Протокол урока по обучению грамоте. Тема: «Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киреевская средняя общеобразовательная школа №6»
администрации муниципального образования Киреевский район
Мастер – класс
« Возможности реализации ФГОС НОО
через разнообразные виды деятельности
младших школьников»
Протокол урока литературного чтения (обучение грамоте: чтение) (1класс)
«Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения»
Маковская Е.В. г. Киреевск
октябрь 2012г.
Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте: чтение)
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте: чтение), 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения.
Место урока в теме :13 урок в теме «Основной звукобуквенный период»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель и ожидаемый результат (для учителя):
1.Организовать деятельность детей по ознакомлению с понятием «слог», «ударение».
Цель и ожидаемый результат (для обучающихся):
1.Научиться определять количество слогов в слове, рассмотреть смыслоразличительную роль ударения.
Задачи урока:
Формировать умение делить слова на слоги, определять ударный слог в слове.
Оборудование к уроку: учебник «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков, Москва, Академкнига, 2012г., (с.23)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности;
- иметь представление о причинах успеха в учебе;
Регулятивные:
- определение темы, постановка цели и задач урока;
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные:
- в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
- составлять целое из его частей;
- на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные:
- адекватно реагировать на обращение учителя;
- использовать в общении правила вежливости;
- участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
- иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Этапы урока. Задачи этапов Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Мотивация к учебной деятельности. Формировать положительную учебную мотивацию
Развивать доброжелательное отношение друг к другу Послушайте такое предложение: «С маленькой удачи начинается большой успех!»
- Как вы понимаете эти слова?
-В чём сейчас заключается ваш успех?
- Назовите критерии хорошей учёбы
- Кто хочет быть успешным учеником?
- Что пожелаем друг другу для успешности ? Пожелайте! Удача- это когда у нас что-то получается…
Успех состоит из маленьких удач
Наш успех заключается в хорошей учёбе, в стремлении познать новое и это знание уметь применять
Это желание учиться, старание, трудолюбие….
Я желаю тебе удачи!(успеха!)
2.Целеполагание. Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи.
Формировать умения работать в парах.
Выявить умения, необходимые для активной деятельности учащихся. - С чего же мы начинаем работать на уроке?
- Какой же нас ожидает урок?
- Какие цели у нас сегодня на уроке?
( По мере постановки вопросов учитель ставит на доске модель, которая обозначает изучаемое явление и ключевые слова проблемы, которую нужно выяснить)
Рассматриваем страницу учебника, обмениваемся мнениями в парах, чтобы определить тип урока и его цели.
Мы откроем новое знание.
Мы должны узнать, что означает чёрточка над гласным звуком.
Узнаем, как она называется.
Узнаем, как определить, где её ставить.
Ещё мы узнаем, что такое голубая дуга под звуковой моделью слова, зачем она, как ей пользоваться.
3. Физминутка Установка на сохранение здоровья 4.Смыслоразличительная роль ударения. Работа по иллюстрациям учебника.
Формирование умения получать информацию со страницы учебника.
Формировать умение работать по плану.
- Вы точно определили цели работы на уроке. Сегодня у нас урок открытий. Посмотрите внимательно на расположение рисунков и моделей слов и определите приём, которым мы будем пользоваться для достижения наших целей.
- Что мы можем сравнить?
- Замечательно. Будьте
наблюдательны.
Чем похожи модели слов в первой паре?
- Сейчас мы будем сравнивать звучащие слова, которыми называются предметы, изображённые на рисунках.
На первом рисунке цветок под названием ирис. На втором изображены конфеты, их название ирис.
Рассмотрим вторую пару рисунков. На первом книга – сборник карт. Краткое название сборника – атлас.
-Кому нужен географический атлас?
-Кто использует атлас автомобильных дорог?
- На втором рисунке название блестящей ткани – атлас.
- К третьей паре рисунков сделан один рисунок. На руках у мамы дочка. Мама зовёт ей Мила. Мила маме мила.
- Слова – названия предметов к последней паре рисунков вы скажете сами. На первом рисунке изображён…
На втором рисунке…
- Произносить слова мы будем так же, как мы зовём кого – то. И будем говорить: «позовём» слово.
- Поработайте в парах. Позовите и послушайте слова каждой пары. Обсудите, что вы заметили, «почувствовали» на слух. Что помогает нам различать слова в каждой паре?
- Кто пришёл к общему мнению, поднимите вместе руки.
- Эта чёрточка называется знаком ударения. Используется этот знак в письменной речи. Гласный звук, который в устной речи выделяем голосом, как бы «ударяем» голосом по нему, называется ударным гласным.
- Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
- Рассказать? Тогда слушайте.
Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова ему не поверили.:
Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка.
Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами. (Учитель демонстрирует картинки, а дети произносят слова хором.)
∕ ∕ ∕ ∕ ∕ ∕ ∕ ∕
Замок – замок, белки – белки, атлас – атлас, ирис – ирис, кружки – кружки.
Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Ударных дел мастера.
Мы будем использовать приём сравнения.
Слова, звуковые модели слов.
В каждой модели одинаковое количество звуков.
В каждой модели по два гласных звука.
В каждой модели один гласный звук обозначен чёрточкой.
В каждой модели по две дуги.
Ученикам на уроках географии.
Атлас автомобильных дорог нужен водителям.
Замок.
Замок.
Мы различаем слова по гласным звукам, которые по- особому звучат, над ними и стоит чёрточка.
5. Физминутка Установка на сохранение здоровья Музыкальная физкультурная минутка для снятия напряжения с глаз и мышц туловища. 6. Слог как минимальная произносительная единица. Формировать умения наблюдать, обобщать и делать простейшие выводы.
Формировать умения работать в парах. - Внимательно рассмотрите модели на доске. Обсудите в парах, на какие вопросы, поставленные в начале урока, мы с вами нашли ответы.
- Выясните, на какие вопросы у нас ещё нет ответов.
- Вы внимательно всё сравнили и детально обсудили. Вы увидели голубые дуги, которыми обозначены на моделях части слов. Эти части называются слогами.
- Теперь трудное задание. Дайте название двум видам слогов в слове. Эти названия слогов связаны с разным названием гласных в слове.
-Дайте название слога с таким гласным
-Дайте название слога с таким гласным
Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно.
А когда его найдём,
Громче всех произнесём Нам нужно узнать. Как называются части слова, которые обозначаются дугами.
Сколько таких частей может быть в слове?
Для чего нам нужно находить части слова?
Ударный слог
Безударный слог
7. Слогообразующая роль гласных звуков. Формировать умения работать с моделью слова.
Формировать умение разучивать весёлые правила и развивать функции памяти. - Вы хорошо выполнили задания. Теперь нам нужно выяснить, для чего используют слоги.
Мы будем использовать слоги для отчётливого чтения слов, для записи под диктовку. Особенно важен ударный слог.
- Что мы различаем по ударному звуку?
- Сравните в словах количество гласных и количество слогов. Что заметили?
Мы в слове слог ударный
Найдём э- ле- мен – тар – но.
А когда его найдём,
Громче всех произнесём!
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов –
Это знает каждый из учеников.
По ударному звуку мы различаем слова.
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
8. Рефлексия учебной деятельности. Формировать умение оценивать себя. - Сегодня на уроке мы достигли несколько сложных целей. Пользоваться новым знанием мы будем на многих уроках.
- Обсудите, что нового вы узнали и каких целей достигли?
-Все ли учебные задачи решены?
- Решение каких задач у вас вызвало затруднения? Почему?
- Над чем ещё тогда предстоит поработать?
-Оцените свою работу на уроке.
-Встаньте те дети, кому сегодня понравилось работать на уроке, кому улыбнулась удача!
- Спасибо вам за сотрудничество и стремление к познанию!
Урок окончен! - Мы узнали, что в слове один гласный звук выделяется особым звучанием. Его называют ударным гласным.
- Слово можно разделить на слоги.
-Чтобы найти ударный звук, нужно «позвать» слово.
-В слове может быть только один ударный звук.
- По ударному звуку мы различаем разные слова, узнаём слово.
-Сколько в сове гласных звуков, столько и слогов.
Дети показывают карточки.
Дети встают.