Программа по декоративно-прикладному искусству Искусство созидания




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«ИСКУССТВО СОЗИДАНИЯ»




Направление «Общеинтеллектуальное»

для 6-7 классов









Составитель: Родина Наталья Ильинична
учитель изобразительного искусства


2016-2017 учебный год



Пояснительная записка.
Актуальность программы
Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:
Возрождения утраченной в период технократии духовности.
Формирования у учащихся целостной картины мира.
Развития общей способности к творчеству.
Умение найти свое место в жизни.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает
развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.





Задачи программы
Обучающие:
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитывающие:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Структура программы
Программа кружка декоративно -  прикладного искусства основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
Работа с бумагой, пластиковыми бутылками, природным материалом, шёлковыми лентами.
Роспись по камню, по дереву.
Лепка из солёного теста, папье-маше, декупаж.
Работа с деревом (фанерой).
Творческие проекты.
Выставки, экскурсии, праздники.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
эскиз
воплощение в материале
выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.
Организация деятельности внеурочной деятельности.
Программа работы внеурочной деятельности рассчитана на 2 года обучение. Кружок комплектуется из учащихся 6-7 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы – 10-15 человек.
Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 1 часу, 34 часа в год.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке в течение 2 лет обучения обучающиеся должны получить
знания:
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);
в области композиции, формообразовании, цветоведения ;
о способах аппликации в народном искусстве ( ткань, бумага, кожа и др.).
о различных росписях и их отличительных особенностях;
о разных способах изготовления поделок в подарок и для дома.
о проектной деятельности.
умения:
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
лепить на основе традиционных приемов, применять разные формы лепки.
лепить разными способами из солёного теста.
выполнять работы по декупажу, квилингу, косудама, из пластиковых бутылок, канзаши;
свободно рисовать кистью элементы растительного и геометрического орнамента по камню и дереву;
вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов.





























Учебно-тематический план
I год обучения (34 часа)
6 класс
Номер темы
Тема
Общее количество часов
В том числе




Теоретические часы
Практические часы

1.
Вводное занятие
1
1
0

2
Шрифт. Виды шрифтов.
1
1
0

3
Написание шрифта пером.
1
1
1

4-5
Птицы. Рисование на бархатной бумаге.
2
0
2

6-7
Работа с солёным тестом
a)Виды и правила замеса солённого теста
б) Лепка декоративных панно
в)Лепка объемных фигурок, кулонов, подвесок.
г) Цветовое оформление поделок. Покрытие их лаком.
2








0





2










8
Бижутерия. Изготовление бус из ткани
1
0
1

9
Бижутерия. Изготовление заколок
1
0
1

10
Бижутерия. Изготовление кольца
1
0
1

11-12
Фоторамка. Морская тематика
2
0
2

13-14
Игрушка из фетра. Сова
2
0
2

15-16
Игрушка из фетра. Ёжик
2
0
2

17-19
Создание букета из гофрированной бумаги
3
0
3

20-21
Пластилиновая живопись
2
0
2

22-23
Картина
«Симфония из нитей»
2
0
2

24-25
Роспись морских камней
2
0
2

26-28
Нитяная графика. Изонить.
3
1
2

29-30
Коллаж из ткани. Матрешка.
2
1
1

31-32
Металопластика
2
0
2

33
Украшение для дома из проволоки
1
0
1

34
Оформление выставки
1
0
1

ИТОГО
34
5
29









Учебно-тематический план
2 год обучения (34 часа)
7 класс

Номер темы
Тема
Общее количество часов
В том числе




Теоретические часы
Практические часы

1
Вводное занятие
1
1
0

2-3
Работа с гипсом, камешками, ракушками
a)Плоскостные композиции из гипса и камней;
б)Обьёмные композиции из камней и природного материала.
2
0
2

4
Роспись по камню.

1

0

1

5
Художественная обработка бумаги.
а) Косудама
1
0
1

6-10
Гобелен
5
1
4

11-12
Пуантилизм. Точечная роспись на стекле
2
1
1

13-14
Витраж
2
1
1

15-16
Картина из проволоки. Коты.(коллективная работа)
2
0
2

17-18
Сумка из джинсовой юбки
2
0
2

19
Создание колье, серёг из гаек
1
0
1

20
Браслет из булавок и бисера
1
0
1

21
Браслет из молнии
1
0
1

22-23
Игрушки из фетра. Зайчик
2
1
1

24-25
Объёмная аппликация
2
1
1

26-27
Создание панно из кофейных зёрен (коллективная работа)
2
0
2

28-29
Симфония из проволоки. Украшения
2
0
2

30
Фоторамка из цветных карандашей
1
0
1

31-33
Модульное оригами
3
1
2

34
Оформление выставки

1

-

1


ИТОГО:
34
7
27











15