Урок Викторина по сказкам К.И Чуковского
Конспект урока-викторины по сказкам К.И. ЧУКОВСКОГО
учителя начальных классов Березкиной А.М.
МБОУ НСКШИ
Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.2. Развивать мышление, речь, воображение, память.3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.Оформление:
1) детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;2) презентация;3) выставка детских книг.Подготовительная работа к проведению:
а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др. б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).в) Выставка книг в классе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
2. Вступительное слово- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
(слайды 2,3,4)
3. Закрепление.
А) Соревновательная часть I тур «Вспомни сказку».- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.Веселится народ -Муха замуж идётЗа лихого, удалогоМолодого (комара).«Муха – Цокотуха»
Нет – нет! СоловейНе поёт для свинейПозовите-ка лучше (ворону).«Телефон»
И мне не надоНи мармелада, ни шоколадаА только маленьких, Ну очень маленьких (детей).«Бармалей»
Лечит маленьких детей,Лечит птичек и зверей,Сквозь очки свои глядитДобрый доктор (Айболит)«Айболит»
Только вдруг из – за кусточкаИз-за синего лесочка,Из далёких из полейПрилетает (воробей)«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёдПо полям, по болотам идёт.И чайник сказал утюгу- Я больше идти (не могу).«Федорино горе»
А за ним – то народИ поёт, и орёт:- Вот урод, так урод!Что за нос, что за рот!И откуда такое (чудовище).
«Крокодил»
Солнце по небу гулялоИ за тучку забежало.Глянул заинька в окно,Стало заиньке (темно).«Краденое солнце».
Свинки замяукали – мяу – мяу,Кошечки (захрюкали, хрю- хрю)
(«Путаниц)
(слайды 5,6,7)
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”,“Телефона”
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. II тур «Кто есть кто».- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?Айболит - (доктор)Бармалей - (разбойник)Федора - (бабушка)Каракула - (акула)Мойдодыр - (умывальник)Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)Цокотуха - (муха)Барабек - (обжора)Рыжий, усатый великан - (таракан)
(слайд 8)
- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Аукцион.1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе») 2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
(слайда 9,10) IV тур «Корзинка с потерянными вещами».- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.Телефон (У меня зазвонил телефон)Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,а за ним комарики на воздушном шарике)Мыло (Вот и мыло подскочило)Блюдце (А за ними блюдца)Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)Термометр (И ставит им градусник)Сито (Скачет сито по полям)Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
(слайд 11) V тур «Музыкальная страничка».
Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку. Музыкальная пауза « Веселый танец».
(слайд 12)
- К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".
Загадки К.И.Чуковского.
( слайды с 13 по 21)
Угадай героев произведений К.И.Чуковского.
(слайды с 22 по 27)
VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.БРМЛЙ ЦКТХМЙДДР ФДРЙБЛТ ТРКНЩКРКДЛ КРКЛ(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
(слайд 28) - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”. VII тур «Героический поступок».- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)Айболит Зажгли море.Воробей Проглотил солнце.Крокодил Помыла свою посуду.Комар Вернул солнце в небо.Федора Потушила море.Медведь Спас Муху – Цокотуху.Бабочка Съел таракана.Лисички Вылечил зверей.
(слайд 29)
VIII тур «Конкурс чтецов».Дети читают выбранные отрывки из сказок.- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и награждение победителей.Нам жалко дедушку Корнея:В сравненье с нами он отстал,Поскольку в детстве “Бармалея”И “ Крокодила” не читал,Не восхищался “Телефоном”И в “Тараканище” не вник.Как вырос он таким учёным,Не зная самых главных книг?
(слайд 30)- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Сложи мозаику.
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского
IX Подведение итогов викторины
4. Итог урока. Выставление оценок.
ѓђЗаголовок 115