Урок литературного чтения по сказкам К.И. Чуковского







Конспект урока-викторины по сказкам К.И. ЧУКОВСКОГО
учителя начальных классов

Чернышевой Инны Владимировны
НОУ «Школа – интернат № 23 ОАО «РЖД»
г. Слюдянка














Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
Цель деятельности педагога: создать условия для выявления уровня начитанности (читательского опыта), знания сказок К.И. Чуковского, формирования представлений об авторской сказке, сказке в стихотворной форме.
Планируемые результаты (УДД):
личностные: осознают значимость чтения;
Метапредметные:
регулятивные - принимают позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; познавательные – знакомятся с авторской сказкой в стихотворной форме; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, принимают участие в обсуждении прочитанного.
Предметные: научатся рассматривать книги со сказками К.Чуковского, слушать литературное произведение; получат возможность научиться узнавать изученные произведения по отрывкам из них, составлять схематический план с введением «заместителей» героев сказки.
Оформление:
детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского; 2) презентация; 3) выставка детских книг.
Подготовительная работа к проведению:
а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др. б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся). в) Выставка книг в классе.










Ход урока
1. Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
2. Вступительное слово - Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. – Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. - Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги . Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
(слайды 2,3,4)
3. Закрепление.
А) Соревновательная часть I тур «Вспомни сказку». - Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку. Веселится народ - Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого (комара). «Муха – Цокотуха»
 
Нет – нет! Соловей Не поёт для свиней Позовите-ка лучше (ворону). «Телефон»
 
И мне не надо Ни мармелада, ни шоколада А только маленьких, Ну очень маленьких (детей). «Бармалей»
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор (Айболит) «Айболит»
 
Только вдруг из – за кусточка Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает (воробей) «Тараканище»
 
А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу - Я больше идти (не могу). «Федорино горе»
 
А за ним – то народ И поёт, и орёт: - Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое (чудовище).
«Крокодил»
 
Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке (темно). «Краденое солнце».

 Свинки замяукали – мяу – мяу, Кошечки (захрюкали, хрю- хрю)
(«Путаниц)
(слайды 5,6,7)
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”,“Телефона”
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. II тур «Кто есть кто». - Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? Айболит - (доктор) Бармалей - (разбойник) Федора - (бабушка) Каракула - (акула) Мойдодыр - (умывальник) Тотошка, Кокошка - (крокодильчики) Цокотуха - (муха) Барабек - (обжора) Рыжий, усатый великан - (таракан)
(слайд 8)
- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Аукцион. 1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе») 2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей») 3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище») 4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе») 5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»). 6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши) 7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы) 8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку) 9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил») 10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков) - Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
(слайда 9,10) IV тур «Корзинка с потерянными вещами». - В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете. Телефон (У меня зазвонил телефон) Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,а за ним комарики на воздушном шарике) Мыло (Вот и мыло подскочило) Блюдце (А за ними блюдца) Калоша (Пришли мне дюжину новых калош) Термометр (И ставит им градусник) Сито (Скачет сито по полям) Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?») Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку) Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником) Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
(слайд 11) V тур «Музыкальная страничка».
Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку. Музыкальная пауза « Веселый танец».
(слайд 12)
- К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".
Загадки К.И.Чуковского.
( слайды с 13 по 21)
Угадай героев произведений К.И.Чуковского.
(слайды с 22 по 27)
VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев». - Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев. БРМЛЙ ЦКТХ МЙДДР ФДР ЙБЛТ ТРКНЩ КРКДЛ КРКЛ (Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
(слайд 28) - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет  “Федорино горе”. VII тур «Героический поступок». - Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах) Айболит  Зажгли море. Воробей  Проглотил солнце. Крокодил  Помыла свою посуду. Комар  Вернул солнце в небо. Федора  Потушила море. Медведь  Спас Муху – Цокотуху. Бабочка  Съел таракана. Лисички  Вылечил зверей.
(слайд 29)
VIII тур «Конкурс чтецов». Дети читают выбранные отрывки из сказок. - Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и награждение победителей. Нам жалко дедушку Корнея: В сравненье с нами он отстал, Поскольку в детстве “Бармалея” И “ Крокодила” не читал, Не восхищался “Телефоном” И в “Тараканище” не вник. Как вырос он таким учёным, Не зная самых главных книг?
(слайд 30) - Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Сложи мозаику.
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского
IX Подведение итогов викторины



ѓђ Заголовок 115