Привлечение родителей к совместной деятельности в период адаптации первоклассников
Содержание.
Введение с. 2-4
Теоретическая часть с. 5-11
Технологическая часть с.12-30
Заключение с. 31
Список литературы с. 32
Приложения с. 33-35
Актуальность выбранной темы проектной работы
В моей работе с первым классом на данный момент актуальной проблемой является взаимодействие с родителями с целью адаптации первоклассников к школьной жизни, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.
Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Но это так. Кто же им поможет? Одной из злободневных и актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленного в этом направлении опыта.Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.
Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным.Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Я считаю, что педагоги и родители должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
2
Цель:
поиск эффективных форм привлечения родителей к развитию и воспитанию первоклассников в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе;
Задачи:
создание условий для развития творческого взаимодействия «учитель-ученик-родитель»;
формирование у родителей системы ценностных отношений и позитивного отношения к активной общественной деятельности детей через реализацию совместной деятельности;
изучение семейного опыта в воспитании и обучении детей;
просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
привлечение родителей к активному участию в деятельности ОУ через организации интересных форм работы;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «ученик-учитель-родитель»;
развитие самостоятельности детей в условиях семьи;
формирование у родителей умения диагностировать развитие детей.
Пути решения задач:
Изучить рекомендации передового педагогического опыта;
Разработать теоретический алгоритм по решению проблемы;
Определить круг работы классного руководителя;
Подобрать анкеты, тесты для детей и родителей;
Подобрать и апробировать формы и содержание работы по привлечению родителей к деятельности ОУ.
Гипотеза:
Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями: через организацию интересных формы работы, создание условий для развития творческого взаимодействия, создания о «учитель-ученик-родитель» , формирование активной педагогической позиции родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к совместной активной деятельности по воспитанию и развитию первоклассников и младших школьников.
3
Прогнозируемые результаты:
1. Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений:
о педагогической деятельности в целом
о специфике работы с первоклассниками и младшими школьниками
об особенностях образовательного процесса в ОУ
о возможных результатах деятельности первоклассников и детей младшего школьного возраста
2. Изменение характера вопросов родителей к педагогам, рост их педагогических интересов и знаний.3. Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения первоклассников и детей младшего школьного возраста.4. Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д. 5. Понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи ОУ в педагогической работе.5. Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.6. Общественное мнение родителей о воспитании младших школьников
Высший уровень проявления показателей является критерий включённости родителей в планирование образовательного процесса в образовательном учреждении
Степень эффективности сотрудничества обусловлена:
Положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознание её целей и личностной заинтересованностью
Совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей
Свободой выбора участников деятельности
Позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей
4
Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому в классе мы стараемся создать психолого-педагогические условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению.
Деятельность учителя и родителей для организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:организация режима школьной жизни первоклассников;
организация оздоровительно-профилактической работы;
организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;
организация внеурочной деятельности первоклассников;
изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
Для лучшей адаптации детей в 1-х классе введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. В 1 полугодии продолжительность урока составляет 35 минут. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока.
5
Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с учителем физкультуры, с родителями. Для родителей разработан цикл мероприятий (родительские собрания, лектории, беседы, тренинги), направленный на просветительскую деятельность по предупреждению заболеваний в адаптационный период, укрепление здоровья детей и пропаганду здорового образа жизни.
Одним из благоприятных факторов адаптации первоклассников к учебно-познавательной деятельности является функциональная готовность к школе. Подготовка проводилась в июне месяце по программе «Преемственность», которая предусматривает решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести будущих первоклассников в новые учебные предметы. В это время происходит освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к адаптации учащихся в процессе всего периода обучения.
Во время учебной деятельности для облегчения процесса адаптации учитываются особенности первоклассников. В уроке представляем несколько структурных элементов: оргмомент, актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие новых» знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока. Домашние задания в первом классе не задаются. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. На каждого ученика заведено портфолио с разделами: социально-личностное развитие, учебно-познавательное развитие, физическое развитие и здоровье, духовно-нравственное развитие. В них учитель отражает опыт деятельности в рамках определенной темы, учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени для прогнозирования дальнейшей деятельности, отражает результаты деятельности учащихся.
Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Благодаря организованной деятельности, первоклассники испытывают меньше отрицательного воздействия учебного процесса, легче проходит процесс привыкания к школьной жизни и учителю.
6
Одним из направлений работы в нашей школе является выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, которые испытывают трудности в социально-психологической адаптации. Очень важно помочь первоклассникам успешно преодолеть первые школьные трудности, стать более взрослыми и уверенными в себе.
Таким образом, работа по созданию психолого-педагогических условий к обучению имеет широкий спектр мероприятий, которые обеспечат благоприятное течение приспособления первоклассников. Но в то же время говорить о конечном результате можно будет только в конце первого года обучения.
Проблема адаптации в школе первоклассника
причины и признаки дезадаптации.
Под дезадаптацией можно понимать выраженные проблемы, которые не позволяют ребенку учиться и возникновение любых трудностей, связанных с учебой (ухудшение психического и физического здоровья, трудности при чтении и письме и т.п.). Иногда дезадаптацию трудно заметить.Наиболее типичные проявления дезадаптации:
Расстройства психики:
Плохой аппетит;
Усталость;
Неадекватное поведение;
Головные боли;
Тошнота;
Нарушение сна;
Нарушение темпа речи и т.п.
Невротические расстройства:
Энурез;
Заикание;
Неврозы навязчивых состояний и т.п.
7
Астенические состояния:
Снижение массы тела;
Бледность;
Синяки под глазами;
Низкая работоспособность;
Повышенная утомляемость и т.д.
Снижение сопротивляемости организма к окружающему миру: ребенок часто болеет.
Снижение учебной мотивации и самооценки.
Повышенная тревожность и постоянное эмоциональное напряжение.
Чтобы адаптация первоклассника прошла успешно, необходимо помогать ребенку. Это должны делать не только родители, но и учителя. Если ребенок не может адаптироваться даже с помощью родителей, необходимо обратиться за помощь к специалисту. В данном случае, детскому психологу.
Как помочь ребенку адаптироваться в школе: рекомендации для родителей
Привлекайте ребенка к процессу подготовки к школе. Покупайте вместе канцтовары, тетрадки, ученики, организовывайте рабочее место и т.п. Ребенок должен сам осознать, что в его жизни происходят видимые изменения. Превратите подготовку к школе в игру.
Составьте распорядок дня. Сделайте расписание наглядным и четким. Благодаря расписанию ребенок будет чувствовать себя уверенным, и ничего не будет забывать. Со временем первоклассник научится без распорядка распоряжаться своим временем и лучше адаптируется к школе. Если ребенок справляется без расписания, не нужно настаивать на его составлении. Чтобы избежать переутомления, чередуйте виды деятельности.
8
В расписание необходимо включить только основные моменты: уроки в школе, домашнее задание, кружки и секции и т.д. Не включайте в расписание время игр и отдыха, иначе он все время будет отдыхать.
Самостоятельность. Чтобы адаптироваться к школе, ребенок должен научиться быть самостоятельным. Не нужно, конечно, с первых дней отправлять ребенка в школу одного – это не проявление самостоятельности. А вот собирание портфеля, выполнение домашних заданий и складывание игрушек – это самостоятельность.
Игры. Первоклассник – это, прежде всего, ребенок и ему необходимо играть. Игры для первоклассников – это не только отдых, но и смена деятельности, из которой он может узнать много нового и полезного об окружающем мире.
Авторитет учителя. Объясните первокласснику, что учитель – это авторитет, который много значит для ребенка. Ни в коем случае не подрывайте авторитет учителя перед ребенком, если Вас что-то не устраивает, поговорите напрямую с учителем.
Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Не забывайте помогать ребенку в трудное время и объяснять непонятные задания. Поддержка родителей в период школьной адаптации очень важна для детей.
К физиологической адаптации относят несколько этапов:
«Острая адаптация» (первые 2 – 3 недели). Это самый тяжелый период для ребенка. В этот период организм ребенка отвечает на все новое сильным напряжением всех систем, в результате чего в сентябре ребенок подвержен заболеваниям.
9
Неустойчивое приспособление. В этот период ребенок находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия.
Период относительно устойчивого приспособления. В этот период организм ребенка реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
В целом адаптация длится от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Нарушение адаптации зависит от нескольких факторов:
Недостаточность подготовки ребенка к школе;
Длительная депривация;
Соматическая слабость ребенка;
Нарушение формирования отдельных психических функций;
Нарушение познавательных процессов;
Нарушение формирования школьных навыков;
Двигательные нарушения;
Эмоциональные расстройства;
Общительность и социализация.
Особенности адаптации к школе первоклассника, уровни адаптации к школе
У каждого первоклассника имеются свои особенности адаптации к школе. Чтобы понять, как ребенок адаптируется, рекомендуется узнать об уровнях адаптации к школе:
Высокий уровень адаптации. Ребенок хорошо приспосабливается к новым условиям, положительно относится к учителям и школе, легко усваивает учебный материал, находит общий язык с одноклассниками, прилежно учится, слушает объяснения учителя, проявляет большой интерес в самостоятельному изучению программы, с радостью выполняет домашние задания и т.д.
Средний уровень адаптации.
10
Ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, выполняет самостоятельно типовые упражнения, внимателен при выполнении заданий, сосредотачивается только тогда, когда ему интересно, выполняет добросовестно общественные поручения, дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации.Ребенок отрицательно отзывается о школе и учителях, жалуется на здоровье, часто меняет настроение, наблюдается нарушение дисциплины, не усваивает учебный материал, отвлекается на уроках, не регулярно выполняет домашние задания, при выполнении типовых упражнений требуется помощь учителя, не ладит с одноклассниками, общественные поручения выполняет под руководством, пассивен.
11
Как известно, в первый раз в первый класс идет не только ребенок, но и его родители. Это период - один из этапов жизненного цикла семьи, связанного с моментом, когда дети выходят во внешний мир. Он очень ответственный и волнующий. Он также познавательный, в том числе и для родителей, готовых учиться лучше понимать своих детей.
Цели конкретизированы в задачи: знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность стать активными участниками классных дел; проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей; создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива. Это определило следующие цели совместной работы с родителями учащихся: помочь родителям в повышении их педагогической культуры; подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене; развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе; способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.
В последнее время выросло отчуждение между детьми и родителями. Утрачены семейные традиции. В этих условиях образовательные учреждения должны вернуть авторитет семье.
Одно из направлений деятельности классного руководителя - это семья, в которой растет, формируется и воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи.
12
Сформулированные цели и задачи обусловили перспективный план работы с родителями.
Основные формы работы с родителями:
1.Родительские собрания -1 – 2 раза в четверть.
2.Индивидуальные беседы – по мере необходимости.
3.Консультации (индивидуальные и по группам) – 1 раз в неделю.
4.Организация совместной деятельности родителей и детей класса – 1 раз в четверть
- привлечение родителей к проведению праздников
- привлечение родителей к организации экскурсий
- привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете
5. Организация работы классного родительского комитета
6.Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.
7.Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы.
Задачи по поиску форм сотрудничества с родителями:
Создание благоприятных условий для привлечения родителей к активному участию в деятельности школьного коллектива;
Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
13
Преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому, сотрудничая с родителями, я стремлюсь к позиции поддержки, учитываю эмоционально-личностные особенности как ребенка, так и его близких, придумывая способы вовлечения родителей в воспитательный процесс, предоставляя им право свободно, по своему усмотрению, знакомиться с жизнью ребенка в разных видах деятельности: в игре, труде, во внеурочной деятельности, на прогулке и т.д. Такие наблюдения источник новых, подчас неожиданных, знаний о ребенке.
Взаимоотношения педагогов и родителей возможно лишь в том случае, если педагоги являются советчиками, размышляют вместе с родителями, договариваются о совместных действиях. Для активизации воспитательных возможностей родителей педагогу целесообразно использовать разнообразные активные формы общения с ними: дискуссионные встречи, практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и многое другое.
Формы работы с родителями:
«День открытых дверей» В тот день родители имеют возможность посещать занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещений. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь школьного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в новом коллективе. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условия. Эта форма работы им особенно нравится, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка.
Клуб «Семья» - это встречи учителя с родителями, с учениками, с родителями и учащимися вместе. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Главное условие успеха таких встреч – добровольность и взаимная заинтересованность.
14
За основу работы классного клуба были разработаны и взяты следующие принципы:
Согласованность и единство требований между семьёй и школой;
Уважение личности каждого члена клуба (добро и справедливость каждому и всем вместе );
Малейшие успехи друг друга умеем видеть;
Помощь родителям в создании положительного микроклимата в семье для развития личности ребёнка.
Направления в работе Содержание Дата подготовки и выполнения Ответствен
ныеПривлечение родителей к делам и проблемам школьного коллектива и ОУ Организация участия родителей в общешкольных мероприятиях (Мир Семьи, День Матери, Бал цветов, Вредные привычки)
Выступления родителей о профессиях ( выезд на предприятия, где работают родители)
Оказание помощи в ремонте школы
Изучение отношения родителей к уровню деятельности ОУ и предложений по её улучшению
15 Оказание различной помощи семье Родительские дни
Оказание материальной помощи малообеспеченным семьям
Организация психологической помощи Ежемесячно
По необходимости Повышение педагогичес-
кой культуры родителей Круглые столы и диспуты
Всеобуч родителей с привлечением специалистов
Информационно-иллюстрированные стенды
Памятки, рекомендации по воспитанию детей
Раз в четверть Профилактика негативного семейного воспитания Индивидуальные встречи, беседы 16
ПРИГЛАШЕНИЯ НА РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
Приглашаю Вас к доверительному разговору….
У семьи и школы одни вопросы и проблемы. Давайте искать совместные пути решения на заседании клуба «Семья».
Приглашаю Вас к диалогу…
Отложите дела ненадолго
И придите в пятницу к нам в класс
Мы готовимся к встрече с вами,
Будем рады увидеть Вас!
Тематика заседаний клуба «Семья» (с родителями)
Адаптация первоклассников к обучению в школе
Диалог в семейном общении
Личный пример и авторитет родителей
Искусство создания детского праздника
Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья
Влияние на здоровье ребёнка негативной телеинформации
Трудолюбие в семье
Тематика заседаний клуба «Семья» ( с родителями и учащимися)
Моя семья – моя крепость!
Я здоровье берегу – сам себе я помогу
Как разрешить конфликт?
17
Счастье – это когда тебя понимают
Магическое слово – мама!
Моя Малая Родина – самая лучшая!
Все работы хороши – выбирай на вкус!
Оценка мероприятий в классе:
Дата. Мероприятие.
Проблема. Содержание. Поиск решения. Прогнозируемый результат. Фактический результат.
? что делать
! получилось
- отрицательный результат
+ нужно доработать
мало продуктивно держать на контроле
18
Первое родительское заседание клуба «Семья».
Тема: «Здравствуй, школа!».
Цель:
Знакомство с родителями.
Задачи:
Познакомить родителей со школьным психологом «Трудности первоклассников, их причины, профилактики и коррекции»;
Развивать умение слушать и слышать других, создание ситуации успеха, бодрого настроения на дальнейшую работу;
Познакомить родителей с учебной программой;
Критерии оценки подготовленности ребенка к школе.
Ход встречи.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу.
Давайте познакомимся друг с другом. Для начала возьмите любую фигуру из коробки (коробка участниками передаётся по кругу).
Пройдите по классу и найдите человека, у кого такая же как у Вас фигурка (по цвету и форме). Пожалуйста, сядьте вместе за парту. Сейчас вы партнеры по общению. Предлагаю Вам познакомиться и расспросить друг друга.
Обязательно задайте следующие вопросы:
Кто из детей идет в школу? Как зовут Вашего ребенка?
Волнуют ли Вас предстоящие перемены?
Что радует и что тревожит в своём ребенке?
Нужно ли готовить ребенка к школе родителям?
19
Время для знакомства 6 минут, 3 минуты один спрашивает, другой отвечает, а затем меняетесь по моему сигналу (звоночек).
Настало время каждому из вас представить своего соседа и рассказать то, что вы узнали о нём. У меня в руке цветок, передавайте его друг другу, у кого в руке оказывается цветок, тот и представляет своего партнера по общению.
(Родители представляют друг друга)
Спасибо всем! Вы замечательно представили друг друга. В своих сообщениях большинство родителей отметили, что их волнует поступление ребенка в школу. И это, с одной стороны, очень хорошо, потому что это значит, что Вам небезразлично будущее ребенка и вы найдете время и силы, чтобы помочь своему ребенку избежать некоторых трудностей. А сейчас я хотела бы познакомить Вас со школьным психологом, который будет помогать нам справляться с трудностями первоклассников и их причинами.
2."Трудности первоклассников, их причины,
профилактики и коррекции".
В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников, их причинах и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: "Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать, впереди ещё 9 месяцев".
Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь.
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу.
20
Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
к новому взрослому, к коллективу;
к новым требованиям;
к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша ("да успеет еще научиться, для этого школа есть!"), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками ("со временем пройдет..."),
21
на наличие или отсутствие желания учиться ("втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их "примерить" к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:
-интеллектуальный
-эмоциональный
-социальный
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
22
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются "умненькие" дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). В более широком понимании социальная зрелость - это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.
Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.
Во-первых , нужно задаться вопросом "почему так получилось?", т.е. какова причина школьной незрелости?
23
Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.
Причинами школьной незрелости могут быть:
Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)
Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.
Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
Советы психолога для родителей первоклассника.
Когда уместна тревога?
Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков.
Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
Делает уроки только «из-под палки».
Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов.
Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию
24
Памятка родителям первоклассника.
Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.
«Уроки задают тебе, ты их и делай», - говорит усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.
«Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться. Лучший вариант - сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что - не очень.
За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.
Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий - 5 минут отдыха.
Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.
Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное.
25
Если он сам нашел и исправил ошибку - обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.
Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»
Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»
После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»
Ключ к успеху - понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.
Хотелось бы отметить принцип преемственности и непрерывности в программе "Школа 2 100", которая предлагает новое содержание и единый подход к технологии обучения. Программа имеет полное методическое обеспечение.
Считаю, что, исходя из опыта работы, для реализации данной программы необходимо:
полный учебный и методический комплект, который базируется на комплексной образовательной программе;
26
основа программы должна опираться на лучшие традиции обучения и быть развивающей для массовой общеобразовательной школы;
учителю должны быть созданы условия для творческой работы, в том числе должна быть включена компьютеризация;
должна осуществляться преемственность д/сад - школа.
В заключении хотелось бы отметить, что использование данной программы показывает, что учащимся сельских школ дается возможность получить качественное образование, не уступающее лицейскому и гимназическому.
3. Знакомство родителей с учебной программой
Кроме этого, программа "Школа 2100" предполагает свою модель выпускника, т.е. функционально грамотной личности. Она должна:
обладать огромным потенциалом умения постоянно пополнять свои знания;
уметь адаптироваться в любой социальной среде и изменять эту среду вокруг себя;
быть личностью, не впадающей в депрессию;
быть толерантным к миру (не один в мире, а жить среди людей);
быть личностью, умеющей адекватно развивать свои мысли.
Школа 2100 - общероссийская общественная программа развития общего среднего образования, охватывающая массовые общеобразовательные учреждения (школы) и различные формы дополнительного образования. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации "Об образовании" и других законодательных актах.
27
Научный и педагогический коллектив Образовательной системы «Школа 2100», говоря о своей основной миссии, формулирует её для себя следующим образом:
Во-первых, посредством создания продуктивной образовательной системы содействовать обеспечению эффективного будущего потенциала нашей страны - личностного, научного и производственного.
Во-вторых, помочь сегодняшним школьникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Научить их не выживать, а становиться самими собой: раскрывать свои способности, реализовывать свой потенциал, занимать своё достойное место в обществе.
Работа над созданием Образовательной системы «Школа 2100» объединила более ста специалистов в разных областях: методике, педагогике, психологии, дидактике. Им удалось - впервые в российской педагогической практике - проанализировать, систематизировать и использовать лучшие достижения в этих областях за последние двести лет. В основе Образовательной системы «Школа 2100» - идеи и опыт, берущие начало от Царскосельского лицея, Jl. Н. Толстого и К.Д. Ушинского, П.П. Блонского и П.Ф.Каптерева и нашедшие свое продолжение в трудах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Ш.А. Амонашвили, А. Н. и А. А. Леонтьевых, Д.И.Фельдштейна,
А.Г.Асмолова, С.К.Бондыревой и многих ученых, которые активно занимались вопросами педагогики в последние десятилетия. К ним добавился опыт и авторские методики учителей, сумевших достичь значительных успехов в своей профессиональной деятельности.
28
Три кардинальные и принципиальные позиции отличают ОС «Школа 2100».
Системность. Дети с 3 лет и до окончания школы учатся по целостной образовательной системе, которая максимально помогает ребенку раскрыть свои способности, на доступном языке дает ученику ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?», учит эффективно пользоваться своими знаниями и умениями. Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.
Непрерывность. «Школа 2100» - это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков.
Преемственность. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения: детский сад - начальная школа, начальная школа - основная школа, основная школа - старшая школа, школа - вуз, вуз - последипломное обучение, то есть, конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования. Образовательная система «Школа 2100» дает ученикам знания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Но по мнению ее разработчиков важнее не само знание, а умение им
29
пользоваться. Главная цель «Школы 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
В процессе обучения «Школа 2100» формирует функционально грамотную личность, то есть человека, который:
обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;
владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира);
привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;
усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать и сделать этот опыт своим собственным и тем самым заложил основу своей гражданской и национальной самоидентификации.
• толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других;
Для этого применяю различные формы и типы творческих уроков: конкурсы, викторины.
30
Когда цель у меня, как классного руководителя, и родителей единая: создать условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптационного процесса учеников первых классов к школьному процессу обучения, то и адаптация первоклассников в нашем первом классе проходит с наименьшими трудностями.
От того, как будет обращено к семье слово учителя, каким тоном оно будет сказано, часто зависит результат. Вовремя и правильно найденное слово, желание помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет иногда гораздо больше сближают учителя с семьёй и укрепляют его авторитет, чем прочитанная лекция или квалифицированная консультация.
Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если учитель строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и её ход, возможные вариации и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое, нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред.
Содействуя семье, учитель помогает родителям первоклассников в укреплении авторитета в семье; развивает положительное отношение к школе, учению; тактично руководит самовоспитанием родителей; на основе знаний, полученных при изучении воспитания детей в семье, своевременно корректирует процесс семейного воспитания. Требуется, особенно в первый год, терпеливая разъяснительная работа среди родителей. Обучение учащихся в первом классе – наиболее благоприятный период для приобщения родителей к непосредственному активному участию в учебно-воспитательном процессе.
Организация заседаний клуба «Семья» сближают учителя, родителей и детей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Приводя ребенка в первый класс, родители и сами как бы вступают в новую жизнь. Для них начинается многолетнее постоянное общение со школой. От содержания, направленности этого общения будет зависеть результативность работы учителя с родителями.
31
Список литературы:
www.nsportal.ruwww.InfoUrok.ruН. И. Дереклеева Справочник классного руководителя «Вако» Москва,2003
32
Анкета для родителей:
Кто занимается воспитанием ребёнка в семье?
Ваши мнения по вопросам воспитания в семье совпадают или они разные?
В чём вы испытываете трудности?
Могли бы вы поделиться своим опытом воспитания в семье?
Анкета для детей:
Кто больше внимания уделяет тебе в семье?
Кому ты рассказываешь дома о прожитом дне?
Слушают ли тебя дома с интересом или говорят, что некогда, потом поговорим?
Наказывают ли тебя дома, как?
Считаешь ли ты своих родителей справедливыми?
Кем мечтали стать в детстве твои родители?
Сбылись ли мечты родителей?
Где работают сейчас твои родители?
33
Блиц – интервью
Любимое блюдо мамы
Любимая песня бабушки
Дни рождения родителей
Во сколько встаёт мама?
Что мама говорит тебе утром?
Любимый цвет мамы
Как зовут бабушку и дедушку?
Кем работают бабушка и дедушка?
Анкетирование перед беседой «Счастье – это когда тебя понимают»
Часто ли ты огорчаешь своих родителей?
Часто ли ты просишь прощения или никогда не просишь?
Часто ли тебе хочется сделать приятное родителям?
Часто ли ты даришь маме цветы?
Хочется ли тебе, чтобы мама была красиво одетой?
У тебя есть деньги, что ты на них купишь?
ВОСПИТЫВАЯ, ПОМНИ ЗАПОВЕДИ:
Не подсказывать готовые решения
Не пропустить момента достижения первого успеха
Оценивать поступки, а не личность!
Никогда не воспитывайте ребёнка в плохом настроении
Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым!
Применяйте правило контрастов: если сначала дать детям волю, а потом прижать их- они вас не взлюбят, если наоборот – будут вам благодарны!
Тоном, которым вы говорите «здравствуйте» тоже можно воспитывать
Терпение – оружие самых слабых и самых сильных.
Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу которого тайно или явно подражают!
34
Р решительный
О ответственный
Д добрый
И интересный
Т трудолюбивый
Е единый
Л ласковый
Ь
35