Проблемы малокомплектных школ по реализации ФГОС
Позади четыре учебных года, сопряжённых волнениями педагогов, причастных к введению и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Педагогический коллектив нашей начальной школы в числе других школ района неустанно трудится над решением проблем, возникающих в процессе введения в практику новых стандартов.
Достаточно непростая ситуация сложилась при создании базы данной образовательной реформы. Были изданы документы федерального уровня с обозначенными идеями и направлениями, такие как: содержание общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, но не были « спущены сверху» готовые материалы для разработки и составления Образовательной программы ОУ, рабочих программ по учебным предметам и внеурочной деятельности, соответствующих условиям конкретной школы. Однако, рабочая группа педагогов школы за короткий срок вполне успешно справилась с данной проблемой. Кропотливо изучив большое количество научно-методической литературы серии «Стандарты второго поколения», администрация школы, педагоги разработали и подготовили к работе все нормативно-правовые документы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Тем самым обеспечили плавный переход к организации учебно-воспитательного процесса в новых условиях. Внушительным результатом работы педагогов в этом плане была разработка программ по предметам и программы кружков внеурочной деятельности по пяти направлениям: спортивно-оздоровительному, общекультурному, общеинтеллектуальному, духовно-нравственному, социальному.
Надо признать, что новый образовательный стандарт ворвался в повседневную жизнь школы, не соизмеряясь с силами и возможностями учителей. Первое испытание выпало на долю учителей начальных классов. Вместе с этим возникла проблема готовности педагогов к внедрению новых стандартов. В стандартах второго поколения зримо прописан образ будущего выпускника школы, который будет обладать не только запасом знаний, но и будет готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания. Мечта любого педагога – вырастить человека, обладающего такими качествами.
Вместе с тем, введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание начального образования и его образовательный результат. Новым для нас, учителей начальных классов, стало понятие «универсальные учебные действия». Как развивать ученика, нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя – взрослого человека- стало самой серьёзной проблемой для педагогов школы.
Для успешного решения возникших вопросов администрация школы совместно с методическим советом обеспечила обучение педагогов на курсах повышения квалификации, с введением ФГОС, посещались уроки и занятия внеурочной деятельности учителей 1-ого класса, реализующих стандарты нового поколения. Особое внимание педагогов школы обращались на формирование УУД и достижение предметных и метапредметных результатов, но это проблемотично на совмещенных занятиях с несколькими классами одновременно.
Делается многое, но всё же сегодня учителю совсем непросто даётся формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Для того, чтобы достичь результата, учителю приходится перестраиваться внешне и внутренне. Учителю недостаточно только тщательно подготовиться к уроку, необходимо ещё психологически настроиться на то, что учение сам, под руководством учителя, целеполагает, прогнозирует, контролирует, оценивает усвоенный материал. Не верилось, что наши ученики и учителя готовы и способны к реализации таких требований новых стандартов. Понемногу работа эта начинает давать небольшие, но положительные результаты.