Литературная программа к 135-летию Чуковского ( начальная школа)
Литературная программа «Чукоша»
к 135-летию Чуковского
Цель: продолжить знакомство с творчеством писателя, развивать интерес к чтению, воспитывать чувство к прекрасному.
Оборудование: выставка книг К. И. Чуковского; выставка детских иллюстраций к сказкам К И. Чуковского; портрет К. И. Чуковского; видеофильм «Приключения Бибигона»; презентация.
Ход мероприятия:
Ведущий: Что такое?
Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами, кочерга за кушаком –
Все вертится и кружится
И несется кувырком.
Ребята, как называется эта сказка и кто её написал?(дети отвечают)
Правильно! Это сказка Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе». Слайд 1И речь сегодня пойдет о замечательном детском писателе и поэте, сказки которого вы все очень хорошо знаете!
Слайд 2 - Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Таким мы представляем Корнея Чуковского - веселого, доброго дедушку. А когда-то не было поэта и переводчика, а был просто мальчик Николай Корнейчуков (настоящие его фамилия и имя).
Слайд 3 Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорино горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона».
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Конкурс загадок.( слайды 2-7)
Слайд 4.А любите ли вы отгадывать загадки? У Чуковского их немало. Давайте попробуем отгадать!
Дети читают загадки и отгадывают их Слайды 5 - 22
Чудесный дом
Был белый дом,Чудесный дом,И что-то застучало в нём.И он разбился, и оттудаЖивое выбежало чудо —Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
Чудесная пещера
Красные двериВ пещере моей,Белые звериСидятУ дверей.И мясо и хлеб — всю добычу моюЯ с радостью белым зверям отдаю!
Чудесные кони
Два коня у меня,Два коня.По воде они возят меня.А водаТверда,Словно каменная!
Чудесный паровоз
Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошёл.
Почему?
Мудрец в нём видел мудреца
Глупец - глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху
Увидел лохматого.
Берегись!
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
Ведущий: К.И.Чуковский родился в Санкт-Петербурге 31 марта (19.03) 1882 года. Ему было 3 года, когда он остался жить только с матерью. Свое детство провел в Одессе и Николаеве. Из одесской гимназии его исключили по причине «низкого» происхождения, так как мать работала прачкой. Слайд 23. Семье очень тяжело жилось на маленькую зарплату матери, но юноша не сдался, он много читал, занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.
С ранних лет К.Чуковский начал интересоваться поэзией: сам писал стихотворения и даже поэмы. А в 1901 году появилась его первая статья в газете "Одесские новости".
В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург, чтобы стать писателем. Вскоре он стал корреспондентом газеты "Одесские новости", куда отправлял свои материалы из Петербурга. Благодаря своим способностям, он был отправлен в Лондон. Там хорошо изучил английский язык. А в 1916 году Чуковский стал военным корреспондентом газеты "Речь" в Великобритании. В 1917 году он вернулся на родину.
Однажды, в 1916 году, А.М. Горький попросил Чуковского написать поэму для детей. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, потому что никогда раньше этого не делал. Но ему помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, Чуковский под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Сын очень внимательно слушал. Прошло несколько дней. Слайд 24. Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, рассказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.
Чтец.
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, -
Крокодил, крокодил, Крокодилович!
А за ним-то народ
И поет, и орет:
«Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?»
Ведущий. Дети поняли и полюбили сказку Корнея Чуковского. Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами являются вещи.
Слайд 25. Послушайте, как интересно рассказывает Чуковский о «живых» вещах в своей сказке «Федорино горе».
2-й чтец.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
Но, как черная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга,
И помчались по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!..»
Ведущий. Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют еще читать, и для ребят-школьников начальных классов, и для подростков, и для взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.
Слайд 26. Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеется вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке «Мой- додыр».
3-й чтец. Ах ты гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Ведущий. Слайд 27.Любимым героем детей сказок Чуковского является доктор Айболит, добрый, отзывчивый доктор, не боящийся никаких трудностей ради спасения больных зверей.
4-й чтец.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит
Игра: “Найди хозяина”:
Ведущий: У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Ребята помогите найти хозяина, отгадать сказку, а может кто-то прочтет отрывок из этой сказки? Активным участникам – жетон.
А)Слайд 28. Телефон – сказка “Телефон” “У меня зазвонил телефон,– Кто говорит? – – Слон.”
Б) Слайд 29. Воздушный шарик – сказка “Тараканище” “Ехали медведи на велосипеде.А за ними кот задом наперед.А за ним комарики на воздушном шарике”.
В) Слайд 30. Мыло – “Мойдодыр” “Тут и мыло подскочило, и вцепилось в волоса.И юлило, и мылило, и кусало, как оса!”
Г) Слайд 31. Термометр “Айболит” “И всем по порядку дает шоколадку.И ставит, и ставит им градусники”.
Ведущий: Давайте познакомимся с Чуковским-переводчиком. Слайд 32. Им переведены на русский язык сказки Киплинга, “Приключения Тома Сойера” Марка Твена, Слайд 33. пересказаны им “Приключения барона Мюнхаузена” и “Робинзон Крузо”, а мы с вами послушаем английские песенки в переводе Корнея Ивановича.
Слайд 34 – 37. (Дети читают песенки: “Жил на свете человек”, “Котауси и Мауси”, “Барабек”, “Дженни”).
Игра «Вспомни сказку»
- Вспомните, в каких сказках вы о них читали.
— А в какой сказке прославляют воробья?
Прославляют, поздравляют удалого Воробья! («Тараканище».)
— А комара?
Слава, слава Комару — Победителю! («Муха-Цокотуха».)
— А Айболита?
Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам! («Айболит».)
— А Крокодила?
Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра:
«Ты нас,
«Ты нас,
Ты нас
От смерти спас,
Ты нас освободил.
Ты в добрый час
Увидел нас,
О добрый
Крокодил!» («Бармалей».)
— А медведя?
Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки, Обнимают и целуют косолапого: «Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко». («Краденое солнце».)
— Как звали мальчика, которого испугался Крокодил?
— Ваня Василъчиков. («Крокодил».)
— А кто ходил с павлиньим хвостом
— Медведь. («Топтыгин и Лиса».)
«Знакомые странички»
(Отгадать название сказки.)
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами. ( «Путаница»)
…И со слезами просил
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. («Телефон»)
Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся Крокодил.
И злодея Бармалея,
Словно муху проглотил. («Бармалей»)
А в большой реке
Крокодил лежит, А в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное… («Краденное солнце»)
-Ехали медведи на велосипеде
А за ними кот задом наперед.
А за ним комарики на воздушном шарике.
А за ними раки на хромой собаке. («Тараканище»)
-Вот и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса. («Мойдодыр»)
-А за ними блюдца, блюдца-
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! («Федорино горе»)
-А птица над ними кружится.
А птица на землю садится.
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам. («Айболит»)
-Муха. Муха – Цокотуха
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла. («Муха-Цокотуха»)
Игра «Перепутаница».
Слайд 38. В названиях стихотворений кто-то перепутал одну из букв.
«Гадость» «Кармалей»
«Крашеное солнце» «Куница»
«Мокдодыр» «Муза-Цокотуха»
«Пил на свете человек» «Ужики смеются»
«Федорино море» «Худо-дерево»
Ведущий: Слайд 39. Дружба писателя с детьми продолжалась более 50 лет. Трудно представить себе Корнея Чуковского без детей. Стихи и сказки Чуковского воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек – не человек. Ираклий Андронников писал: “Талант Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь!”