Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Право» специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Самарской области «Безенчукский аграрный техникум»
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
по дисциплине «Право»
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
профиль (базовая подготовка)
Автор: преподаватель
Г.А. Некрасова.
п.г.т. Безенчук, 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Право» предназначены для студентов первого курса по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу студентов отводится 42 часа. В материалах для самостоятельной работы студентов представлен курс поддержки и совершенствования общеобразовательных, коммуникативных, информационных компетенций, достигнутых в основной школе, обеспечивающих практическое выполнение заданий (поиск и обработка данных) и продуктивного плана.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
развития познавательных способностей и активности студентов: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;
формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации
формирования общих и профессиональных компетенций студентов;
формирования умений использовать нормативные правовые акты,
справочную документацию, специальную литературу;
развития исследовательских умений.
В процессе выполнения самостоятельной работы студенты получают:
- практические умения и навыки:
умения пользоваться информационными источниками, нормативными правовыми актами, справочной документацией, специальной литературой;
умения находить информацию самостоятельно в сети Интернет;
- учебные умения:
использовать различные информационные источники;
расспрашивать, описывать, сравнивать, исследовать, анализировать оценивать;
проводить самостоятельный поиск необходимой информации;
- специальные учебные умения:
осуществлять эффективный и быстрый поиск нужной информации;
организовывать работу на компьютере.
Виды заданий для самостоятельной работы
Для овладения знаниями: поиск информации в дополнительной литературе, в сети Интернет, подготовка сообщений.
Для закрепления и систематизации знаний: создание презентации в MSPowerPoint, решение задач.
Для формирования умений: обработка информации.
Формы самостоятельной работы
Поиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.
Решение задач.
Составление сообщений.
Создание презентаций.
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
уровень освоения студентом учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально, на занятии, при тестировании, на семинаре, при защите рефератов:
Контроль сообщений осуществляется на занятиях.
Контроль выполнения рефератов осуществляется в индивидуальной (или групповой) беседе по ключевым моментам работы, с последующей защитой реферата.
Правила оформления списка литературы
Статья из кодекса:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 N 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996.- № 5. – Ст. 410.
Книга:
Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально – экономического профиля: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования/ - 2012. 432с.
Статья из журнала:
Авдеев В. А. Опубликована в журнале Уголовное право - 2012. - n 3.
с. 8 - 14.
Источник, взятый из Интернет:
www.twirpx.com/files/law/labour/ft.article
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Перечень самостоятельных работ
№ п/п Тема работы и краткое содержание Количество часов
1. Правовые нормы и их система 2
2. Правомерное и противоправное поведение 2
3. Конституция РФ – основной закон государства 4
4. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ. 2
5. Система органов государственной власти 2
6. Понятие избирательной системы 2
7. Судебная система РФ. 2
8. Правоохранительные органы. 2
9. Гражданское право и гражданские правоотношения 2
10. Право собственности 6
11. Защита прав потребителей 2
12. Семейное право и семейные правоотношения 2
13. Трудовое право и трудовые правоотношения 2
14. Административное право и административные правоотношения 2
15. Уголовное право 2
16. Международное право 4
17. Международное гуманитарное право 2
Самостоятельная работа №1
Правовые норма и их система
Задание: изучите тему социальные нормы.
Форма выполнения задания:составление сообщения.
Самостоятельная работа № 2
Правомерное и противоправное поведение
Задание: изучите тему признаки правонарушения. Рассмотреть задачи и найти пути их решения.
Форма выполнения задания: решить задачи письменно в рабочей тетради.
Задача 1.
Гражданин Петров предложил гражданину Сидорову поохотиться, зная, что охотничий сезон еще не открыт Сидоров, поколебавшись, отказался, ссылаясь на то, что в данное время силами полиции и егерей проводятся рейды по задержанию браконьеров. Ссылаясь на нежелание иметь конфликты с полицией, Сидоров предложил перенести охоту на начало охотничьего сезона. Петров согласился.
Схема решения:
- установить будет ли поведение Петрова и Сидорова противоправным;
- определить к какому виду поведения относятся действия этих граждан;
- определить, отвечает ли такое поведение интересам государства.
Задача 2.
Два подростка 12 и 13 лет были задержаны за сознательное повреждение телефона-автомата. Решением суда был определен размер штрафа, который обязаны были внести родители подростков.
Схема решения:
- определить форму вины в противоправном поведении подростков;
- разъяснить, почему мерами воздействия подвергались не сами подростки, а их родители.
Задача 3.
Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались.
Схема решения:
-определить, будет ли такое поведение проступком или преступлением;
- указать, каким законодательством рассматривается противоправное поведение такого характера;
- определить вид правонарушения;
- определить вид ответственности за поведение такого характера.
Задача 4.
В ходе расследования причин пожара на одной из ферм было установлено, что причиной возгорания была грозовая молния, от удара которой ветхое строение загорелось.
Схема решения:
- определить, будет ли пожар являться результатом правонарушения;
- установить, наступит ли в данной ситуации юридическая ответственность.
Задача 5.
При управлении автотранспортом в нетрезвом состоянии гражданин Пронин совершил наезд на пешехода.
Схема решения:
- разобрать ситуацию с точки зрения состава правонарушения;
- определить вид юридической ответственности:
а) если Пронин не совершал наезд, а был задержан за управление автотраспортом в нетрезвом состоянии;
б) если Пронин совершил наезд на пешехода, который получил тяжелые травмы.
Методические рекомендации по решению задачПеред решением задач следует изучить теоретический материал и вспомнить объяснения преподавателя и собственный опыт по решению типовых примеров из указанной темы. При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, ссылками на кодексы и справочную литературу.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Решение задач определенного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.
Критерии оценки:
оценка «5»: выполнены все вышеперечисленные требования, ответ верен
оценка «4»: задача решена верно, но отсутствуют пояснения по ходу решения
оценка «3»:
ответ совпадает с верным ответом, но не сделаны выводы
оценка «2» - задание не выполнено
Самостоятельная работа № 3
Конституция РФ - основной закон государства
Задание: изучите тему история Конституции в нашей стране после Октябрьской революции, создать презентацию тема «Конституции России»
Форма выполнения задания: презентация.
Самостоятельная работа № 4
Основы правового статуса человека и гражданина в РФ
Задание: изучите тему порядок приобретения и прекращения российского гражданства.
Форма выполнения задания: составление сообщения.
Самостоятельная работа № 5
Система органов государственной власти
Задание: изучите тему виды органов государства.
Форма выполнения задания: составление сообщения.
Методические указания по подготовке к написанию и оформлению информационного сообщения (доклада)Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1час.
Требования к выполнению:
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно;
сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.
Оценка «5» (отлично) выставляется при полном соответствии содержания теме; глубокой проработке материала; учитывается грамотность и полнота использования источников; наличие элементов наглядности. Студент четко, выразительно и ясно озвучивает сообщение.
Оценка «4» (хорошо) выставляется при соответствии содержания теме; учитывается грамотность и полнота использования источников. Студент четко зачитывает сообщение.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если сообщение не вполне соответствует содержанию темы; отсутствуют элементы наглядности. Студент монотонно зачитывает сообщение.
Самостоятельная работа № 6
Понятие избирательной системы
Задание: изучите тему избирательный процесс
Форма выполнения задания: составление сообщения.
Самостоятельная работа №7
Судебная система РФ
Задание: изучите работу суда общей юрисдикции.
Форма выполнения задания: составление сообщения.
Самостоятельная работа № 8
Правоохранительные органы
Задание: изучите тему задачи полиции общественной безопасности.
Форма выполнения задания: составление сообщения.
Самостоятельная работа № 9
Гражданское право и гражданские правоотношения
Задание: изучите тему юридические лица и заполните следующую таблицу:
Юридические лица
Коммерческие Некоммерческие
Форма выполнения задания: исследование, составление сообщения.
Самостоятельная работа № 10
Право собственности
Задание: изучите тему основания приобретения права собственности и заполните следующую таблицу. Создайте глоссарий терминов собственность (не менее 20 слов).
п/п
№ Основания приобретения права собственности
Первоначальные Производные
Форма выполнения задания: исследование, составление сообщения; создание глоссария.
Самостоятельная работа № 11
Защита прав потребителей
Задание: изучите государственную и общественную защиту прав потребителей, создание презентации.
Форма выполнения задания: презентация.
Самостоятельная работа № 12
Семейное право и семейные правоотношения
Задание: изучите права супругов и заполните таблицу.
п/п№ Личные неимущественные права Имущественные права
родители дети родители дети
Форма выполнения задания: исследование, составление сообщения.
Самостоятельная работа № 13
Трудовое право и трудовые отношения
Задание: изучите основания прекращения трудового договора, создайте презентацию.
Форма выполнения задания: презентация.
Самостоятельная работа № 14
Административное право и административные правоотношения
Задание: дайте определения следующим понятиям письменно: доказательства, доставление, административное задержание, ходатайство, отвод, гражданский служащий, государственный орган, компетенция.Форма выполнения задания: письменно в рабочей тетради.
Самостоятельная работа № 15
Уголовное право
Задание: создайте презентацию на тему «Уголовная ответственность несовершеннолетних»:
Презентации должны быть выполнены с соблюдением следующих требований.
Требования к презентации
На первом слайде размещается:
название презентации;
автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
год.
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
Оформление слайдов
Стиль необходимо соблюдать единый стиль оформления;
нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)
Фон для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)
Использование цвета на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
для фона и текста используются контрастные цвета;
особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)
Анимационные эффекты нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде
Представление информации
Содержание информации следует использовать короткие слова и предложения;
время глаголов должно быть везде одинаковым;
следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
заголовки должны привлекать внимание аудитории
Расположение информации на странице предпочтительно горизонтальное расположение информации;
наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты для заголовков не менее 24;
для остальной информации не менее 18;
шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;
нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).
Способы выделения информации Следует использовать:
рамки, границы, заливку
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
Объем информации не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.
Форма выполнения задания: презентация.
Самостоятельная работа № 16
Международное право
Задание: изучите тему принципы международного права и создайте презентацию.
Форма выполнения задания: презентация.
Самостоятельная работа № 17
Международное гуманитарное право
Задание: изучите тему Европейский суд по правам человека.
Форма выполнения задания: создание сообщения.
Список литературы
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)). // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 N 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996.- № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (третья). Раздел У «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ. от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 N 231-ФЗ СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 N 214-ФЗ.) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 N 214-ФЗ). // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. -2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 N 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. -№ 52. – Ч. 1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 года № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ). // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 N 120-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. -№ 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 – ФЗ (в ред. от 25.11.2006 N 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 N 214-ФЗ) // СЗ РФ
Список использованной литературы
Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально – экономического профиля: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования/ - 2012. 432с.
З.Г. Крылова. Практикум по основам права. М.: 2001.
Н.М. Боргест, С.Н. Кожевников. Юридический справочник. Самара. 1997.
Плотникова,О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход / О.Плотникова // Высшее образование в России. – 2005. – №1.
Портных,В. О воспитании самостоятельности студентов / В.Портных // Высшее образование в России. – 2006. –№7. – С.155-157.
Росина,Н. Организация СРС в контексте инновационного образования / Н.Росина // Высшее образование в России. – 2006. – №7. – С.109-114.
7.Рубаник,А. Самостоятельная работа студентов / А.Рубаник, Г.Большаков, Н.Тельных // Высшее образование в России. – 2005. – №6. – С.120-124.
8.Сенашенко,В. Самостоятельная работа студентов, актуальные проблемы /В.Сенашенко, Н.Жалнина // Высшее образование в России. – 2006. –№7. – С.103-109.
9.«Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства»/ Составитель: Е.Л. Вьюгова – Пермь: АНО ВПО Пермский институт экономики и финансов, 2011. – 27 с.
10.Астраханова М. В. Организация самостоятельной работы студентов ГБПОУ БАТ: Методические рекомендации/– Безенчук: ГБПОУ БАТ, 2015.– 48 с.