Контрольная работа по русскому языку по теме Орфография

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ЗАДАНИЕ 2 с. 14. Составьте таблицу, опираясь на одну из программ по русскому языку для начальной школы

Раздел орфографии
Правила, изучаемые в начальной школе

1 класс


Передача буквами фонемного состава слова
1.ЖИ-ШИ пишется с буквой И.
2.ЧА-ЩА пишется с буквой А.
3.ЧУ-ЩУ пишется с буквой У.
4.ЧК и ЧН пишутся без Ь.
5.Ь пишут в конце слова и в середине между двумя согласными (дождь, сильный).
6.Разделительный мягкий знак пишут после согласной перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И (печенье, жилье, обезьяна, воробьи).
7. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

Слитные, раздельные и дефисные написания
Предлоги пишутся отдельно (в саду, на столе, между дубами).

Употребление прописных букв
С большой буквы всегда пишутся:
1)имена, отчества, фамилии людей;
2)названия стран, городов, деревень, улиц, морей, рек, озер;
3)клички животных.

Способы переноса слов
Слова переносятся по слогам (ост-ров, во-да, ко-ро-ва).
Нельзя переносить одну букву.

Графические сокращения
не имеется


2 класс


Передача буквами фонемного состава слова
1.Буква Э пишется в начале, середине и в конце иноязычных слов (эхо, поэзия, каноэ).
2.Звук [й] – согласный, без гласного он слога не составляет.
3. РЧ, РЩ, НЧ, НЩ, ЧТ пишутся без Ь.
4.Ь пишут в конце слова и в середине между двумя согласными (дождь, сильный).
5.Разделительный мягкий знак пишут после согласной перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И (печенье, жилье, обезьяна, воробьи).
6. Проверяемые и непроверяемые парные согласные в корне и на конце слова.
7.Правописание двойных (парных) согласных.

Слитные, раздельные и дефисные написания
Предлоги пишутся отдельно (в саду, на столе, между дубами).

Употребление прописных букв
С большой буквы всегда пишутся: 1)имена, отчества, фамилии людей; 2)названия стран, городов, деревень, улиц, морей, рек, озер; 3)клички животных.

Способы переноса слов
1.Нельзя переносить две одинаковые согласные (осен-ний, групп-па): одну букву оставляй, другую переноси на новую строку.
2.При переносе буква Й не отделяется от гласной (дей-ствие, мой-ка).
3.Знак переноса ставится после Ь или Ъ (подъ-езд, объ-ем).

Графические сокращения
Число: ед.ч., мн. ч.


3 класс


Передача буквами фонемного состава слова
1.Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами Е,Ё,Ю,Я и в некоторых словах иностранного происхождения (съезд, подъем, предъюбилейный, объявление; адъютант). Ъ не пишется перед буквами А, О, У, Э (сэкономить).

Слитные, раздельные и дефисные написания
1.Приставки пишутся слитно.
2.Предлоги пишутся раздельно.
3.НЕ с глаголами пишутся раздельно.

Употребление прописных букв
С большой буквы всегда пишутся: 1)имена, отчества, фамилии людей; 2)названия стран, городов, деревень, морей, рек, озер; 3)клички животных.

Способы переноса слов
1.Нельзя переносить две одинаковые согласные (осен-ний, групп-па): одну букву оставляй, другую переноси на новую строку.
2.При переносе буква Й не отделяется от гласной (дей-ствие, мой-ка).
3.Знак переноса ставится после Ь или Ъ.

Графические сокращения
Число: ед.ч.; мн. ч.
Род: муж. р.; жен.р.; сред. р.
Названия падежей:
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.


4 класс


Передача буквами фонемного состава слова
1.Разделительный Ь пишут перед буквами Е,Ё,Ю,Я и И.
2.Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами Е,Ё,Ю,Я и в некоторых словах иностранного происхождения. Ъ не пишется перед буквами А, О, У, Э (сэкономить).
3. Ь пишется на конце существительных женского рода 3 скл. (мышь, печь).
4.Ь не пишется на конце существительных мужского рода (нож, товарищ, карандаш).
5. Правописание падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных.
6. Правописание личных окончаний глагола.

Слитные, раздельные и дефисные написания
1.Приставки пишутся слитно.
2.Предлоги пишутся раздельно.
3.НЕ с глаголами пишутся раздельно (за исключением тех случаев, когда глагол без НЕ не употребляется: мне нездоровится, ненавидеть.

Употребление прописных букв
С большой буквы всегда пишутся:
1)имена, отчества, фамилии людей;
2)названия стран, городов, деревень, улиц, морей, рек, озер;
3)клички животных.

Способы переноса слов
1.Нельзя переносить две одинаковые согласные (осен-ний, групп-па): одну букву оставляй, другую переноси на новую строку.
2.При переносе буква Й не отделяется от гласной.
3.Знак переноса ставится после Ь или Ъ.

Графические сокращения
Число: ед.ч., мн. ч.
Род: муж. р., жен.р., сред. р.
Названия падежей: И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.
Склонение: 1 скл., 2 скл., 3 скл.
Спряжение: I спр., II спр.




ЗАДАНИЕ 7 с. 22. Пользуясь 2 разными программами и учебниками русского языка, составьте перечень орфограмм, с которыми знакомятся ученики начальной школы. Сравните не только получившиеся списки, но и последовательность предъявления орфографических фактов и соответствующих правил правописания.

Перечень орфограмм,
с которыми знакомятся учащиеся начальных классов
№№ пп

Программа Т.Г. Рамзаевой и др.
«Русский язык. 1-4 классы»
№№ пп

Программа Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой
«Русский язык. 1-4 классы»


1 класс

1 класс

1.
Заглавная буква в словах (имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов)
1.
Заглавная буква в словах (имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов)

2.
Правописание предлогов
2.
Ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова

3.
Ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова
3.
Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ


4.
Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
4.
Проверяемые и непроверяемые согласные (парные, глухие и звонкие) в корне и на конце слова

5.
Правописание ЧН, ЧК
5.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

6.
Проверяемые и непроверяемые согласные (парные, глухие и звонкие) в корне и на конце слова



7.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова



8.
Непроизносимые согласные




2 класс



9.
Слова с буквой Э
6.
Разделительный Ь пишут перед буквами Е,Ё,Ю,Я и И

10.
Правописание РЧ, РЩ, НЧ, НЩ, ЧТ
7.
Правописание ЦИ-ЦЫ

11.
Разделительный Ь пишут перед буквами Е,Ё,Ю,Я и И

8.
Правописание ЧН, ЩН, ЧК

12.
Правописание удвоенных (парных) согласных
9.
Правописание предлогов


3 класс



13.
Правописание приставок (которые не изменяются в русском языке)
10.
Правописание суффиксов имен существительных –ЕК и -ИК

14.
Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (3 склонение), мужского рода (2 склонение) и у глаголов во 2 лице един. числа (рисуешь, строишь)
11.
Правописание приставок (которые не изменяются в русском языке)

15.
Правописание НЕ с глаголами
12.
Правописание разделительного Ъ после приставок на согласный перед буквами Е,Ё,Ю,Я



13.
Правописание НЕ с глаголами



14.
Непроизносимые согласные



15.
Правописание удвоенных (парных) согласных



16.
Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е


4 класс



16.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
17.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

17.
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных
18.
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

18.
Раздельное написание предлогов с местоимениями
19.
Раздельное написание предлогов с местоимениями

19.
Правописание личных окончаний глаголов
20.
Правописание личных окончаний глаголов

20.
Правописание наречий на –о, -а
21.
Правописание наречий на –о, -а


Сравните не только получившиеся списки, но и последовательность предъявления орфографических фактов и соответствующих правил правописания.
Авторы обеих программ предлагают к изучению в начальной школе примерно одинаковое общее количество орфограмм – 20 по программе Т.Г.Рамзаевой и 21 по программе Л.М. Зелениной. Однако набор (перечень) их несколько различается. В программе Т.Г. Рамзаевой имеется 2 орфограммы («Слова с буквой Э» и «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (3 склонение), мужского рода (2 склонение) и у глаголов во 2 лице един. числа»), которых нет в программе Л.М.Зелениной. В программе Л.М. Зелениной есть 3 орфограммы («Правописание суффиксов имен существительных –ЕК и -ИК», «Правописание ЦИ-ЦЫ» и «Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е»), которых нет в программе Т.Г. Рамзаевой. В остальном список орфограмм для изучения в 1-4 классах в этих дух программах совпадает.
Количество орфограмм, предлагаемых к изучению в каждом классе от 1-го до 4-го, в этих двух программа совпадает в 2ом классе (4 орфограммы) и 4ом классе (5 орфограмм); не совпадает в 1ом классе: по Т.Г. Рамзаевой – 8 орфограмм, по Л.М. Зелениной – 5 орфограмм; и в 3ем классе: по Т.Г.Рамзаевой – 3 орфограммы, по Л.М. Зелениной – 7 орфограмм.
Последовательность предъявления орфограмм и соответствующих правил правописания в этих двух программах полностью совпадает в 4 классе. В остальных классах данная последовательность совпадает лишь частично.
Так, в 1 классе по обеим программам школьники должны усвоить в следующей последовательности (которая соблюдается в программе Л.М.Зелениной) 5 орфограмм.
1.Заглавная буква в словах (имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов)

2.Ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова

3.Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

4.Проверяемые и непроверяемые согласные (парные, глухие и звонкие) в корне и на конце слова

5.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова


В программе Т.Г. Рамзаевой к этой последовательности прибавляются еще 3 орфограммы, и порядок их изучения выглядит следующим образом:
1.Заглавная буква в словах (имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов)

2.Правописание предлогов

3.Ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова

4.Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

5.Правописание ЧН, ЧК

6.Проверяемые и непроверяемые согласные (парные, глухие и звонкие) в корне и на конце слова

7.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

8.Непроизносимые согласные


3 орфограммы («Правописание предлогов», «Правописание ЧН, ЧК», «Непроизносимые согласные») по программе Т.Г. Рамзаевой изучаются в 1 классе, в программе Л.М. Зелениной первые две из них изучаются во 2 классе, «непроизносимые согласные» - в 3 классе.
Во втором классе обе программы предлагают к изучению 2 орфограммы: «Разделительный Ь пишут перед буквами Е,Ё,Ю,Я и И» и «Правописание сочетаний двух согласных» (их набор в программах разный: у Т.Г. Рамзаевой их больше – это сочетания РЧ, РЩ, НЧ, НЩ, ЧТ, а у Л.М.Зелениной - ЧН, ЩН, ЧК.
Кроме этих двух орфограмм по программе Т.Г. Рамзаевой дети во 2ом классе изучают еще две орфограммы: орфограмму «Правописание слов с буквой Э» (которой совсем нет в программе Л.М. Зелениной) и орфограмму «Правописание удвоенных (парных) согласных» (изучение которой в программе Л.М.Зелениной отнесено в 3ий класс). По программе Л.М.Зелениной, в отличие от программы Т.Г. Рамзаевой, во 2ом классе школьники изучают две орфограммы: «Правописание ЦИ-ЦЫ» (которой совсем нет в программе Т.Г. Рамзаевой) и орфограмму «Правописание предлогов» (которую по программе Т.Г. Рамзаевой школьники изучли уже в 1ом классе).
В третьем классе обе программы включают 2 орфограммы («Правописание приставок (которые не изменяются в русском языке, например: под-, от-, на-, пред- и т.д. )», «Правописание НЕ с глаголами»).
Кроме этих двух орфограмм по программе Т.Г. Рамзаевой дети в 3ьем классе изучают еще одну орфограмму «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (3 склонение), мужского рода (2 склонение) и у глаголов во 2 лице един. числа (например: рисуешь, строишь)». В программе Л.М. Зелениной этой орфограммы нет. По программе Л.М.Зелениной, помимо выше названных орфограмм, третьеклассники изучают еще 5 орфограмм, двух из которых в программе Т.Г. Рамзаевой нет («Правописание суффиксов имен существительных –ЕК и -ИК» и «Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е»). Еще три орфограммы в программе Л.М. Зелениной: орфограмма «Правописание приставок (которые не изменяются в русском языке)», орфограмма «Правописание разделительного Ъ после приставок на согласный перед буквами Е,Ё,Ю,Я» (по Т.Г. Рамзаевой – 2 класс); орфограмма «Непроизносимые согласные» (по Т.Г. Рамзаевой – 1 класс).
В четвертом классе перечень орфограмм и порядок их изучения полностью совпадает в обеих программах:
1.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

2.Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

3.Раздельное написание предлогов с местоимениями

4.Правописание личных окончаний глаголов

5.Правописание наречий на –о, -а


Таким образом, сопоставительный анализ орфограмм, которые предлагаются к изучению в начальной школе авторами двух программ, показал, что в каждой программе есть свои достоинства и недостатки.
К достоинствам обеих программ в плане изучения орфограмм относятся: последовательность от простого к сложному, учет физиологических и психологических особенностей учащихся младших классов, ориентация на преемственность с основной школой (переход в 5класс).
К недостаткам программы Т.Г Рамзаевой можно отнести то, что:
- 3 орфограммы для 1-го класса («Правописание предлогов», «Правописание ЧН, ЧК», «Непроизносимые согласные») еще достаточно сложны для понимания первоклассников, недаром эти орфограммы в программе Л.М.Зелениной изучаются во 2ом классе;
- неравномерное распределение орфограмм по классам: в 1 классе – 8, во 2 классе – 4, в 3 классе – 3, в 4 классе – 5; слишком большая нагрузка на первоклассников (8 орфограмм) и слишком маленькая нагрузка на учащихся 3его класса (всего 3 орфограммы).
Достоинством программы Л.М. Зелениной является более равномерное, чем в программе Т.Г. Рамзаевой, распределение орфограмм по классам: в 1 классе – 5, во 2 классе – 4, в 3 классе – 7, в 4 классе – 5; изучение 7 орфограмм учащимися 3его класса вполне им по силам.














ЗАДАНИЕ 11 с. 31. Выберите из приведенных пар слов те, которые можно использовать при формировании понятия «орфограмма». Ответ обоснуйте.
Орфограммой называется то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный, или, другими словами, это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.
Признаки орфограмм:
1) пишется не так, как слышится» – нахождение звука в слабой позиции (безударная гласная в корне слова; звонкий/глухой согласный на конце слова, в корне слова (сомнительный согласный); непроизносимый согласный и т.д.);
2) наличие орфографического правила, регулирующего написание орфограммы.
Все из перечисленных пар слов могут быть использованы при формировании понятия «орфограмма», так как все они отвечают признакам орфограмм.
Пара «сосна – сосны» может быть использована для объяснения того, что орфограмма требует знания орфографического правила: слово «сосна» - орфограмма в первом безударном слоге «Проверяемая безударная гласная в корне слова». Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эта гласная была под ударением – сОснА – сОсны.
Пара «сосна – насос» может быть использована для объяснения, что такое орфограмма – «ошибкоопасное место» в слове, гласная в безударном положении в первом слоге (сО_ и нА-). Правила: 1) чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эта гласная была под ударением – сОснА – сОсны; 2) приставка на- (приставки но- в русском языке нет).
Пары «крошка – кружка», «лодка – посадка» могут быть использованы для работы с орфограммой «Проверяемый согласный в корне слова». В первой паре слов буквы Ш и Ж произносятся одинаково, как звук [ш]. Во второй паре буква Д произносится как звук [т]. Правило: чтобы не ошибиться в написании согласного в корне слова, нужно подобрать однокоренное проверочное слово так, чтобы этот согласный хорошо слышался (после него стоял гласный звук): крошка – крошечка, кружка – кружечка, лодка – лодочка, посадка – посадочка.
Пары «шкаф – рукав», «суп – хлеб» может быть использована для работы с орфограммой «Правописание парных (глухих и звонких) согласных на конце слова (в корне слова)». В первой паре слов парные согласные Ф (глухой) и В (звонкий) произносятся одинаково, как звук [ф]. Во второй паре парные согласные П (глухой) и Б (звонкий) произносятся как звук [п]. Правило: чтобы не ошибиться в написании согласного в корне слова, нужно подобрать однокоренное проверочное слово так, чтобы этот согласный хорошо слышался (после него стоял гласный звук): шкаф – шкафы, рукав – рукава, суп – супа, хлеб – хлеба.
Пара «грибы – гриб» может быть использована для отработки нахождения орфографического правила для орфограммы «Проверяемый согласный в корне слова». Правило: чтобы не ошибиться в написании согласного в корне слова, нужно подобрать однокоренное проверочное слово так, чтобы этот согласный хорошо слышался (после него стоял гласный звук): гриб – грибы.
Пара «машина – пружина» может быть использована для отработки орфограммы «Правописание шипящих с буквой И». С данных словах слышится и произносится звук [ы], а по правилу пишется буква И. Правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И.



ЗАДАНИЕ 12 с. 31. Составьте фрагмент урока с целью формирования у первоклассников понятия об орфограмме и знаний об опознавательных признаках орфограмм.

По 50-52 страницам «Азбуки» знакомим первоклассников с наличием орфограммы «ошибкоопасного» места безударного гласного звука.
Первоклассникам предлагается послушать слово и произвести его звуковой анализ.
- Что это? (Учитель показывает картинку с изображением сосны).
Дети. Сосна.
Учитель. Произнесем слово и послушаем его.
Дети. [САСНА].
Учитель. Произнесем слово и послушаем его.
Дети. [САСНА].
Учитель. Найдите ударный слог.
Дети. [СА - СНА] – второй.
Учитель. Скажите слово по слогам.
Дети. [СА - СНА]
Учитель. Сколько слогов в слове?
Дети. Два.
Учитель. - Назовите первый слог (СА). Произведите звуковой анализ этого слога.
- Выделите первый звук, назовите его. [С]
- Какой он? (Согласный, твердый).
- Карточкой какого цвета обозначим звук [С]?
- Обозначьте. Положите перед собой карточку, а я это сделаю на доске. (Учитель берет карточку синего цвета).
- Выделите второй звук. Назовите его (А)
- Охарактеризуйте его (гласный, безударный...) (Рядом с предыдущей карточкой ставим карточку красного цвета).
- Посмотрите, не слияние ли это? (Слияние).
- Замените эти две карточки одной (слияние) или вставьте в прорезь синей - красную.
- Прочитайте по схеме - получилось ли слово?
Учитель ставит нераскрашенную схему второго слога (СНА), анализ которого проводится по той же схеме, что и анализ первого слога.
Учитель. - А теперь обратимся к «Прописи». Авторы задумали слово и предложили его схему - Не СОСНА ли это слово? Проверим. Прочитаем по схеме:
- Нет. Какое же слово задумали авторы?
(Отгадка дается ученикам, сидящим за первой партой. Они передают сидящим за второй и т.д. А вслух произносят сидящие за последней партой).
- Какое же слово задумано? (НАСОС).
- Проверьте, для него ли заготовлена схема. (Да). (Далее анализируется первый слог из слова «НАСОС»). Для разнообразия можно предложить ученикам не обозначать звуки карточками, а раскрашивать в готовой схеме «Прописи».
На доске звуки обозначены карточками. Делают это ученики.
Учитель. - А сейчас попробуем сделать открытие. Сравните первые слоги в наших словах. Произнесите их хором.
Дети. - САсна – Насос.
Учитель. - Назовите гласные звуки в этих слогах ([a]) Одинаковые они или разные? (Одинаковые). Можно ли эти два звука (каждый из них) обозначить одной карточкой? Обозначим.
- Какой же звук мы обозначили? (Гласный, безударный). А если бы он был ударным, как бы мы его обозначили?
- Итак, мы услышали в наших словах безударный гласный [а]. А теперь посмотрим на с.52 «Азбуки», как написаны эти слова. Прочитаем их так, как они напечатаны. (Дети читают орфографически). Какой буквой обозначен звук [а] в слове СОСНА? Какой буквой обозначен звук [а] в слове НАСОС? Я это обозначаю на схеме:
- Как интересно! Звук один, а на письменную работу посылает ... две буквы. Какие? (Букву О или букву А). В разрезной азбуке найдите буквы, которыми может обозначаться звук [А]. Покажите их.
- Какое же открытие мы сделали?
Ответы детей.
Обобщение учителя: Один звук может посылать на «письменную работу» две буквы: то А, то О).
- А теперь мне надо написать слово, в котором есть безударный звук [А]. Могу ли я сразу написать букву? (Нет). Почему?
- Какой же можно сделать очень важный вывод? Если мы слышим безударный гласный звук [а], можем ли на его месте смело писать букву "А"? (Нет).
- Значит, безударному гласному звуку [а] при письме нельзя доверять.
ВЫВОД: Такой звук - всегда «опасное место» – это орфограмма. Чтобы правильно написать букву на «опасном месте», нужно воспользоваться орфографическим правилом.
- Найдем в схеме звук [а], которому нельзя доверять. Как его найти? (Нужно найти безударный гласный [а]). Отметим его значком, предупреждающим об опасности (В схеме появляется сигнал-кружочек).
Для закрепления понятия «орфограмма» детям предлагается проверить себя.
Учитель. - Проверим себя, умеем ли мы отличить «опасное место» при письме от безопасного.
Звуковой диктант. - Хлопните, если в слове безударный звук [А], т.е. если в нем есть опасное место: шары, дома, мал, белка, нам, Нина, небо, столы, трава.
ВЫВОД: безударный гласный звук - это всегда опасное место для письма. Его целесообразно зафиксировать в таблице.
Учитель. - Давайте сделаем таблицу, которая напоминала бы об опасности при письме. (Таблица создается при участии первоклассников). Что я обозначила значком? (Это опасное место для гласных). Можно ли перенести в таблицу схему слова СОСНА и НАСОС обозначить «опасные места»? (Можно).
Созданием таблицы на уроке завершается первый этап знакомства первоклассников с опознавательным признаком орфограмм для гласных - отсутствием ударения (безударностью). В дальнейшем таблица дополняется перечнем других орфограмм и будет напоминать обо всех «опасностях». К концу учебного года первоклассники узнают: буквы, которые нельзя писать по слуху, а надо писать по правилу, называются орфограммами.




















ЗАДАНИЕ 3 с. 55. Прочитайте фрагмент урока.

1.Определите его цель, выделите основные дидактические моменты.
Цель – формировать у учащихся умение правильно находить проверочное слово по орфограмме «Непроверяемая безударная гласная в корне слова».
Основные дидактические моменты:
1. Отгадывание загадки – мотивировка учащихся (привлечение внимание, возбуждение интереса).
2. Изучение нового материала:
а) произнесение, запись слова и определение «опасного места» - нахождение орфограммы;
б) изменение формы слова – невозможно подобрать проверочное слово;
в) работа со словарем;
г) запись слова в тетрадях (словариках) по словарю.
3. Закрепление изученного:
а) рассказ педагога и задание игрового характера детям («послушайте и подумайте, какая в нем есть подсказка»);
б) чтение стихотворения (запись на доске), в котором есть слова, помогающие запомнить непроверяемую гласную в слове «петух»;
в) чтение и запись в тетрадях слов с изученной орфограммой (петушок).
2.Какие были созданы условия для запоминания правописания слов?
Учителем были созданы почти идеальные условия для запоминания детьми правописания словарного слова:
- работа слухового восприятия: многократное произнесение (проговаривание, чтение, нахождение в тексте рассказа) словарного слова самими учащимися и педагогом так, как оно пишется – запоминание на слух;
- работа зрительного восприятия – нахождение слова в словаре и его чтение, чтение его записи на доске – зрительное запоминание;
- работа двигательной (моторной) памяти – запись слова учащимися в тетрадях (словариках) – запоминание на основе моторики;
- одновременная работа всех трех анализаторов – слуха, зрения и движения руки – при записи слова с одномоментным его проговариванием вслух.
3.Какие приемы, облегчающие запоминание, использовал учитель?
- многократное проговаривание словарного слова (работа слуховой памяти);
- чтение слова в словаре и по записи на доске (работа слуховой и зрительной памяти);
- записывание слова в тетрадях (словариках) с одновременным его проговариванием (работа слуховой, зрительной и моторной видов памяти);
- отгадывание загадки (работа слуховой памяти);
- нахождение слова в тексте рассказа на слух (работа слуховой памяти).
4.Какие обобщенные орфографические умения формировались?
- произносить слово фонематически (как оно слышится и как оно пишется);
- изменять форму слова (изменять его по падежам: петуха, петухом и т.д.);
- пользоваться словарем для проверки правильности написания словарного слова;
- правильно подбирать проверочное слово (однокоренное, так чтобы безударный гласный стал ударным) по орфограмме «Проверяемая безударная гласная в корне слова;
- находить в тексте однокоренные слова (петух, петь, пение, петушиный);
- записывать слово, сверяясь со словарем и записью на доске (орфографическая зоркость);
5.По ответам учеников предположите, в каком классе они учатся и какими орфографическими знаниями и умениями владеют.
Школьники учатся в 1 классе (второе полугодие).
Учащиеся знают:
- что такое орфограмма («опасное место» в слове) и как найти (и обозначить) орфограмму в слове;
- как правильно подбирать проверочное слово (поставить безударный гласный под ударение);
- что в случае, если подобрать проверочное слово не удается, нужно обратиться к словарю;
Учащиеся умеют:
- выделять орфограмму в слове (записывать слово с пропуском опасного места);
- читать слово фонематически (производить звуко-буквенный анализ слова);
- изменять форму слова (петуха, петухом) и подбирать однокоренные слова (петушиный);
- пользоваться орфографическим словарем («Пиши правильно») для запоминания словарных слов;











ЗАДАНИЕ 3 с. 80. Проверьте диктанты, исправьте ошибки в работах, учитывая уровень подготовленности учеников.

1)Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли по реке, на кустах. Кругом тишина и прохлада. Птицы щи (е) бечут в чаще деревьев. Среди полей по узкой дорожке идет группа ребят.
Проверка: 1 орфографическая ошибка на правило «Проверяемая безударная гласная в корне слова». Проверочное слово – «щЕбет».
Отметка: «4» («хорошо»).
Уровень орфографической подготовки ученика: хороший.

2)Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли по реке, на кустах. Кругом тише (и) на и прохлада. Птицы щи (е) бечут в чаще деревьев. Среди полей по узкой дорожки (е) идет группа ребят.
Проверка: 3 орфографических ошибки на правила:
1)«тишина» - «Непроверяемая безударная гласная в корне слова». Словарное слово, которое нужно запомнить;
2)«щебечут» - «Проверяемая безударная гласная в корне слова». Проверочное слово – «щЕбет»;
3) «(по) дорожке» - «Правописание падежных окончаний имен существительных» (Дат. падеж, ед. число, 1 скл. – окончание –е).
Отметка: «3» («удовлетворительно»).
Уровень орфографической подготовки ученика: средний.

3)Над лесом взошло сонце (солнце). Лучи его заиграли пореке (по реке), на кустах. Кругом тише (и) на и пра (о )хлада. Птицы щи (е) бечут в чащ и (е) деревьев. Среди полей по узкой дорош (ж)ки (е) идет груп (пп)а ребят.
Проверка: 9 орфографических ошибок на правила:
1)«солнце» - «Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова». Проверочное слово – «солнышко»;
2)«по реке» - «Правописание предлогов с именами существительными» - пишутся раздельно;
3) «тишина» - «Непроверяемая безударная гласная в корне слова». Словарное слово, которое нужно запомнить;
4) «прохлада» - «Правописание приставок» (в русском языке есть приставка про-, приставки пра- нет);
5) «щебечут» - «Проверяемая безударная гласная в корне слова». Проверочное слово – «щЕбет»;
6) «(в) чаще» - «Правописание падежных окончаний имен существительных» (Предл. падеж, ед. число, 1 скл. – окончание –е);
7) «дорожка» - «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова». Проверочное слово – «дороженька»;
8) «(по) дорожке» - «Правописание падежных окончаний имен существительных» (Дат. падеж, ед. число, 1 скл. – окончание –е);
9) «группа» - «Правописание удвоенных согласных». Словарное слово, которое нужно запомнить.
Отметка: «2» («неудовлетворительно»).
Уровень орфографической подготовки ученика: слабый.












Список литературы

Бакурина, Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне [Текст] / Т.Н.Бакурина // Начальная школа. – 2002. - №2. -С.56-58.
Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии [Текст] / Д.Н.Богоявленский // Начальная школа. – 2006. - №4. -С.39-40.
Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся [Текст] / В.Я. Булохов //Начальная школа. – 2008. - №1. - С.90-92.
Жедек, П.С. Методика обучения орфографии [Текст] / П.С. Жедек // Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах; под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение, 2003. – 306 с.
Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.А. Светловская. – М.: Просвещение, 2002. - 267с.
Плотникова, С.В. Методика обучения орфографии в начальных классах [Текст]: учеб.пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С.В. Плотникова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. – 2010. – 96 с.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 142315




15