Урок по русскому языку для 5 класса « Морфемика. Орфография. Культура речи»
Урок повторение изученного по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи" 5-й класс
Тип урока: Урок повторения изученного материала и систематизации полученных знаний.
Программа: "Русский язык 5-9 классы" (Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский)
Цели урока: повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»; формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия; продолжать развитие мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения); продолжить формирование волевых качеств, коммуникативных отношений.
Оборудование к уроку:
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2006.
Комплект индивидуальных оценочных листов.
Комплект карточек с заданиями для морфемного разбора слова в 2 вариантах.
Комплект карточек с дифференцированными по уровню сложности заданиями для самостоятельной работы.
Набор смайликов для оценки эмоционального настроя в конце урока.
Презентация урока
Компьютер и мультимедийный проектор
Ход урока.
1) Приветствие.
Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас к нему приготовлено, улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было хорошее настроение. Садитесь.
2) Оформление тетради.
Откройте рабочие тетради и запишите дату «..», классная работа, тему сегодняшнего урока Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
3) Постановка цели урока.
Посмотрите на тему урока и попробуйте поставить перед собой цели, над выполнением которых мы будем работать на сегодняшнем уроке. Что же именно мы должны повторить? Итак, мы поставили перед собой цель, а чтобы её выполнить, нужно работать на уроке очень организованно, вы должны помнить о дисциплине и ответственном отношении к учёбе.
Слово учителя.
Сегодняшний урок не совсем обычен. Мы проведём его в форме компьютерной игры. Я думаю, что практически все из вас любят играть в компьютерные игры. Так вот все задания урока распределены как в компьютерной игре на несколько уровней, каждый уровень сложнее предыдущего, чтобы выиграть эту игру, т.е. получить хорошую оценку в конце урока надо постараться. У каждого из вас есть личный оценочный лист, в который вы будете записывать количество баллов, набранных вами за выполнение заданий каждого уровня (напишите свою фамилию на нём). Сегодня на уроке будет много упражнений для самостоятельной работы, поэтому прошу вас быть внимательными и собранными. В конце урока мы выясним кто удачно прошёл все уровни, а кто отстал.
Уровень 1 «Состав слова»Итак, начнём. Нажмём кнопку «Старт» и попадём на первый уровень игры, который называется «Состав слова»
Скажите, пожалуйста, что изучается в морфемике?
Что такое морфема и какие морфемы вам известны?
1) Опрос по правилам (работа в парах)
А сейчас мы повторим правила о различных частях слова. Вы сами оцените друг друга и выставите отметку в строке «правило» 1 уровня (оценивать по 5-ти балльной системе). Поменяйтесь оценочными листами и выслушайте друг друга, оцените.
Взаимооценка.
1в. – окончание2в. – корень3в. – суффикс 4в. – приставка5в – основа слова
Проверка, кто сколько набрал баллов.( Рассказываем правило вслух).
Мы удачно прошли первый уровень наших заданий, двигаемся дальше.
Уровень 2 «Морфемный разбор слова»
2) выполнение морфемного разбора слов (работа с карточками).
На следующем уровне игры вам предлагается для разбора по составу 5 слов, за каждое слово можно заработать балл.
2 человека выполняют это задание по карточкам у доски, остальные в тетради.1в. Уловка, чёрненький, отморозили, заморский, поджарить
2в. Приставка, беленький, высадила, пригородный, пересолить.
Проверяем, считаем количество баллов.
Самооценка.
Посмотрите, сколько слов вы разобрали без ошибок, и поставьте себе такое же количество баллов в строке «Разбор слова по составу» 2 уровня игры. Молодцы, вы прошли второй уровень игры.
Давайте немного поиграем..
3) Игра «Составь слово» .
Из слова «представить» нужно взять приставку .Вторую приставку из слова «подумать». Корень тот же самый, что и в слове «сложить». Суффикс слова «лечить». Употребить составленный глагол в неопределённой форме. Какое слово у вас получилось? (предположить) Глядя на задания 3 уровня, кто из вас может предположить, что мы будем сейчас выполнять? (Тестовые задания по теме «Морфемика»)
Уровень 3 « Тест по теме Морфемика»» У каждого из вас карточка с тестовыми заданиями, выполняем её. ( Выписываем правильные ответы в тетрадь)
Мини-тест. Самопроверка. Подсчитываем количество баллов.
Физминутка. А сейчас мы все немного отдохнем
И работать с новой силою начнем.
Из-за парты встанем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Мы глаза слегка прикроем,
Душу-сердце приоткроем,
Раз - глубокий вдох, все вместе,
Два - покружимся на месте.
Три – всем классом мы присели,
Как на детской карусели.
Счет – четыре, наклоняйся,
Ничему не удивляйся,
Потому что на счет пять, будем делать вдох опять.
В окна дружно посмотрели, И тихонько сели.
Уровень 4 «Выписать слова с приставками» 2 человека у доски остальные в тетради. Проверка за каждое правильное слово – балл.
Вариант 1. Алёша зашёл в дом, и весь вечер просидел один в классных комнатах.
Вариант 2. Чернушка оглянулась на него с сердитым видом, и он опомнился.
. Подведение итогов урока.
Молодцы, вы преодолели все уровни игры. Давайте проверим, насколько успешно. Подумайте, выполнили ли мы поставленные в начале урока цели. Что же мы успели повторить на сегодняшнем уроке?А теперь подведём итоги.
Подсчитайте набранное вами количество баллов и, опираясь на памятку, поставьте соответствующую оценку. Вы можете поставить эту оценку себе в дневник.
Рефлексия.
А теперь оцените наш урок и вашу работу на нём с помощью «смайлика». Дорисуйте на нём соответствующее вашему настроению выражение.
Чтобы закрепить ваши знания, вы выполните самостоятельную работу, задания которой расположены по уровням сложности на 3, 4, 5 баллов.
Это зачётная самостоятельная работа по теме «Морфемика. Орфография», за которую каждый из вас получит оценку в журнал, выберите уровень сложности и приступайте. «Самостоятельная работа по уровням»
1) Самостоятельная работа с карточками.
Уровень 4 «Суперигра».На 4 уровне вам предлагаются карточки для самостоятельной работы, которые имеют расположенные по уровням сложности задания на 3, 4, 5 баллов.Кто попробует на 5, на 4?Карточка для самостоятельной работы.Задания.3 балла. Спишите, вставляя пропущенные буквы.4 балла. Обозначьте части слов, в которых пропущены буквы
.5 баллов. Выпишите 2 слова без окончания..
Выполнение самостоятельной работы.
Мы с товарищем предпол..гали выехать до ра..вета, но выехали поз..но. Солнце поднималось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В степи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Солнце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Тяж..лое путешествие подошло к к..нцу.
Домашняя работа. Самостоятельная работа по карточкам или задание части С1.
Индивидуальный оценочный лист.
Оценочный лист
учени___ 5 класса «_________________»
______________________________________
Тема урока: «Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. ».
Уровень 1 «Состав слова».
- правило: 1_______
2_______
3_______
4_______
5_______
Уровень 2 « Разбор слова по составу».
_____________б.
.
Уровень 3. «Тест по теме: «Морфемика».
___________б
Уровень 4 «Выпиши слова с приставками».
__________б.
Итоговое количество баллов _____
Оценка _____
Оценочный лист
учени___ 5 класса «_________________»
______________________________________
Тема урока: «Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография.».
Уровень 1 «Состав слова».
- правило: 1_______
2_______
3_______
4_______
5_______
Уровень 2 «Разбор слова по составу».
______ ____б.
Уровень 3. «Тест по теме: «Морфемика».
_________б.
Уровень 4 «Выпиши слова с приставками».
___________б.
Итоговое количество баллов _____
Оценка _____
Заголовок 115