Проект Путешествие по сказкам Чуковского
Проект «Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского».
"Сказка - это зернышко, из которого прорастает
эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений"
В. А. Сухомлинский
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный (20 марта 2017 года – 21 апреля 2017 года).
Участники проекта: воспитатель, логопед, музыкальный работник, тифлопедагог, дети старшей группы, родители.Актуальность:
Актуальность данного проекта обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общественных источников, таких как телевидение и компьютер, т. е. фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение.
Сказка играет исключительно важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Важную роль в развитии дошкольника играют сказки К. И. Чуковского. Интересные персонажи, образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей. Увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, которая является прекрасной альтернативой компьютеру и телевизору.
Произведения К. И. Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Проблема: Отсутствие интереса у детей к чтению художественной литературы.
Цель проекта:
Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского, развитие свободной творческой личности ребёнка, знакомство детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского, закрепление и систематизация знаний сказок и стихов русского писателя.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского;
- Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.
- Развивать познавательные и умственные способности, речь детей;
- Формировать у детей устойчивый интерес к слушанию художественных произведений;
- Формировать умение выразительно читать отрывки из сказок, инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические способности;
-Способствовать воспитанию посредством произведений К. И. Чуковского у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду, сострадания к слабым и беззащитным, показать, что добро побеждает зло.
-Расширять представления родителей о детской литературе.
-Приобщать родителей к участию в мероприятиях, проводимых ОУ, к семейному чтению литературных произведений.
Предполагаемый результат:
- формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний;
- формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него;
- развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них;
- развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения;
- развитие интереса к творчеству К. Чуковского; к художественной литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- популяризация семейного чтения.
Предварительный этап.
1. Подбор литературных произведений К. Чуковского для детского чтения.
2. Рассматривание книг с произведениями писателя.
3. Пополнение книжного уголка произведениями писателя.
4. Составление альбома загадок и стихов по творчеству К. И. Чуковского.
5. Подготовка наглядного и дидактического материала для игр и изобразительной и продуктивной деятельности;
6. Беседы с родителями по теме, консультации «Дети и книга» .
7. Ознакомление родителей с темой проекта и привлечение их к сотрудничеству
Основной этап.
Интеграция непосредственно - образовательных областей программы в соответствии с ФГОС в ходе реализации проекта :Образовательная область:
Социально - коммуникативное развитие
• Развивающие настольно-печатные: «Лото», «Доктор Айболит», «Прочитай слово по первым звукам», «Противоположности», «Составь сказку из частей», «Угадай, к какой сказке иллюстрация?», «Узнай сказку по предмету», «Каким героям что нужно?», «Что сначала, что потом?», «Аскорбинка и ее друзья».
• Сюжетно-ролевая игра «Доктор». Разговор с детьми: «Почему люди болеют?», «Чистота, витамины и здоровье».
• Разговор по безопасности: «Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать», «Как не потеряться».
• Труд. Совместно с воспитателем: изготовление атрибутов к ролевой игре, к игре «Узнай сказку по предмету»;
Познавательное развитие
Беседа на темы «Для чего необходима посуда», о жизни и творчестве Корнея Чуковского.
Д/и «Хорошо-плохо»
Конструирование «Дом для Федоры»,
НОД ФЦКМ «По страницам наших сказок».
Здоровье и физическое развитие
Воспитание культурно-гигиенических навыков детей через беседу «А у нас сегодня гость…». (Айболит, Муха-Цокотуха, Федора)
Обсуждение рецептов средств народной медицины: малины, меда, лука и сахара, лимонов, чеснока, сока алоэ.
Создание картотеки старинных и современных подвижных игр.
Игры на релаксацию и с использованием здоровьесберегающих технологий: «Улитка», «Смотри – слушай», «Чайка», «Напишите глазами цифры», «Замок», «Бабочка»
Речевое развитие
Ситуативные разговоры с детьми («А что произойдет, если?».)
Дидактическая игра: «Из какой сказки?"
Речевая игра «Назови ласково», «Назови детенышей», «Посчитай животных», «Закончи предложение», «Подбери признаки»
Чтение сказок К. И. Чуковского: «Телефон», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Чудо-дерево», пересказ прочитанных и их инсценировка.
Чтение и прослушивание стихотворений К. И. Чуковского.
Просмотр мультфильмов по сказкам К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», «Бармалей» и др.
Художественно-эстетическое развитие
• Лепка: «Доктор Айболит и его друзья».
• Рисование: «Любимый герой сказок К. И. Чуковского»
• Аппликация: «Гости Мухи-Цокотухи».
• Песня – инсценировка: «Путаница», З. Я. Роот.
• Разучивание танца «Стирка» под музыку.
• Показ сценки по отрывку из произведения «Федорино горе» в костюмах и масках-шапочках.
Работа с родителями:
1. Подбор фотографий с изображением мам.
2. Участие родителей в создании предметно – развивающей среды: пополнение уголка театрализованной деятельности, книжного уголка (книги К. И. Чуковского).
3. Помощь в изготовлении костюмов и декораций к театрализованному представлению.
4. Подготовка консультации для родителей: папка – передвижка «Биография К. И. Чуковского», «Дети и книга».
Заключительный этап.
1. Подведение итогов
2. Выставка творческих работ детей по сказкам К. И. Чуковского.
3. Драматизация сказок.
4. Презентация проекта.
Анализ.
В результате работы над проектом дети познакомились с творчеством поэта, они с удовольствием и большим интересом принимали участие во всех мероприятиях. Отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации, а так же творческой активности детей, желание участвовать в театрализованных играх Родители приняли активное участие в реализации проекта
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте «Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского»; сблизила детей и педагогов нашей группы.
Обогатился уровень знаний и представлений детей о предметах окружающей обстановки, живого мира, социальной действительности.
Литература:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003.
2. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2012г.3.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
4.«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика – Синтез, 2014
5. Ивич А. «Сказки и заповеди Корнея Чуковского» (в кн. Ивич А. «Воспитание поколений»).Москва: «Детская литература», 1969 г.
6. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
7. Петровский М. «Книга о Корнее Чуковском». Москва: Советский писатель, 1966
8. Чуковский К. И. «Сказки, стихи, песенки». Москва: АСТ, 2012 г.