Конспект урока по русскому языку на тему Понятие о глаголе
Открытый урок русского языка в 6 классе: « Понятие о глаголе».
Задачи:
Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.
2. Развивать умения учащихся: - самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- работать в группах;
3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Цель: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Глагол в языке и речи”; “прочувствовать” и “прожить” ее.
Оборудование: презентация, пиктограммы, цветные полоски, компьютер, проектор, лестница успеха.
Ход урока.
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся.
Прошу вас следить за своим произношением. Рэм, Вова и Паша, у вас - это звук «Р».
Перед вами на партах лежат цветные кружки: красный, желтый и зеленый. Посмотрите на них внимательно и выберите тот , который соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. Спасибо!"
Домашнее задание все подготовили?
Сейчас открываем свои тетради, записываем число, классная работа. Сегодня у нас двадцатое ноября.
И проведём небольшой диктант по словарным словам.
Поразительный, труженик, достоинство, воображать, представлять, договор, магнитофон, профессия, диван.
А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте ошибки друг у друга, потом я соберу тетради и проверю у каждого.
2. Стадия вызова. Постановка темы и цели урока
Я начала записывать тему урока « Понятие о », но потом подумала, что вы и сами можете догадаться. Послушайте стихотворение.
Интересная часть речиВ русском языке живет.Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поет,Вышивает, или пашет,Или забивает гол,Варит, жарит, моет, чистит Все расскажет нам .. (глагол)
- Как же мы сформулируем тему? Запишите её в свои тетеради.
3. Учитель: Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить говорить”.Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол как часть речи обозначает “процесс”.
- Ребята, что мы с помощью глагола можем узнать? (Можем узнать, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.)
По подсчетам ученых глагол занимает второе по частоте употребления в речи.
- Как вы думаете после какой части речи идет глагол? Каких слов в речи больше, чем глаголов?
Например, в художественной речи до 15% всех слов - это глаголы.
4. Работа с учебником
- Давайте же все вместе будем учиться пользоваться глаголами и выбирать наиболее точные. Для этого откроем учебник на странице 60, упражнение 156.
Вам нужно будет выйти к доске, прочитать предложение, найти глаголы и выписать их. Вова работает у доски, а остальные в тетради.
5. Посмотрите на экран, там пиктограммы, а вам нужно назовать глаголы, которые выражают определенное настроение. На первой пиктограмме он, например,
злится,
боится,
радуется или улыбается,
стыдится,
удивляется,
расстроился (печаль). Какие всё это части речи? - Глаголы
6. Повторение пройденного материала.
“Верные и неверные утверждения”. (Индивидуальная работа учащихся)
Давайте вспомните всё, что вы знали раньше о глаголе. Посмотрите на экран, там написаны высказывания, относящиеся к глаголу. Среди них есть как правильные, так и неправильные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и определить верное это определение глагола или нет.
Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: что делает? и что сделает?
это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: кто? Что?
7. Информационный текст
Итак, определение глагола мы дали, теперь разделимся на две группы. И у каждой будет индивидуальное задание. Первая группа расскажет нам о грамматическом значении глагола, а вторая о его морфологических признаках. Можно пользоваться П.82. Даю по 3 минуты на выполнение задания. После этого 1 человек от группы рассказывает нам, что у них получилось.
Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.
Действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и др.
Действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать и др.
Действия, называющие перемещение и положение в пространстве: идти, лететь, сидеть и др.
Действия, называющие различные состояния: грустить, любить, болеть, спать и др.
Действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, смеркается и др.
Глагол имеет следующие морфологические признаки:
Постоянные признаки:
1.вид: совершенный (что сделать?) и несовершенный (что делать?) ехать – приехать, делать – сделать.
2.возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются с помощью суффикса –СЯ-СЬ. Одеваться, умываться
3.спряжение это изменение глаголов по лицам и числам. Бывает I и II спряжение.
Непостоянные признаки
4. Наклонение: изъявительное, повелительное и условное.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Ученики решили эту задачу.
Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Достаньте тетради! Нарисуй картинку!
Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определенных условиях. С помощью учителя ученики решили бы эту задачу.
5. время : настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)? Определяется только у глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени.
6.число: единственное и множественное.
7.лицо: 1-е (Я МЫ); 2 е (ТЫ ВЫ); 3 е (ОН ОНА ОНО).
8.род (Определяется только у глаголов прошедшего времени единственного числа). Сказал - сказала
Учитель:
В предложении глагол является чаще всего сказуемым, входит в грамматическую основу предложения.
8. Подведение итогов
Итак, ребята, что вы запомнили сегодня с урока? Что было новым?
Вы можете дать определение глаголу?
Сумеете найти их в тексте?
Т.О., глагол – богатейший класс слов, с его помощью даётся движение всей фразе, поэтому очень важно уместно и правильно употреблять глаголы в речи.
Я хочу вам зачитать небольшие стихотворения.
Кто сказал, что мы подрались?
Мы не дрались, а боролись.
Правда, мы чуть-чуть кусались,
И щипались, и кололись.
Правда, мы друг друга мяли,
И бодались, и лягались.
Нас, конечно, разнимали.
Мы, конечно, упирались.
(А.Кушнер)
Назовите все глаголы, которые вы увидели или услышали. Много в этом стихотворении глаголов?
А теперь я зачитаю ещё одно стихотворение.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца
Ряд волшебных изменений
Милого лица
Назовите все глаголы, которые вы услышали в этом стихотворении. Таким образом,
9. Домашнее задание.
Откройте дневники, запишите домашнее задание П 82, упр.171.
Найдите цветные круги и снова определите свое настроение.
У вас на краю парты лежит карточка с лестницей успеха. Напротив каждой фразы поставьте + или -. И оставьте их на своих партах.
Урок окончен, можете отдыхать.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515