Программа курса «Валеология», 5 класс
Программа элективного курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Пояснительная записка
Проблема сохранения и развития здоровья человека в динамично меняющихся экологических условиях стала предметом пристального внимания в науке и практике, множество профессий связаны с поиском и разработкой путей её решения.
Здоровье человека во многом зависит от его умения выбирать наиболее оптимальные для его организма способы и приёмы оздоровления.
Курс ориентирован на личность подростка и призван мотивировать необходимость деятельности по укреплению и развитию своего здоровья, благоустройству школьных помещений и пришкольной территории.
Основные цели программы:
-углубление теоретических знаний, полученных в курсе «Биология», их практическое закрепление;
-формирование валеологической грамотности;
-удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей;
-обеспечение поддержки образовательного процесса в рамках естественнонаучного профиля.
Задачи программы:
-актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения;
-научить школьников анализировать свой образ жизни с точки зрения влияния на здоровье;
-выработать навыки оценки функционального состояния своего организма и особенностей окружающей среды;
-обеспечить профессиональную ориентацию старшеклассников.
Программа включает ряд тем по двум разделам: «Здоровье» и «Окружающая среда» .Задания выполняются в малых группах. Практические работы предусматривают деятельность по наблюдению, измерению, тестированию, выдвижению гипотез, проведению опытов. На основе полученных экспериментальных данных делаются выводы, планируется дальнейшая деятельность.
Программа рассчитана на 34 часа и ориентирована на учащихся 9 класса.
Литература:
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.- М.: «Просвещение»
Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда.- М.: изд-во «5 за знания», 2006.
Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М.: «Просвещение».
Рогаткина Р.В. Радиация и человек. – Новозыбков, 2008.
В процессе обучения учащиеся должны приобрести следующие умения:
-вести самонаблюдения и самоисследования;
-описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы;
-выполнять измерения;
-представлять результаты работы;
-делать выводы и обсуждать результаты наблюдений;
-анализировать и оценивать состояние своего здоровья.
Содержание программы.
Введение.
Цели и задачи курса. Методы исследования индивидуального здоровья и окружающей среды. Правила ведения «Дневника здоровья». Составление «Экологического паспорта школы».
Раздел 1. Здоровье.
Тема 1. Оценка уровня физического развития.
Понятие «уровень физического развития», связь с понятием «здоровье».
Опорно-двигательная система. Проведение соматических измерений: определение массы тела, окружности грудной клетки, роста. Осанка как показатель уровня физического развития. Оценка уровня физического состояния и развития по шкале регрессии.
Кровообращение. Проведение физиометрических измерений: артериального давления, частоты сердечных сокращений.
Математический расчёт индивидуальных значений уровня физического состояния и развития по данным антропометрии. Оценка полученных данных по шкале регрессии. Выдвижение гипотез относительно причин тех или иных полученных индивидуальных показателей.
Тема 2. Оценка физической и умственной работоспособности.
Понятие «работоспособность», её виды, зависимость работоспособности от состояния здоровья.
Оценка физической работоспособности. Исследование физической работоспособности путём определения дыхательных возможностей организма. Гарвардский степ-тест. Исследование мышечной силы, гибкости, сохранения равновесия.
Обоснование необходимости занятий физической культурой, их оздоровительный и профилактический эффект.
Оценка умственной работоспособности. Изучение особенностей внимания. Определение концентрации внимания с помощью корректурного теста по таблицам Анфимова. Определение колебаний (переключения) произвольного внимания с помощью теста «Двойные изображения».
Изучение особенностей памяти. Исследование кратковременной и смысловой памяти.
Изучение особенностей мышления. Определение продуктивности мыслительных операций с помощью теста «Сложение чисел с частым переключением».
Умственная работоспособность как отражение психического здоровья.
Тема 3. Изучение индивидуальных биоритмов.
Понятие об адаптивных ритмах, их значение для человека. Определение собственного биоритма работоспособности. Необходимость коррекции режимных моментов в связи с особенностями индивидуальных биоритмов.
Тема 4. Рациональное питание.
Пищеварение. Рациональное питание как один из факторов здоровья. Определение соответствия веса учащихся возрастной норме. Оценка калорийности питания по результатам самонаблюдения за режимом и рационом в течение 1-2 недель. Определение суточной потребности в питательных веществах и расчет их энергетической ценности. Составление суточного рациона питания исходя из количества энергозатрат на различные виды деятельности и суточной потребности в питательных веществах.
Исследование качества пищевых продуктов. Пищевые добавки.
Тема 5. Радиация и человек.
Биологическое действие ионизирующего излучения. Правила радиационной безопасности. Радиоактивность окружающей среды. Накопление радионуклидов в растительной и животной пище. Рекомендации по питанию в радиационной зоне.
Тема 6. Приёмы оказания первой помощи.
Наложение повязок, шин. Приёмы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Остановка кровотечений.
Тема 7. Изучение влияния вредных веществ на организм человека.
Влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на системы органов.
Привычки вредные и невредные.
Раздел 2. Окружающая среда.
Тема 1. Экологическая оценка школы.
Школьное помещение, его планировка. Эмоциональная оценка школьного помещения. Чувственное восприятие оформления помещений (расстановка мебели, освещённости, цветовой гаммы) с помощью теста «тепло-холодно».
Санитарно-гигиеническая оценка школьного помещения. Соответствие площади и кубатуры санитарно-гигиеническим нормам.
Эстетическая оценка школьного помещения. Цветовая гамма, озеленение.
Тема 2. Экологическая оценка города.
Шумовое загрязнение. Город и бытовые отходы. Жильё человека в городе.
Потребление электроэнергии в городе. Накопление нитратов в растениях на дачных участках. Анализ заболеваемости в городе.
Темы исследовательских работ, проектов, презентаций.
-Влияние сотовых телефонов на организм подростков.
-Стресс и его воздействие на организм подростка.
-Влияние шума на детский организм.
-Влияние компьютеров на здоровье человека.
-Наркотики, алкоголь и сигареты.
-Вегетарианство.
-Бытовые отходы нашей семьи.
Тематическое планирование курса «Здоровье человека и окружающая среда».
№
Наименование тем
Организац.
форма
Примечание
Дата
1
Введение. Методы исследования здоровья
лекция
2
Уровень физического развития. Соматометрические измерения.
практикум
3
Физиометрические измерения.
практикум
4
Исследование физической работоспособности
практикум
5
Значение физических упражнений.
лекция, беседа
6
Изучение особенностей внимания.
практикум
7
Изучение особенностей памяти.
практикум
8
Исследование кратковременной и смысловой памяти
практикум
9
Изучение особенностей мышления.
практикум
10
Исследование индивидуальных биоритмов
тест, беседа
11
Определение типа работоспособности
тест, беседа
12
Влияние социально-психологических факторов на организм человека
лекция
13
Рациональное питание. Расчет пищевого рациона и энергетического баланса. человека.
практикум
14
Составление пищевого рациона.
практикум
15
Качество пищевых продуктов.
практикум
16
Пищевые добавки. Диеты.
практикум, беседа
17
Радиация, её влияние на организм человека
лекция
18
Правила радиационной безопасности.
лекция
19
Особенности питания в радиационной зоне.
анкетирование, беседа
20
меры первой помощи. Наложение повязок и шин.
практикум
21
Приёмы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца.
практикум
22
Остановка кровотечений.
практикум
23
Вредные привычки.
лекция, беседа
24
Окружающая среда. Эмоциональная оценка школьного помещения.
практикум
25
Санитарно-гигиеническая оценка школьного помещения.
практикум, беседа
26
Эстетическая оценка школьного помещения.
беседа, творческая работа
27
Влияние шума на здоровье
лекция, беседа, тест
28
Проблема бытовых отходов.
прак. Работа
29
Жильё и здоровье.
прак. Работа
30
Потребление электроэнергии в городе
лекция, прак. работа
31
Нитраты и здоровье.
лекция, беседа
32
Составление экологического паспорта (школы, дома)
практикум
33
Зачётное занятие.
творческие работы
34
Дневник здоровья
обсуждение результатов
15