Статья на тему Формирование познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, через использования игровых технологии и ИКТ

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Коммунально – государственное учреждение
Павлодарский железнодорожный колледж







Статья
«Формирование познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, через использования игровых технологии и ИКТ»



Выполнила:
Мельник Э.С..










Павлодар
Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение – выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому обществу требуется человек, который:
умеет ставить перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
более полно принимает себя и свои чувства;
становиться более уверенным в себе и автономным
начинает принимать и понимать других людей
Обилие информации, в которой пребывает сейчас учащийся, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо услышу по телевизору, посмотрю в Интернете, скажут сверстники, расскажет учитель. Учащийся чаще принимает роль пассивного слушателя. Задействовать эти внутреннее психологические источники учебной мотивации возможно, используя проблемный подход к обучению, через игровые технологии и использования ИКТ. При этом усвоение содержание обучения и развития учащихся происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Ведущей идеей деятельности считается развитие познавательной самостоятельности, мыслительной и творческой деятельности путем проблемного подхода как главного элемента современной системы обучения. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов – задач – пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении и четко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации у учащегося, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.
Хочу отметить, что применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности: требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем; ученик должен обладать определенным запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему; учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Однако преимущества проблемного подхода очевидны: у учащихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности; формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
Каждый ли урок должен быть проблемным? Наверное, нет, но каждый урок должен учить, развивать и воспитывать. Методическая работа по реализации проблемного подхода в обучении биологии строится по следующим направлениям:
выбор видом учебных проблем;
планирование частных проблемных вопросов на различных этапах уроков;
составление познавательных задач для самостоятельного решение учащимся;
помощь самообразованию учащегося в познавательной деятельности;
построение структуры учебного материала и урока с учетом приемов создания разрешения проблемных ситуаций и их усложнения от урока к уроку.
В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. К таковым отнесем:
1. Организации неожиданного события, которое по мнению учащихся, не должно было произойти. Чем больше степень рассогласования между предполагаемым и происходящим, тем сильнее интерес. 2. Стимулирование интереса в ситуации понимания нового материала; в этом случае интерес носит более действенный характер, для своего проявления он требует активных действий со стороны учащегося;
3. Актуализация уже существующих интересов.
4. Создание ситуаций, связанных с личностью учащегося или личностью значимых элементов его жизненного опыта. На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод.
5. приобщение учащихся к самостоятельному выбору.
Таким образом, эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учащегося в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Включение учащихся в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активации, в качестве которых выступает содержание образования, методы и формы обучения. Поэтому учитель всегда должен ставить перед собой задачу – сформировать познавательную деятельность учащихся как мотив их деятельности и правильно его использовать как средство обучения.
15