Творческий проект Спасибо за жизнь
Проектная работа
«Спасибо за жизнь!»
Проектная работа «Спасибо за жизнь», посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в воспитанницах еще не иссяк пылкий естественный интерес ко всему происходящему в мире.
Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига.
В рамках данного проекта предусматривается:
акция «Бессмертный полк»: учащиеся предоставляют фотографии ветеранов;
акция «Знамя Победы»;
акция «Помни меня»: учащиеся предоставляют возможность самостоятельного поиска информации о ветеране ВОВ;
акция «Найди своего героя», в рамках которой учащимся предоставляется возможность самостоятельного поиска информации о юном герое войны, судьба и подвиг которого не оставили их равнодушными;
проведение бесед и презентаций о ВОВ, о пионерах – героях, чтение стихотворений и рассказов о войне;
проведение экскурсий;
проведение Всероссийской олимпиады «Наше наследие»;
проведение конкурса рисунков на тему «Слава героям!».
Цель проекта: развитие любви и уважения к своей родной стране через углубленное изучение ее исторических событий, а также развитие в учениках чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный маленькими героями.
Задачи:
Формирование представления о своей Родине, как могучей и великой державы, которая выстояла в тяжелейших условиях и не встала на колени перед врагом.
Формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности, воспитание патриотических чувств у учащихся;
Пробуждать интерес к героическому прошлому нашей Родины;
Показать мужество и героизм ровесников в ходе Великой Отечественной войны;
Формирование уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым людям.
Продолжить работу по развитию нравственного восприятия произведений литературы, живописи, музыки о Великой Отечественной войне;
Привлекать родителей к участию в подготовке проекта.
Проблемные вопросы:
Какова цена победы советского народа в Великой Отечественной войне?
Какова роль победы в истории человечества?
Используемые методы:
Метод изучения исторических сведений;
Метод анализа и синтеза полученных сведений
Представленная проектная работа реализуется в следующих формах:
- сбор и анализ информации;
- презентации, встречи, беседы;
- конкурс на лучшее стихотворение; лучший рисунок; лучшее сочинение;
- акции.
Время реализации проекта: январь 2015 г. – май 2015 г.
Проблемы самостоятельных исследований:
Что такое война? Что означает слово «подвиг»?
Города – герои.
Кто такие маленькие герои большой войны?
Герои, которые живут вокруг нас.
Этапы проведения проекта:
1.Формулирование тем исследований учеников.
2. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем.
3. Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися).
4. Обсуждение плана работы учащихся в группе.
Обоснование социальной значимости и актуальности идеи.
В 2015 г. исполняется 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., что позволяет еще раз обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить понимание гражданского долга и уважения к закону.
Детство – прекрасная пора, когда в каждом ребенке формируется неповторимая личность с собственными принципами и взглядами на мир. Дети учатся жить в сложном, порой непонятном мире, а помогаем им в этом мы : воспитатели , родители, учителя. То, чему мы научим учащихся сегодня, составит картину нашего будущего. Наши дети, к огромному сожалению, станут последним поколением, успевшим увидеть ветеранов Великой Отечественной войны. Они все чаще представляют себе события ужасающей катастрофы, опираясь на современные художественные фильмы, где герой не знает поражений и страха.
И сегодняшние дети обязательно должны знать о подвиге своих ровесников, о героическом прошлом Родины, отдать дань памяти героям. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего.
План реализации проекта.
Формирование групп для проведения исследований.
1 группа «Великая Отечественная Война».
Задачи:
- Формирование представления о своей Родине, как могучей и великой державы, которая выстояла в тяжелейших условиях и не встала на колени перед врагом.
- Пробуждать интерес к героическому прошлому нашей Родины.
Темы самостоятельных исследований данной группы:
- Что такое война?
- Когда началась война?
- Участники войны?
- Основные крупные сражения войны?
- Каким городам присвоено звание «Город-герой!»?
В данную группу входили следующие учащиеся: Мнацаканян Армен, Вдовенко Артем, Казак Даниил, Восканян Роберт, Алгачян Алина.
Работы учащихся.
Казак Даниил написал сочинение «Это страшное слово война»
2 группа «Маленькие герои большой войны».
Задачи:
- собрать информацию и подготовить рассказы - презентации о малолетних героях Великой Отечественной;
- пробудить интерес подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной Войны.
Темы самостоятельных исследований данной группы:
Кто такие пионеры-герои?
Назовите имена известных вам пионеров – героев?
Расскажите о подвиге одного из них?
Какую роль сыграли маленькие герои в войне?
В данную группу входили следующие учащиеся: Василевская Алла, Арутюнян Жанна, Ванесян Сюзанна, Топольсков Глеб, Колесникова Анна.
Война не обошла стороной ни один дом, не пощадила судьбу ни одной семьи, отпечаталась тяжким бременем в сознании каждого человека. И, несомненно, самыми героическими персонажами тех страшных событий были дети, которым судьба уготовила нелегкую участь - стать защитниками своей родины. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В подполье, как Надя Богданова. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. На наш взгляд, рассказать о мужественном подвиге ровесников, о нелегкой участи, которая постигла этих ребят, значит отдать дань памяти юным героям. Герои живы, пока живы их подвиги в сердцах народа! Ведь от того, что будут помнить и ценить современные дети, зависит, какой будет наша страна завтра.
Работы учащихся.
Леня Голиков
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Надя Богданова
Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом, вместе с бойцами-партизанами, взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелоны с военным снаряжением, минировала объекты.
Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым она вывесила 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву расстреливать, сил у неё уже не оставалось – упала в ров, на мгновение опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...
Второй раз её схватили в конце 4З-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.
Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко – её командир – говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
Валя Зенкина
Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.
А Валю фашисты заставили под огнём пробраться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сда
·ться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.
В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода была нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец – иной возможности спасти их жизнь не было, – маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы.
И Валя клятву сдержала.
Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми.
За отвагу и мужество Родина наградила свою юную дочь орденом Красной Звезды.
Аркадий Каманин
Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой.
Отец Аркадия, лётчик Николай Петрович Каманин, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом был друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было от чего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: «Подрасти».
Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром, и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.
После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.
Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды.
К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.
До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил!
3 группа «Герои живут рядом с нами».
Задачи:
- собрать информацию и подготовить рассказы - презентации о ветеранах, тружениках тыла Великой Отечественной;
- пробудить интерес подрастающего поколения к героям Великой Отечественной Войны.
Темы самостоятельных исследований данной группы:
Что такое подвиг?
Назовите имена людей, живущих рядом с нами, которые совершили подвиг в годы войны?
Расскажите о подвиге одного из них?
Какую роль сыграли подвиги этих людей в годы войны?
В данную группу входили следующие учащиеся: Соколова Елизавета, Мельникова Вероника, Топольскова Лада, Курилов Никита.
С каждым годом война от нас всё дальше и дальше, а ветеранов, участников той великой войны, остаётся всё меньше и меньше. Мальчикам, которым в дни Победы было восемнадцать, сейчас уже восемьдесят три, а многих нет в живых
За тебя, Родина, за поля, леса, луга, за города и сёла сражались наши деды и прадеды в годы войны. Мы благодарны тебе, солдат – победитель!
Отгремели взрывы, отгремели,
Родину спасти они сумели.
Нелегко далась им та победа,
За неё «спасибо» скажем
дедам.
Работы учащихся.
Сын полка.
На этом фото мой любимый прадедушка, Семенов Василий Степанович. Мне посчастливилось жить рядом с геройским прадедом. Конечно, его уже нет рядом со мной, но в моей памяти остались его рассказы о войне.
Ему было 14 лет, когда оставшись без родителей, он примкнул к 9 Пластунской дивизии. Из-за малолетнего возраста он считался сыном полка. Солдаты, старшие товарищи, оберегали его, как могли, но, тем не менее, он тоже вносил свою лепту в ПОБЕДУ над фашистами. Ходил в разведку, приносил жизненно-важные сведения о позициях фашистов.
Вместе со своей дивизией мой прадед освобождал города и села, дошел до Праги. После войны он служил на Украине до 1953 года. Воевал против Бендеров.
Я очень люблю праздник 9 мая. На этот праздник дед всегда надевал свои боевые награды, которые ярким пламенем горели на груди. А наград было много.
Хоть дедушки со мной уже рядом нет, но все, же в моей памяти он будет жить всегда! Я помню! Я горжусь!
Ученица 2Б класса.
Моя прабабушка Степанова Анна Васильевна – труженица тыла. И я считаю, что люди, работавшие на нужды фронта, совершали немало полдвигов.
В годы войны в тылу работали все те, кто не ушел на фронт-женщины, старики, дети. Эти люди снабжали фронт всем – оружием, техникой, а главное одеждой и продуктами питания.
Когда началась война моей прабабушке было 14 лет. Она была еще совсем ребенком, но все равно днем и ночью, и в жару, и в холод, работала не покладая рук. Они шили вещи, пекли хлеб, выращивали овощи и отправляли все на фронт, иной раз даже под пулями.
Я горжусь своей прабабушкой.
Ученица 2Б класса.
Мой прадедушка, Ванян Арташ Аванесович, был разведчиком. Должен был узнать, где находились немецкие войска, которые хотели захватить электростанцию. Когда он узнал определенную информацию, его поймали в плен. Он отправил своих боевых друзей сообщить советским войскам о месте нахождения немецкой армии. Его роль в войне в том, что он передал необходимую информацию, жертвуя собой.
Курилов Никита собрал информацию о ветеранах, живших в с. Прикумское. Это: Рындин Иван Степанович. Он был пехотинцем. Прошел войну от Москвы до Берлина. Шамрай Дмитрий Иванович (бывший учитель), Авраменко Константин Тарасович (бывший учитель), Остроухова Екатерина Марковна (труженица тыла).
Проведение тематических классных часов о войне, просмотр презентаций и кинофильмов о войне.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Школьный конкурс чтецов «Голос памяти»
Конкурс рисунков «Слава героям!».
Конкурс поделок к 70-летию Великой Победы.
Оформление уголка в классе.
8.Акция « Помни меня». Учащиеся пишут сочинения о своих прадедушках и прабабушках, героях ВОВ. В данной акции приняла участие Соколова Елизавета, которая написала сочинение о своем прадедушке под названием «Сын полка».
9.Акция « Бессмертный полк». Учащиеся предоставляют фотографии своих родственников, участников войны. Ребятами нашего класса были изготовлены штендеры для участия в акции.
10. Акция «Найди своего героя» - заключительный этап проекта, на наш взгляд, имеющий наибольшую значимость. Учащимся предоставляется возможность самостоятельного поиска информации о героях войны, судьба и подвиг которых не оставили их равнодушными. Дети должны собрать информацию, при помощи сети Интернет, библиотек, личного общения с людьми, и рассказать о герое войны, которому в свои детские или юношеские годы пришлось вынести все тяготы и лишения военного времени, а некоторым и принести в жертву собственную жизнь;
11. Защита проекта.
Предполагаемые конечные результаты:
В ходе реализации проекта планируется достичь следующих результатов:
1. Достижение цели - пробудить интерес подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной Войны;
2. Развитие и становление патриотического самосознания учащихся станут главной целью патриотического воспитания современных детей;
3. Закрепление сведений о героях в памяти учащихся, с помощью сочинений-писем;
4. Повышение уровня грамотности среди учащихся;
5. Приобретение учащимися навыков самостоятельного сбора информации из разных источников;
6. Будет создан новый банк информации о малолетних героях и их подвигах, сделаны новые презентации, которые также можно будет использовать в последующем для распространения информации о маленьких достойных людях.
Таким образом, основным результатом проекта будет являться достижение поставленной заранее цели, которая заключалась в том, чтобы помочь новому поколению получить и сохранить бесценное наследие своего героического народа. Каждый человек, живущий не только в этой великой стране, но и на прекрасной планете Земля, должен помнить тех, кто подарил им этот прекрасный, солнечный и мирный день. Тех, кто отдал свои еще не начавшиеся жизни за великое дело – борьбу с мировым злом в лице фашизма. Подвиги юных героев по праву близки и небезразличны молодому поколению, они будут служить для нас примером стойкости, мужества, чувства великого долга перед своим народом, примером настоящего Человека.
Информационные ресурсы:
http://guns2.narod.ru/localwar.html
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/2/1/625/1625755_10046.jpg
http://tvgid.ua/i/uploads/Image/11(822).jpg
http://basik.ru/historical/photos_of_war
http://allday2.com/index.php?newsid=8141
http://www.liveinternet.ru/users/2870220/post257190235/
http://www.otvoyna.ru/
http://militera.lib.ru/h/oleinikov/01.html
http://www.soldat.ru/doc/casualties/book/chapter5.html
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 с.Прикумское
Проектная работа
«Спасибо за жизнь!»
Руководитель проекта: Яцута Юлия Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 с.Прикумское, Минераловодского района Ставропольского края.
Участники: учащиеся 2 класса «б».
Это страшное слово война.
В 2015 году наша страна отмечает великий праздник, посвященный 70-летию Великой Победы. Война, какое страшное слово. Конечно же, мы знаем о ней только по рассказам наших прадедушек и прабабушек. Во время войны погибло очень много людей. На фронт уходили не только военнообязанные Много подростков, еще не успев закончить школу, устремлялись на фронт. Женщины, имея на руках маленьких детей, о которых нужно было заботиться, работали на заводах и фабриках. Дети и старики, стоя у станков днями и ночами, изготавливали оружие для солдат, постоянно недоедая, в холоде и преодолевая тяжелейшие условия. Они делали все, что было в силах, чтобы помочь пережить войну и одержать победу. Много солдат были награждены и медалями, многие получили звание Героя Советского Союза.
Только благодаря подвигам миллионов людей, новое поколение получило право на свободную жизнь. Мы обязаны помнить имена героев, которые отдали жизни в борьбе за освобождение.
15