Презентация по русскому языку на тему Морфология. Орфография. Повторение (7 класс)
Проверим домашнее задание Упр. 24,28 «Мозговой штурм» Будут ли однокоренными слова: “медведь” и “ведьма”? Почему? Однокоренные с точки зрения этимологии Как ни странно, но в слове "медведь" всего один корень и это корень само слово, то есть -медведь-; выделять в данном слове два корня "мед" и "вед" будет неверным, эти два корня давно срослись и современный русский язык выделяет только один корень.Слово «ведьма» произошло от слова «ведать», «знать», т.е. это была добрая женщина, знающая свойства трав и умеющая лечить людей. Люди стали считать это проявлением колдовства и ведьма стала ассоциироваться со злой женщиной. Морфология и орфография. Повторение изученного в 5-6 классах. Орфографическая диктовка Прим..рять новый костюм, собственное мирово..рение, пр..одолеть пр..пятствие,соб..рать кол..екцию,прове..ти и..следование, мечтать о пут..шестви..,уча..ствовать в гонк.., прик..снуться к руке,легко дыш..тся, сегодня (не)здоров..тся. Подберите синонимы к разным значениям слова «испытывать» в следующих фразах: испытывать мотор автомобиля; испытывать затруднения в учёбе.Объясните смысл следующих фразеологизмов: бить баклуши, сесть в калошу, длинный язык, чесать язык, яблоко раздора, шить белыми нитками. Мы говорим: Дом сгорел дотла.Что такое тло? Обычно смысл выражения дотла связывают с глаголом тлеть. На самом деле тло значит основание. Сгореть дотла – сгореть до основания. Объясните происхождение наречия восвояси. «Восвояси" - из сочетания 3 слов: во (предлог) + своя (вин п., мн.ч, ср.р., в обобщенном значении вместо единств. по закономерностям древнего синтаксиса + си (возвратное местоимение). Получается - в свои места, к себе. Значение: 1) обратно (туда, откуда пришел, приехал. 2) на место постоянного места жительства, пребывания. Повторение местоимения и числительного Вспомните, что вы знаете о числительном.На какие группы они делятся?Как изменяются? Назовите постоянные признаки числительных. Выборочный диктант Из предложенных слов выберите числительные и запишите их.Столетие, двадцать пятый, первый, шестеро, сотенный, сотый, обе, вторично, пятиминутка, семь, восьмёрка, девятый, три четвёртых, утроить, первичный, четырёхугольник, семьсот тридцать два, десяток, вторник, одна целая пять десятых, второстепенный, первенство. Проверь себя Двадцать пятый, первый, шестеро, сотый, обе, семь, девятый, три четвёртых, семьсот тридцать два, одна целая пять десятых.Определите у выписанных числительных все морфологические признаки. Просклоняйте числительные 1543; 195. Образуйте сложные прилагательные и существительные. 3 уголтреугольный 10 этажейдесятиэтажный 400 километровчетырёхсоткилометровый 70 баллов семидесятибалльный 1 класспервоклассник 1000 лет тысячелетие 7 струн семиструнный 11 метров одиннадцатиметровый 9 мест девятиместный Запишите прописью числительные и поставьте существительные в нужный падеж. 3,5 процент.., 0,18 литр.., к 5,5 прибавить 8,07, от 11,25 отнять 4,564. Вспомните, что вы знаете о местоимениях (разряды).Каждое местоимение поставьте в начальную форму и определите разряды местоимений.Иной, её, другой, никто, мне, мой, я, нас, всякий, себе, свой, любой, те, наш, тот, чьи, тебе, некоторые. Исправьте фразы. Устно. Сколько сейчас время? Которое место ты мне занял? В сколько метрах от дома находится магазин? С какого ты года рождения? Деревенский огород ст_р_жил старенький дядя Вася. Он был ст_рожилом нашей д…ревни. В мол…дости он сост_ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв_тил своей машине. Разв_вался сам и разв_вал её возможности. Зато на его тракторе всегда разв_вался флажок ударника. Так люди просл_вляли героя труда.