План тренингового занятия для выпускников колледжей Я в профессии
Я - в профессии
Тренинговое занятие на формирование внутреннего образа будущей профессии
у студентов-выпускников отделения «Адаптивная физическая культура»
Светлана Шавельева, педагог-психолог
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»
Оборудование: мяч, 2 тетрадных листа на каждого участника, метафорические карты «Persona» и «Personita», буквы алфавита, напечатанные на отдельных листах, карандаши, листы А4 по числу участников.
Методические рекомендации: желательно провести входную и выходную диагностику мотивов выбора профессии студентов, профессиональных способностей и интересов
Ход занятия
Организационная часть:
- приветствие ведущего, краткая презентация тренингового занятия
- принятие правил работы в кругу:
«Конфиденциальность» - все, что происходит внутри группы, не распространятеся за ее пределами;
Активность участников – у каждого есть право не участвовать. Акцент делается на цель, для достижения которой все собрались, а также на последствия отказа одного участника, что априри влияет на ход работы всей группы;
«Я-высказывание» - участник может высказать только собственную точку зрения;
«Здесь и сейчас» - важность происходящего в настоящий момент в данном месте (без проекции в прошлое и будущее).
Основная часть
1. Упражнение-разминка «Учитель адаптивной физкультуры – он какой?»
Студентам предлагается, бросая мяч, называть прилагательные, характеризующие, с их точки зрения, деятельность учителя физкультуры. Необходимо быть внимательным и не повторяться. Игра продолжается до тех пор, пока у студентов не появятся затруднения с поиском новых определений.
После этого им предлагается, бросая мяч, называть глаголы, характеризующие деятельность учителя. Эта игра позволяет взглянуть на профессию учителя физкультуры как с точки зрения качеств, которыми обладает или должен обладать учитель, так и актуализировать виды профессиональной деятельности, а также навыки и умения воспитателя.
При анализе на это необходимо обратить внимание, подчеркнуть разноплановость профессиональных требований, предъявляемых к учителю. Также стоит обратить внимание на количественное соотношение позитивных и негативных характеристик, которые прозвучали во время игры.
2. Упражнение «Цвет моей будущей профессии»
Студентам предлагается ответить на вопрос: «Если вы представите свою будущую профессию в виде цвета, то какой он будет? Ответ изобразите на бумаге». По завершении рисования каждый участник объясняет свой выбор цвета.
3. Упражнение «Реальный и идеальный»
Студентам предлагается две колоды метафорических карт с изображением лиц разных людей «Persona» и «Personita». Задача студентов выбрать две карты, отвечая на вопросы «Каким я вижу себя в качестве учителя адаптивной физической культуры?» и «Как выглядит учитель физкультуры-профессионал?».
После выбора карт студенты по кругу рассказывают, почему они выбрали данные карты, что они в них увидели.
4. Упражнение «Какой Я»
Студентам предлагается записать в два столбика качества, характеризующие их как будущих учителей.
В первый столбик – качества, которыми они обладают, с их точки зрения, и которые будут способствовать их профессиональному росту, успешности профессиональной деятельности. Во второй столбик они записывают те качества, которые могут мешать им в профессиональной деятельности.
Каждый работает самостоятельно в течение 5 минут. Затем студенты называют количество качеств, записанных в первом и во втором столбиках. Эти данные не обсуждаются и не комментируются.
После этого на другом листе предлагается записать как можно больше качеств, которыми, с их точки зрения, должен обладать учитель-профессионал.
Когда работа закончена, организуется совместное обсуждение всех качеств, предложенных студентами. Каждый из них должен пояснить, аргументировать, почему он считает данное качество необходимым в профессиональной деятельности учителя адаптивной физической культуры. В ходе обсуждения студенты могут корректировать свой список, добавляя или вычеркивая те или иные качества.
5. Упражнение «Звездный час»
Студентам предлагается ответить на вопрос: Что самое главное в работе учителя физкультуры? Ради чего живут представители этой профессии?
Давшие одинаковые или похожие ответы объединяются в группы.
После озвучивания нужно изобразить ответ: с помощью пантомимы, танца или позы.
По завершении участник объясняет свой ответ.
6. Упражнение «Жизненный и профессиональный кодекс воспитателя»
Студенты вытаскивают вслепую из кучи одну букву алфавита. Задача участников – сформулировать несколько значимых лично для них и для мира в целом жизненных и профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались.
Рефлексия:
- Какое упражнение показалось сложным? Почему?
- Узнали ли вы что-то новое о профессии учителя физкультуры?
- А о себе?
- С какими чувствами и мыслями вы уходите с занятия?
Список литературы
Арт-терапия в эпоху постмодерна [Текст] / под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Речь; Семантика-С, 2002. – 221 с.
Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренингововй группы. – М.: Эксмо, 2008.
Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2007.
Пронина С. Тренинговая программа на сплочение и командообразование «Лицом к лицу» // Школьный психолог. — 2013. — № 5. — С. 38 — 45.
Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.С. Подымова, Л.И. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шаян; под ред. В.А. Сластенина. – 2-изд., стер. – м.: Издательский центр «академия», 2006. – 224 с.
Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2007.
Сидорова В.В. Образование в области терапии искусствами в России и за рубежом [Текст] //МПЖ, С.187-197
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Общ. Ред. И предисл. А.в. Толстых. 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ: прогресс, 2006.