МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Управление образования и науки Липецкой области
ГОБ ПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
На тему: «Методика проведения комбинированного урока по русскому языку»
Методическую разработку подготовил
преподаватель русского языка и литературы
Т.А. Белова
Содержание
Аннотация
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
Приложение
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка представляет собой конспект открытого урока русского языка специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Открытый урок - «Сложное предложение с разными видами связи» - это завершающее занятие в разделе «Сложное предложение». В процессе повторения и систематизации материала осуществляется проверка знаний и умений употребления в речи таких понятий, как синтаксис и пунктуация, виды сложных предложений, сфера употребления, сложная синтаксическая конструкция,а также выявляются взаимосвязи разделов русского языка.
В данной разработке используются дидактические демонстрационные и раздаточные печатные материалы, мультимедийные средства, презентация «Сложное предложение с разными видами связи», словесное сопровождение.
Методическая разработка рекомендуется для использования учителями общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а также преподавателями русского языка системы СПО.
Введение
Еще в 1860г. академик И.И. Срезневский говорил: «Знание родного языка необходимо предполагает приложение сил ума, внимательности, сообразительности, отчетливости и вместе с ними той силы, которая называется исследовательностью, проникающей в тайны законов существования предмета знания по частям и в целостности. Иначе дитя и затвердит многое, но только затвердит, не более - и скоро забудет».
Поэтому перед педагогом-русистом стоит нелегкая задача: как заинтересовать учащихся, как заставить их загореться идеей лучше, изучить свой родной язык, желанием проникнуть в сущность его системы, как убедить их, что грамматика - это не сухая, скучная наука, а живой организм, приспособленный для выполнения языком своей самой главной функции - функции общения?
В общей языковой системе синтаксис занимает особое место - это явление высшего порядка, ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо еще правильное и четкое установление связи между словами, группами слов.
Цель каждого урока русского языка - создание ситуаций, которые ставят и преподавателя и студента в позицию творчества.
Наиболее эффективным способом организации работы студентов является групповая работа, когда студенты приобретают навыки совместной работы, учатся сотрудничеству и взаимопониманию, преодолевают речевой барьер при выступлении, учатся владеть свободной и спонтанной речью. Поэтому для студентов очень важно изначально особая атмосфера доверия. В этом случае в единстве осуществляются деятельность - взаимодействие - общение - контакт.
Цели данной методической разработки: показать, как:
формируется языковая компетенция, т.е. практическое овладение языком;
создается положительная мотивация в обучении родному языку.
Уроки русского языка и в частности, тема «Сложное предложение с разными видами связи» способствуют повышению общей грамотности и культуры человека, т.к. они формируют умения анализа текстов, самостоятельно работать с учебным материалом, проявлять творческую инициативу, высказывать собственную точку зрения, и слышать и принимать чужую.
В этом отношении урок комбинированный играет немаловажную роль, т.к. он дает возможность актуализации уже имеющихся знаний и вызывает интерес к изучению русского языка.
Комбинированный урок позволяет использовать различные методы и формы обучения: метод критического мышления, репродуктивно-деятельностный, повторение и актуализация опорных знаний, самостоятельная работа и с учебным материалом учебника; выполнение дифференцированных практических заданий, выполнение тестовых заданий, презентация.
Именно при наличии указанных компонентов уроки данного типа создают условия для формирования информационной, коммуникативной компетенции на различных уровнях языковой системы и, в частности в разделе «Синтаксис».
В связи с этим в комбинированном типе урока выделяют следующие структурные элементы:
1. Организационный этап.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап всесторонней проверки знаний.
4. Этап подготовки студентов к активному усвоению знаний.
5. Этап усвоения новых знаний.
6. Этап закрепления новых знаний.
7. Этап информации студентов о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Это наиболее распространённый тип урока из различной постановки этапов, входящих в состав комбинированного урока, конструируются все остальные типы уроков.
Первое условие, повышающее эффективность комбинированного урока, - это отношения сотрудничества, на основе которых он должен строиться.
Второе условие - превращение комбинированного урока в «урок развития».
Основная часть
Организационный этап.
«Всякий труд, в том числе и учебный, начинается с организации условий, при помощи которых он протекает наиболее благоприятно. Поэтому урок по любому предмету, на любую тему, любого типа, проводится ли он в классе, в лаборатории, в мастерской, на пришкольном участке, в природе или на производстве - всегда начинается с предварительной организации».
Организационный момент (оргмомент) - это, безусловно, этап и этап сложнейший. Только, думается, что он носит не столько дидактический, сколько психологический характер, и задача этого этапа является не столько учебно-воспитательной, сколько психологической.
А заключается она в следующем: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
Содержание этапа:
1. Приветствие.
2. Определение отсутствующих.
3. Проверка готовности студентов к уроку.
4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
5. Организация внимания.
Этап проверки домашнего задания
Содержание этапа:
1. Выявление факта выполнения домашнего задания всем классом.
2. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными учащимися и принятие мер, чтобы оно обязательно было выполнено на следующий день.
3. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления.
4. Исправление ошибок, допущенных учащимися в домашнем задании.
5. Привлечение, когда это возможно, к проверке домашнего задания студентов-консультантов по предмету, дежурных.
6. Использование взаимопомощи и самоконтроля студентов.
7. Осмысление преподавателем своей собственной деятельности на прошлом уроке.
«Задаёшь на дом - проверяй, не проверяешь - не задавай!»
Этап всесторонней проверки знаний.
Содержание этапа:
1. Проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными студентами.
2. Проверка образа мышления отдельных отвечающих.
3. Проверка сформированностиобщеучебных и социальных навыков и умений.
4. Комментирование (оценивание) ответов студентов.
5. Организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске студентов.
Условия достижения положительных результатов:
использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая текстовой проверкой, которая даёт возможность за 10 - 15 минут получить ответы на 10-20 вопросов от всего класса;
практика постановки дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины и осознанности знаний;
создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в использовании знаний;
привлечение специальными заданиями классу всех студентов к активному слушанию ответов товарищей и к поиску более точных;
создание атмосферы значимости, серьёзности и важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.
Этап подготовки студентов к активному и сознательному усвоению нового материала.
Содержание этапа:
1. Сообщение темы изучения нового материала.
2. Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала.
3. Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация студентов к его освоению.
4. Постановка перед учащимися учебной проблемы.
Этап усвоения новых знаний.
Содержание этапа:
1. Организация внимания.
2. Организация преподавателем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.
3. В ходе освоения нового материала обучать студентов собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениям и навыкам рационально учиться.
4. Осуществлять этот этап, как впрочем и все другие, на основе создания ситуации, когда основным работником (субъектом) процесса обучения, основным ответственным лицом за свою учёбу и поведение становится ученик.
Этап закрепления новых знаний.
Содержание этапа:
1. Закрепление новых знаний и умений.
2. Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа студента при очередной проверке знаний.
3. Одновременно с закреплением углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий учащимися.
4. Закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях
5. Выработка соответствующих навыков и умений.
Этап информации студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Содержание этапа:
1. Подведение итогов урока: как работал класс, кто из студентов работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.
2. Мотивирование домашнего задания: пробуждение в студентов любознательности (интересная постановка проблемы, если речь идёт о познавательных заданиях); если речь идёт о тренировочных заданиях, то здесь мотивирующим фактором может служить стремление студентов к усовершенствованию навыков; апеллирование к их чувству долга; используйте стремление студентов к признанию и оценке их труда; учитывайте индивидуальные склонности и желания.3. Подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания, используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося. Используйте индивидуальные домашние задания для развития способностей, особенно одаренных детей, а также добровольные задания как сильное воспитательное средство.
4. Проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы её выполнения.
Помните! Многообразие домашних заданий - преграда одностороннему развитию личности. Домашняя работа - это развитие, углубление знаний, совершенствование умения учиться.
Заключение
Проблема подготовки молодых высококвалифицированных специалистов требует новой научно – педагогической основы, а реализация принципов и задач образования предполагает не только изменение содержания, форм и методов учебной деятельности обучающихся, но и не менее радикальное преобразование деятельности преподавателя, пересмотра традиционных подходов, существующих в образовательном процессе. В современном обществе особенно ценятся специалисты, способные оперативно использовать знания, применять любые средства мультимедиа, анализировать быстро меняющуюся информацию для решения профессиональных задач. Поэтому цель современного образования – это не запоминание большого объёма фактических данных, а обучение эффективным способам получения и анализа доступной информации и целесообразного её применения. Профессиональная задача педагога – организовать деятельность обучающихся для приобретения общих и профессиональных компетенций. Преподаватель из носителя знаний и информатора становится организатором деятельности, консультантом и коллегой по решению поставленной задачи, поиска необходимых знаний, информации из различных источников.
В соответствии с ФГОС одним из направлений развития и модернизации российского профессионального образования являются модульно - компетентностный и практико-ориентированный подходы, направленные на формирование личностных компетенций специалиста. Учебная дисциплина «Русский язык» – это базовая общеобразовательная дисциплина, которая тесно связана с другими общеобразовательными дисциплинами, а так же с общепрофессиональными дисциплинами. Поэтому на уроках русского языка можно успешно развивать общие компетенции, применяя современные подходы к обучению.
При практико-ориентированном подходе на уроках русского языка обучающийся превращается в субъекта собственной деятельности. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности обучающегося на основе практической деятельности.
Известно, что основной целью обучения русскому языку в колледже является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению русским языком. Если уж мы обучаем практическому владению тому или иному виду речевой деятельности, то обучать этому можно лишь через практику в этом виде деятельности. Для этого необходимо предоставить возможность каждому студенту на уроке, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом склонностей и способностей детей, их уровня обученности, интересов, синтаксических способностей.
С этой целью наиболее эффективным представляется обучение в сотрудничестве, особенно если учесть тот факт, что эта форма организации обучения вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого студента. Создаются необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого студента группы, предоставляя каждому из них возможность осмыслить материал, получить достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений. Кроме того, в процессе работы учащихся в группах происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения студентом фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена усвоенной информацией. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что групповая работа способствует формированию коллектива и коллективизма как нравственного качества.
На уроках приходится работать с учащимися разного уровня подготовки. С той целью учащиеся с разными учебными возможностями объединяются в группы, совместная работа в которых помогает усвоить трудный для них материал, еще раз более осознанно закрепить свои знания. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.
Уроки с применением информационных технологий позволяют существенно повысить мотивацию обучающихся к учению, способствуют формированию и развитию информационно-коммуникативной и профессиональной компетенций студентов. Выполнение различных тестовых заданий с выбором ответа, с открытым ответом, задания на перегруппировку, на распознание ошибок применяются для организации деятельности учащихся на уроках русского языка.
Эффективность уроков с применением компьютерных технологий состоит в богатстве и разнообразии добытого в совместной деятельности учебного материала, в рациональной его подаче на уроке, в накоплении опыта применения подобной работы в будущей профессиональной деятельности. Принятие на себя ответственности за общий результат обусловлено наличием единой цели и общей мотивацией.
Список используемой литературы
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2006.
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2009.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.
Голованова Н.Ф. Общая педагогика. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Греков В.Ф, Крючков С.Е, Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы: учеб. дляобщеобразов. Учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Дмитриева И.А. Русский язык. Все виды разбора: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический. –СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 11 класс/сост. Н.В. Егорова. – 2-е изд., прераб. – М.: ВАКО, 2015.
Симакова Е.С. Русский язык: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ/Е.С. Симакова. – Москва: АСТ: Астрель, 2016.
Интернет-ресурсы
www. metodiki. ru (Методики).
www. posobie. ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сетьтворческихучителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).
Приложение
План –конспект урока русского языка
для студентов 1 курса
специальности 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения»
Тема урока: Сложные предложения с разными видами связи.
Цели:
образовательная: совершенствовать умение учащихся различать виды сложных предложений, правильно расставлять пунктуационные знаки и составлять схемы сложных предложений;
развивающая: расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;
воспитательная: воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности,
Тип урока: комбинированный урок.
Прогнозируемые результаты: учащиеся различают сложные предложения разных видов; знают о правилах постановки знаков препинания в изученных синтаксических конструкциях; применяют полученные теоретические знания на практике.
Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные (упражнение, практическая работа, анализ предложения, анализ схемы), репродуктивные (выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму),проблемно-обобщающие (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковые (беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы (самоанализ предложения и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (метод графической систематизации материала), дифференцированный подход в выборе заданий.
Формы работы: индивидуальная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, тестирование, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, контроль учителем.Межпредметные связи:
Литература
Философия
Русский язык и культура речи.
Место проведения урока: кабинет № 10
Время занятия: 90 минут
Материалы и оборудование:мультимедийный комплекс (проектор, компьютер), презентация «Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях», раздаточный материал (карточки для индивидуальной и групповой работы).
Учебно-методическая карта занятия
№ п/пЭтапы занятия время
I Организационный этап
Проверка готовности студентов к занятию, отсутствующих: 2 мин
II Этап проверки домашнего заданияи всесторонней проверки знаний
1. Проверка домашнего задания упражнение 259. (фронтальный опрос)
2. Синтаксическая разминка «Закончи высказывание» 13 мин
III Этап подготовки студентов к активному усвоению знаний
1. Вступительное слово
2. Выполни задание на соответствие (карточки - работа в паре)
3. Проверка выполнения
4. Разбор 7 предложения, с целью выявления его вида (работа у доски)
5. Вывод. Сообщение темы и целей занятия 20 мин
IV Этап усвоения новых знаний. (Презентация)
План:
1. Сложные предложения с разными видами связи
2. Предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
3. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи
4. Образец разбора сложного предложения с разными видами связи. (совместная работа преподавателя и студента у доски) 20 мин
V Этап закрепления новых знаний
1. Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам. (работа в группах с РМ).
2. Проверка выполненного задания
3. Списать предложение, расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор, начертить схему. Защита своих схем у доски. (работа в группах с РМ)
4. Самостоятельная работа (РМ) 28 мин
VI Рефлексия
Подведение итогов урока: что узнали? …
Чему научились? …
Где мы можем встретить такого вида предложения? 4 мин
VII Этап информации студентов о домашнем задании и инструктаж по его выполнению:
1. Найти и выписать из предложенных произведений (одно на выбор): «Война и мир» Л.Толстого, «Преступления и наказания» Ф. Достоевского, «Олеся» А. Куприна три сложные синтаксические конструкции, обозначить в них грамматические основы и объяснить знаки препинания. 3 мин
Раздаточный материал
Задание 1.
Определите соответствие данных предложений с видом предложений.(Работа с таблицей)
Вид предложения Пример предложения
1. Простое предложение а) Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи.
2. Бессоюзное сложное предложение б) Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.
3. Предложение с однородными членами в) Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.
4. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными г) Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.
5. Предложение с обращением д) Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.
6. Сложносочинённое предложение е) Вы должны были, братья, устоять, как стена.
7 ж) Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом
1 2 3 4 5 6 7 Задание 2. Сконструировать предложения по соответствующим схемам
1. Французская Ассоциация защиты животных установила, что присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу: ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.[ - = ] : [ - = и = ], (если).
[ - = ].
[ - = ], ( что… ), а [ = ук. сл.], ( кто… ).
2. Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Необходимо вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Необходимо разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком. [ - = ].
[ - = ], (так как… ).
[ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если… ).
3. Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
[ - = ] : [ - = ], (которые… ), (чтобы… ).
[ - = ], (что… ).
[ - = ], (чем… ), а [ - = ].Задание 3. Спишите предложение, расставьте знаки препинания, произведите синтаксический разбор, начертите схему.
Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением и иногда когда ей даже того не хотелось она чтобы не обмануть ожиданий людей знавших ее делалась энтузиасткой (Л. Толстой).
В квартире в это время вспыхнул паркет под ногами пришедших и в огне на том месте где валялся с притворной раной кот показался все более густея труп бывшего барона Майгеля с задранным кверху подбородком со стеклянными глазами (Булгаков).
Там есть и добрая волшебница являющаяся у нас иногда в виде щуки которая изберет себе какого-нибудь любимца тихого безобидного другими словами какого-нибудь лентяя которого все обижают да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице МилитрисеКирбитьевне (Гончаров).
Задание 4. Реши самостоятельно задания ЕГЭ.
1. Укажите правильный вариант расстановки запятых.
Впереди показалась широкая река (1) и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то увидели (5) что мост снесло наводнением.
1) 1, 2, 3, 4, 5,
2) 1, 4, 5,
3) 1, 2, 4, 5
4) 1, 3, 4, 5
2.Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.1) 1, 2, 32) 1, 3 3) 1, 4 4) 2, 3
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Иногда кажется (1) что (2) если разбежаться с высокой горы (3) раскинув руки (4) то можно легко взлететь.
1) 1, 2
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 3, 4
4) 1, 3
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мне нравились ее глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно было встречаться с ними.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6
2) 2, 3, 4, 6
3) 1, 2, 4, 5, 6
4) 1, 2, 4, 6
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я думаю (1) что (2) когда заключенные увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать.
1) 1, 3, 4
2) 2, 3, 4
3) 1, 2, 3
4) 1, 2, 4
6. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
На войне бойцы знали (1) что (2) если у фашистов будет отвоеван очередной город (3) то это (4) конечно (5) прибавит сил труженикам тыла.
1) 1,3, 4, 5
2) 2,3
3) 1, 2
4) 1,2,3
7. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Об удивительной доброте Ильи Петровича можно судить только по тому (1) что (2) когда случилось землетрясение в Спитаке (3) он взял на воспитание троих искалеченных детей (4) и всех их буквально вернул с того света своей заботой (5) и любовью.
1) 1, 2, 3
2) 2, 4, 5
3) 1, 3, 4
4) 1, 2, 3, 4, 5
8. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении?
Женщина достала фотографию (1) на которой (2) если приглядеться (3) можно было увидеть её (4) молодую и красивую (5) стоящую рядом с высоким военным.
1) 2, 3, 4
2) 1, 2, 4, 5
3) 1, 2, 3, 4, 5
4) 2, 3, 4, 5