Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс (индивидуальное обучение на дому) Адаптированная основная образовательная основного общего образования для детей с ЗПР на 2015-2016 уч.год


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа № 28 имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.Ф.Уразлина
городского округа Сызрань Самарской области

Рассмотрено на заседании: Согласовано: Утверждаю:
МО учителей начальных классов Зам.дир. по УВР Директор ГБОУ ООШ « 28»
Протокол № 1 г.о. Сызрань
«___» _________20__ г. ___________ Макарова Л.Н. _________ Тюкова О.Ю.



Рабочая программа по предмету
окружающий мир
4 класс
(индивидуальное обучение на дому)
Адаптированная основная образовательная основного общего образования для детей с ЗПР
на 2015-2016 уч.год
Количество часов в неделю -1 ч.
Рабочая программа по окружающему миру для IV класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы ФГОС общего начального образования, Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (IIV) авторы программы: Р.Д. Тригер, Ю.А.Костенкова, И.Н.Волкова, С.Г.Шевченко. Г.М.Капустина, Т.В.Кузьмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, Н.А.Цыпина, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»





Составитель:
Ставропольцева А.В.
учитель начальных классов






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для IV класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Данная программа реализуется в IV классе КРО
Рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся с ОВЗ уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
«Окружающий мир» курс интегрированный. Основная цель его формирование у обучающихся целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду, место человека в ней, воспитание правильного отношении к среде обитания и правила поведения в обществе и природе.
При изучении данного курса решаются следующие основные задачи:
·  расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
·  обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
·  систематизация знаний и представлений, способствующая  повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
·  уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
·  улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
·  активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
·  систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).

Программа учитывает особенности детей с ОВЗ.
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ОВЗ наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
Учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Коррекционная работа проводится на том материале, который является содержанием учебной образовательной программы, т.е. коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным. Целью коррекционной работы является исправление присущих воспитанникам недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка.
Вся система коррекционной работы направлена на исправление дефектов, общих для всех детей с нарушением интеллекта (общая коррекция) и на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников (индивидуальная коррекция), с целью дальнейшей их развития, социализации и адекватной адаптации в современном обществе.
Общая коррекционно-развивающая работа со всеми воспитанниками заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня обучающихся с нарушениями интеллекта, в развитии познавательной деятельности, всех психических функций, социально-бытовых и коммуникативных навыков.
Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех школьников, но и недостатки, характерные для тех или иных воспитанников (индивидуальная коррекция). Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что воспитанники овладевают знаниями неравномерно.
Общая и индивидуальная коррекция осуществляются практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и тоже время. Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция - с отдельными учениками или с небольшой группой.
У детей с задержкой в развитии наблюдаются трудности в формировании таких процессов, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Кроме того, у этих детей наблюдаются инертность мышления, поверхность ума, застревание на привычных действиях. Затруднено осознание собственной мыслительной деятельности. Память у таких воспитанников характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Для них невозможным, оказывается, длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у обучающихся волевых качеств личности, в воспитании
эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается в учебе, в труде, в отношениях со своими товарищами, учителями. Понимание педагогом особенностей эмоционального отношения воспитанников к тем или иным сторонам окружающей действительности является важным условием эффективности коррекционного воздействия.
Основные направления коррекционной работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавание;
- развитие пространственных представлений и ориентировки;
- развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие основных мыслительных операций;
- формирование навыков соотносительного анализа;
- развитие навыков группировки и классификации;
- формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.)
4. Развитие речи, владение техникой речи.
5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
6. Совершенствование движений и сенсорного развития.
- развитие мелкой моторики кисти
7. Развитие различных видов мышления;
- развитие наглядно-образного мышления
- развитие словесно- логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционная работа с воспитанниками строится на принципах сочетания слова, наглядного образа и практических действий.
Коррекционная деятельность может осуществляться через:
- дидактические игры, которые могут использоваться на любом этапе урока: "Самый внимательный", "Будь внимателен", "Найди слова", "Перепутанные линии", "Чего не стало?", "Что изменилось?", "Четвёртый лишний" и т. д.;
- моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы.
Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, каждый раз, усложняя их идет подготовка ребенка к уверенному вступлению в самостоятельную жизнь;
создание проблемных ситуаций. Решение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обществе;
- решение логических задач. Решая логические задачи, дети должны использовать разные приемы умственной деятельности ( анализ, сравнение, обобщение, построение умозаключения ), что стимулирует развитие мышления, его гибкости. Логические задачи могут быть предоставлены в словесной или наглядной форме.
Проведение с воспитанниками дидактических игр и упражнений являются эффективным инструментом развития внимания, памяти, мышления и т.д. у детей с задержкой психического развития. Дидактическая игра и упражнения помогают ребёнку в развитии его способностей.
Общая характеристика учебного предмета

Изучение учебного курса «Окружающий мир» рассчитано на четыре года (по 1 часа в неделю) на уроках ознакомления с окружающим миром и развития речи.
Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний с целью восполнения пробелов его предшествующего обучения и развития, создания условии для познания и понимания учащимися предметов и явлений окружающей действительности, близкой их жизненному опыту, для формирования умений рассказывать о них и обсуждать увиденное.
Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек природа общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности. Особенностью программы является включение знаний, способствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Уроки по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи должны развивать у детей умения:
·  вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;
·  задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;
·  проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;
·  рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;
·  делать выводы и умозаключения на основе обсуждения (под руководством взрослого) наблюдаемых событий, явлений, предметов;
·  составлять высказывания из трех – пяти сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;
·  усваивать навыки правильного общения и поведения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.
В программу «Окружающий мир» в каждый год обучения включаются два раздела:
1. Ближайшее окружение человека (темы: «Предметы вокруг нас», «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город (село)», «Наша страна»).
2. Природа вокруг нас (темы: «Сезонные изменения в природе», «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье»).
Каждая из учебных тем относительно самостоятельна, но все вместе они формируют систему знаний и представлений о природе, обществе, человеке, о материальной культуре и нравственных эталонах.
При изучении темы «Предметы вокруг нас» учащиеся знакомятся с разнообразием свойств предметов, у них формируются пространственные представления.
На основе многократных действий с предметами учащиеся овладевают приемами сопоставления объектов, такими, как накладывание предметов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Кроме действий с предметами и их изображениями, на уроках используются разнообразные виды продуктивной деятельности – аппликация, конструирование, работа с природным материалом, рисование, лепка.
Изучение тем «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город (село)», «Наша страна» направлено на уточнение и расширение конкретных представлений и знаний учащихся о предметах быта и труда, наиболее распространенных общественных учреждениях, транспорте города (села) и различных средствах связи. Дети знакомятся с некоторыми сторонами общественной жизни, с трудом людей, с наиболее распространенными профессиями, учатся рассказывать о членах своей семьи, об их труде. В ходе обсуждения этих тем они учатся понимать поведение разных людей в сходных ситуациях, оценивать свое поведение и поведение окружающих как «правильное неправильное», «хорошее плохое», устанавливать связь между формой поведения человека и ответной реакцией окружающих людей, понимать причины негативных реакций у окружающих.
Изучение данного раздела должно предусматривать анализ (с помощью учителя или воспитателя) ситуаций, включающих те или иные проблемы, подведение учащихся к соответствующему выводу, организацию ролевого тренинга в классе (разговор по телефону, вызов «скорой помощи», обращение с просьбой к незнакомому лицу в транспорте, в других общественных местах), разбор примеров из художественной литературы с целью формирования нравственных представлений.
Активизации познавательной деятельности детей, развитию их творческого воображения способствует игра. Наряду с дидактическими играми в данный раздел включены сюжетно-ролевые игры. Игра способствует накоплению необходимого сенсорного опыта, запаса разнообразных ярких отчетливых представлений, однако это первоначальный этап ознакомления учащихся с окружающей действительностью. Образовавшиеся представления должны воплотиться в слово. Каждый урок в начальной части включает короткую беседу (8-10 минут) о результатах наблюдений, которые были проведены учащимися по заданию учителя. Обязательной структурной единицей урока являются также предметно-практическая и любые виды продуктивной деятельности, позволяющие «оживить», закрепить, уточнить представления детей об отдельных объектах и явлениях окружающего мира. Чередование различных видов деятельности способствует нормализации внимания учащихся и согласуется со структурой комбинированного урока. Обязательным этапом работы является систематизация изучаемого материала. Школьники усваивают обобщающие понятия, осваивая приемы практической группировки и словесной классификации.
Изучение раздела «Родная природа» предусматривает ознакомление детей с природой в процессе непосредственных наблюдений за отдельными объектами и явлениями, проводимых в ходе экскурсий, учебных прогулок, а также при организации практических работ учащихся.
Сначала при описании сезонных изменений в природе используются простые распространенные предложения, во второй год обучения для описания установленной закономерности вес больше употребляются сложноподчиненные предложения. Важно побуждать учащихся осуществлять самостоятельные обобщения, оформляя их в виде связного рассказа по данному плану или по опорным словам.
В процессе наблюдений в природе школьники знакомятся с некоторыми растениями и животными. Более глубокое изучение некоторых видов растений и животных, сравнение конкретных предметов с целью выделения их опознавательных признаков предусматриваются темами «Растения» и «Животные».
Для закрепления знаний по темам «Растения», «Животные» используются работы учащихся с природным материалом. При этом у школьников формируется умение целенаправленно, последовательно и планомерно рассматривать изучаемые объекты, выделять их общие и отличительные признаки, существенные для отнесения данных предметов к определенным группам или категориям (например: овощи, фрукты, звери и т.п.).
В процессе обучения школьники знакомятся не только с признаками отдельных конкретных объектов, но и усваивают обобщающие слова (родовые понятия). Для этого также организуется фактическая деятельность учащихся по группировке и классификации реальных предметов и их изображений.
На каждом уроке решаются определенные воспитательные задачи: умение заботиться о растениях и животных, нетерпимость к порче растений и уничтожению животных, способность воспринимать красивое в природе, знакомство с законами об охране природы.
В III классе продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатое на занятиях по программе «Окружающий мир». Задачи обучения природоведению состоят в том, чтобы расширить элементарные знания учащихся о предметах и явлениях природы, показать на доступных примерах взаимосвязи в природе, а также между человеком и природой, познакомить с трудом людей, занимающихся использованием и охраной природы, осуществлять экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание обучающихся. Главными формами учебных занятий являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы. Эти формы не должны подменяться чтением статей о природе, но работе с учебником по природоведению, как и широкому использованию различных наглядных средств, уделяется серьезное внимание и отводится определенное время на уроке.
В первый год изучения природоведения (III класс) усваиваются разделы «Человек и его здоровье», «Природа родного края». При изучении последнего раздела осуществляется краеведческий принцип обучения, в то же время реализуются систематический и сезонный принципы. Так, при изучении природных сообществ (лес, луг, поле и др.) учащиеся наиболее глубоко знакомятся с такими из них, которые характерны для данной местности. В конкретном природном сообществе важное значение придается знакомству на нескольких примерах с видовым разнообразием типичных растений. Дети учатся характеризовать изменения в неживой природе, в жизни животных и растений и задачи по их охране, сезонный труд людей.
Программа второго года изучения природоведения (IV класс) стоит из двух разделов: «Организм человека и охрана его здоровья» и «Природа нашей Родины (Ориентировка на местности. План и карта. Природа России. Использование и охрана природы человеком)». При знакомстве с организмом человека главное внимание сосредоточивается на вопросах гигиены и охраны здоровья.
Знакомясь с разнообразием родной природы, учащиеся получают представление о географическом положении нашей страны, об изменении природы с севера на юг, составляют сравнительные таблицы по природным зонам, которые используют при изложении учебного материала по данному разделу.
Тема «Использование и охрана природы человеком» завершает курс природоведения, обобщает полученные знания. Учащиеся знакомятся с законами об охране природы в нашей стране, воспринимают их обязательность для выполнения каждым гражданином, активно включаются в практическую деятельность по сохранению природы для будущих поколений.
В интегрированный курс «Окружающий мир» включены также содержательные линии «Человек и общество» (отношения со сверстниками и взрослыми, правила поведения лома, в транспорте, общественных местах) и «История родной страны» (чем славится родной край, чем богата и знаменита родная страна, труд людей). Культурологический принцип преподнесения данного материала должен обеспечить расширение кругозора школьников, повысить общую культуру детей с трудностями в обучении и поведении. Именно поэтому большое внимание уделяется ознакомлению учащихся с общественными учреждениями города, с достопримечательностями края и страны. Даются общекультурные сведения об известных ученых, деятелях искусства и т.п. В IV классе большая роль отводится обобщающим урокам, позволяющим систематизировать знания и представления, полученные в предыдущие годы, создать целостную картину окружающего мира в системе человек природа общество.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение предмета « Окружающий мир» в 4 классе по программе КРО отводится 34 часа (из расчета 1час в неделю)
Количество часов уменьшено за счет отбора и уплотнения учебного материала, увеличения доли самостоятельной работы.

Методы и формы, через которые будет реализована программа:
обучение на интересе, на успехе, на доверии;
адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
взаимообучение, диалогические методики;
комментированные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Основное содержание предмета «Окружающий мир» в 4 классе
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».
Разделы: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале. Обучающиеся знакомятся с историей Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.
Следует отметить, что содержание разделов дается в хронологической последовательности с древности до современности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох, а также способствует формированию у них историко-временных представлений, помогает преодолеть присущие их возрасту сближение прошлого и настоящего.
Предмет “Окружающий мир” предусматривает активное использование на уроке учителем ИКТ-технологий в качестве наглядного материала (использование презентаций, учебных дисков, видео- и аудио, игровых программ), что делает процесс обучения более эффективным.
К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.
Раздел № 1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля - это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий.
Раздел №2 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе.
Раздел №3 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.
Раздел № 4 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена.
Раздел № 5«Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России.
Раздел №6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (23 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 12 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир»
1.А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013.
2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013.
3. Федеральная служба геодезии и картографии России. Атлас с комплектом контурных карт. Природоведение 3-5 классы.
4. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2013.
MULTIMEDIA-поддержка курса:
Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс
Интернет-ресурсы.
КИМы: Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А.А. Плешакова.

ЭОР
Электронное приложение Плешаков А.А. «Окружающий мир» 4 класс
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Принтер лазерный.
Цифровые микроскопы «Kena»
Модульная система экспериментов PROLOG
Документ-камера «Ken-a-vision»
Диски с ПО
Система «PROClass»,устройство приёма передач
Пульты
















Календарно- тематическое планирование предмета «Окружающий мир»
в 4 классе (1 час в неделю- 34 часа в год)
Окружающий мир: учебник для 4 класса в 2-х частях, М.: «Просвещение», 2013
УЗСЗ-урок закрепления и совершенствования знаний;
УКЗУН- урок контроля знаний, умений и навыков;
УОСЗ-урок обобщения и систематизации знаний;
УФЗ- урок формирования новых знаний



№ п/п
Тема урока


Планируемые результаты
Планируемые результаты
(метапредметные)











ЭОР и
СОТ




предметные
познавательные
регулятивные
коммуникативные
личностные


1
Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

УФЗ
Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете.
Извлечение информации из учебника.
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
CD-диск

2
Планеты Солнечной системы. Отчего на земле сменяются времена года
УФЗ
Знать название нашей планеты, планет.
Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно.
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем и учащимися
Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли


3
Звездное небо – великая книга природы.

УФЗ
Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий
соотнесения того, что уже известно и усвоено что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необходимой информации, оценка результатов работы.

Сотрудничество с учителем и учащимися
Определять направление на север по Полярной звезде.
Компьютер


4
Пояса Земли.

УЗСЗ
Знать тепловые пояса Земли.
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли.
Моделирование объектов окружающего мира.
Выражение с достаточной полнотой и точностью своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Сотрудничество с учителем и сверстниками
Принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика,
Компью-тер

5
Сокровища Земли под охраной человечества.
Тематический тест №1 «Земля и человечество»

УКЗУН
Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры.
Уметь использовать приобретённые знания для оценки воздействия человека на природу.
Учиться совместно с учителем обнаруживать учебную проблему.

Добывать новые знания:

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой
Интернет- ресурсы

6
Равнины и горы России.

УФЗ

Знать понятия «равнины», «горы».
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указаний названий).
Выделение необходимой информации;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой.


7
Моря, озера, реки России.

УФЗ
Знать виды водоёмов.
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указаний названий).
Поиск и выделение необходимой информации,
Подготовка сообщения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями
Сотрудничество с учителем и учащимися.
Осознание себя гражданином своего Отечества,


8
Зона Арктических пустынь.

УФЗ

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь.
Постановка учебной задачи
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Осознание себя гражданином своего Отечества,


9
Тундра.

УЗСЗ
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры.
Постановка учебной задачи.

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний;

Сотрудничество с учителем и учащимися
Осознание себя гражданином своего Отечества,


10
Леса России.

УФЗ
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса.
Построение логической цепочки рассуждений,.

Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Принятие навыков экологически грамотного поведенияв природе,
CD-диск


11
Лес и человек.

УЗСЗ
Понимать основные правила поведения в окружающей среде.





Представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой.


12
Зона степей.

УФЗ

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей.






13
Пустыни
УФЗ
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни.






14
Обобщающий урок - игра «По природным зонам России».

УОСЗ
Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.
Выделение информации; установление связей.
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Планирование учебного сотрудничества с учителем
Приобретение личного опыта общения с людьми,


15
Наш край.

УФЗ
Знать название родного города.
Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде.
составление плана и последовательности действий
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Осознание себя достойным членом общества и государства.
Компьютер



16
Водоемы нашего края.

УФЗ

Знать водоёмы своего края.
постановка учебной задачи на основе соотнесения известн.
и неизвест.

представление полученной информации; оценка результатов работы.

Сотрудничество с учителем, родителями и учащимися
Обретение чувства
любви и гордости к своей стране, к её природе, культуре


17
Наши подземные богатства.

УФЗ
Уметь:
- Различать важнейшие полезные ископаемые своего края,
Постановка и формулирование проблемы.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.
Обретение чувства любви и гордости к своей стране,


18
Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

УФЗ
Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края.
Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона.
Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану.
Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.


.
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний
Приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой.
http://viki.rdf.ru/item/2417/download/


19
Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

УФЗ






аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой.


20
Жизнь пресного водоема.

УФЗ








21
Растениеводство в нашем крае.

УЗСЗ
Знать отрасли растениеводства в родном крае.
Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями.
Поиск и сбор информации.





22
Животноводство в нашем крае.

УФЗ
Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными.
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний

Принятие и социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения.


23
Проверочный тест по теме «Я знаю родной край».

УКЗУН
Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять правила поведения в природе.
Поиск и выделение необходимой информации.

Выделение необходимой информации; установление связей,
Сотрудничество с учителем, родителями и учащимися
Осознание себя членом общества и государства.
CD-диск


24
Жизнь древних славян.


Знать название нашей родной страны и её столицы, историю Древней Руси.
Уметь показывать на карте границы России,
некоторые города России, описывать
отдельные (изученные) события из истории
Отечества



.
построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Договариваться с людьми, ,сотрудничать в совместномрешении проблем.
Осознание себя членом общества и государства.


25
Во времена Древней Руси.

УФЗ








26
Иван 3.

УФЗ

Знать реформы Ивана Третьего.
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Постановка и формулирование проблемы,
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности
Оценка результатов работы.

Обретение чувства любви и гордости к родной стране,


27
Петр Великий.

УФЗ
Знать историю развития образования на Руси.
составление плана и последовательности действий.

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
уважительно относиться к позиции другого, договариваться.
Осознание себя членом общества и государства.
CD-диск


28
М.В.Ломоносов

УФЗ

Извлечение необходимой информации из текстов.
Постановка и формулирование проблемы.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности
Обретение чувства любви и гордости к родной стране,


29
Екатерина 2
УФЗ
Знать реформы Екатерины Великой
установление связей.
Представление цепочек объектов и явлений; умение выражать свои мысли
Договариваться с людьми, сотрудничать
гордость к родной стране,к её природе, истории.
CD-диск


30
Отечественная война 1812 года.

УФЗ
Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой.
Определение промежуточных целей с учётом конечного результата.
Составление плана и последовательности действий.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Осознание себя членом общества и государства.


31
Великая война и Великая Победа.

УФЗ
Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей.
Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой.






32
Основной закон России и права человека.

УФЗ
Знать государственные праздники, Основной закон России.
Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.
постановка и формулирование проблемы.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися
Осознание себя членом общества и государства.


33
Дети имеют право на особую заботу и помощь.

УФЗ

Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и её столицы.
Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию.
Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Осознание себя членом общества и государства.
ht
CD-диск


34
Мы – граждане России.

УЗСЗ






















13PAGE 15






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315