многие из книг на этой выставке вам знакомы. Их автор – н. Н. Носов.
- О чём пишет Н. Носов? (о детях, об их поступках.)
- Что вы знаете о нём? Хотите узнать больше об этом авторе?
Доклад ученика:
Николай Николаевич носов родился в 1908 г. В городе Киеве в семье актёра. «В школьные годы, рассказывал о себе писатель, мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлёкся химией и вполне серьёзно готовился в политехнический институт; перед самым поступлением передумал и поступил в художественный, а закончил институт кинематографии».
Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссёром. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.
Как же он стал писателем? Этот вопрос очень часто задавали Николаю Николаевичу. А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал всё новых и новых сказок. И вот носов стал сочинять для него забавные рассказы.
- Если вы составите слово из данных слогов, то узнаете название рассказа н. Носова.
На доске: тей за ки ни
- Какое слово получилось? (затейники.)
- У нас получилось слово «Затейники» (Слайд 5).
- Как вы его понимаете? Обратимся к толковому словарю
-Ребята, а кого называют затейниками?
-Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?
-И так, затейник- это организатор веселья.
- Что такое затея? Обратимся к толковому словарю ( читает ученик) (Слайд 6)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать?
- На уроке прочитаем рассказ «затейники», составим его план.
VI Включение в систему знаний.
- Ребята, а кого называют затейниками? (тех, кто затевает интересные дела или игры.)
- Подберите похожие по смыслу слова к слову «затейники». (фантазёры, выдумщики, организаторы, весельчаки.)
- в произведении нам встретятся слова значение которых, возможно, вам не знакомо.
Чернорабочий – 1. Тот, кто выполняет работу, не требующую какой-либо квалификации(обычно физически тяжёлую или грязную). 2. (перен.разг.) Тот, кто способен выполнять лишь какую-либо обыденную, будничную работу.
Косарь – тот, кто косит траву, злаки.
1. Первичное чтение рассказа «затейники» учителем.
– «Затейники» – первый рассказ, написанный н. Носовым.
– Что вас рассмешило в этом рассказе? Что удивило?
– Что хочется перечитать?
VII Физминутка.
2. Выборочное чтение.
- Кто герои рассказа? Назовите их имена. Большие они или маленькие?
– Какую игру затеяли ребята? Что они для этого сделали?
– Чего испугались ребята? Как об этом написано в рассказе?
– Почему ребята больше не стали играть в «три поросёнка»?
– Доводилось ли вам играть в страшные и смешные истории из книг? Какие игры знаете вы?
– Стихотворение Агнии Барто познакомит вас с игрой,
которая называется «Гуси-лебеди».
Стихотворение читает учитель или заранее подготовленные ученики:
Малыши среди двора
Хоровод водили,
В «гуси-лебеди» игра,
Серый волк – Василий.
– гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит,
Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
– почему ты нас не ешь? –
Говорит Маруся.
– раз ты волк, так ты не трусь! –
Закричал на волка гусь. –
От такого волка
Никакого толка!
Волк ответил:
– я не трушу,
Нападу на вас сейчас,
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!
А. Барто3. Беседа по вопросам учебника.
4. Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.
5. Составление плана и пересказ текста.

План:
1. Чтение сказки «три поросёнка».
2. Постройка домика.
3. Может быть, это серый волк?
4. Так и не стали играть в «три поросёнка».
- Используя план, перескажите рассказ по цепочке.
– получилось ли у вас так же смешно, таинственно, страшно, как у автора? Почему? (н. Носов использует диалоги, они делают рассказ смешным и интересным.)
6. Чтение рассказа по ролям.
– прочитайте рассказ про себя и обозначьте карандашом роли. Обязательно ли читать слова автора? Какие из них можно не читать? Возьмите их карандашом в скобки.
– Подумайте, как (с какой интонацией) нужно произносить слова героев в каждом эпизоде.
VIII Рефлексия деятельности.
- Интересным ли был для вас урок? Почему?
- У Н. Н. Носова много других произведений о детях. Книги с другими его произведениями можете взять в библиотеке.
IX Домашнее задание:
Прочитать и пересказать рассказ по плану.