Презентация Формирование УУД на уроках английского языка в начальных классах
ФГОС. Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка (1-я ступень обучения).Выполнила: учитель английского языка МОБУ «Новоладожская СОШ №2»Дьякова Наталья Николаевна
Понимающий ребенок – это, прежде всего, ребенок, способный увидеть целое во всём богатстве связей и отношений.
ФГОС второго поколения в образованииС введением ФГОС второго поколения в образовательной среде происходит переход от обучения как преподнесения учителем системы знаний обучающимся к активному решению проблем с целью выработки определённых умений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в процессе овладения знаниями, к активному участию обучающихся в выборе содержания и методов обучения.В основе формирования метапредметных результатов лежит « умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений, а также формирования коммуникативных компетенций и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора
Теоретические основы современного обучения
ФГОС. Ценностные ориентиры начального общего образования.Цели: - развитие коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевая, языковая, социокультурная, учебно – познавательная; - развитие личности обучающихся; - формирование и развитие УУД;
ФГОС Результаты обучения:Личностные -внутренний мир обучающегося постепенно меняется благодаря сформированным ценностно – смысловым установкам;Предметные - обучающийся знает учебный материал, преобразует информацию, применяет знания на практике;Метапредметные - обучающийся применяет освоенные универсальные учебные действия на других занятиях и в жизни;
Система оценки достижения планируемых результатов.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЛичностныеОсуществляется в ходе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о возрастной периодизации развитияМетапредметныеОценивается как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.ПредметныеОценка достижений у обучающихся планируемых результатов по предмету в форме контроля успешности освоения действий с предметным содержанием на основе опорной системы знаний проверяемого учебного курса
Метапредметные результаты образования - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях , освоенные обучающимися на базе одного или нескольких предметов;- общие учебные умения и навыки – универсальные учебные действия – ключевые компетентности как показатели развития социального интеллекта
Метадеятельность – универсальный способ жизнедеятельности каждого человека{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СтратегическаяМотив, цель, план, средства, организация действия, результат, анализИсследовательскаяФакт, проблема, гипотеза, проверка – сбор новых фактов, вывод.ПроектировочнаяЗамысел, реализация, рефлексия.СценирующаяВыстраивание различных вариантов сценария событий.МоделирующаяПостроение логических схем и цепочек посредством знаков и символов.КонструирующаяВыполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект.ПрогнозирующаяМысленное конструирование будущего объекта на основе предвидения.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Теоретическое мышлениеОбобщение, систематизация, доказательство, классификацияНавыки переработки материала (информации)Анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация.Критическое мышлениеОтличать факты от мнений.Творческое мышлениеВидение новой функции, альтернативное решениеРегулятивные уменияОпределение целей, умение задать вопрос, выбор тактики.Качества мышленияГибкость Метаспособы и метаумения – методы, позволяющие открыть новые способы решения задач, в ходе которых развиваются:
Формирование метаумений (УУД)Развивающее обучение Эльконина – Давыдова;Мыследеятельностная педагогика;Коммуникативная дидактика;Эвристическое обучение;Логико – смысловое моделирование.
Планируемые результаты начального общего образования. Программа формирования УУД. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» Учебные программы по предметам в том числе и по иностранному языку ( английский язык)
Какие требования к результатам обучающихся устанавливает ФГОС?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЛичностныеМетапредметныеПредметныеГотовность и способность обучающихся к саморазвитиюОсвоение обучающимися УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные)Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применениюСформированность мотивации к обучению и познаниюВладение межпредметными понятиямиФормулируются в терминах «выпускник научится»( базовый уровень) и « выпускник получит возможность научиться» ( повышенный уровень)Ценностно – смысловые установки обучающихсяСформированность основ гражданской идентичности
Разработчики концепции развития УУДКонцепция развития УУД разработана на основе системно – деятельностного подхода группой авторов:А.Г. Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, Н.Г.Салминой, С.В.Молчановым под руководством А.Г.Асмолова
Группы универсальных учебных действий.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЛичностныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативныеСамоопределение (внутренняя жизненная позиция)Целеполагание( формулирование задачи на основе того, что известно и неизвестно)1.ОбщеучебныеРабота с информацией, учебными моделями, структурированиезнаний, смысловое чтениеПланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиСмыслообразование (мотивация ради чего и зачем учусь)Планирование ( составление плана и последовательности действий)2. ЛогическиеВыполнение логических действий и операцийПостановка вопросовНравственно – этическая ориентацияПрогнозирование( предвосхищение результата)3.Знаково - символическиеИспользование знако – символических средств, общих схем решенияПостроение речевых высказываний, умение точно выражать свои мысли. Контроль ( соотнесение результата с эталоном)4.Постановка и решение проблемУправление поведением партнёра, учёт чужой позицииКоррекцияОценкаВолевая саморегуляция
Системно – деятельностный подход в образовании.В основе реализации ФГОС лежит системно – деятельностный подход, интегрирующий достижения педагогической науки и практики в том числе компетентностной и зуновской парадигм образования (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).Основной результат: развитие личности на основе деятельности по преобразованию внешней предметной деятельности во внутреннюю - мыслительную.Основная педагогическая задача: создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Формы организации учебной деятельностиИгрыКодированиеТворческая мастерскаяДраматизацияРабота с текстом и другими источниками информацииВыполнение проектных работ
Базовые образовательные технологииМежду обучением и психическим развитием всегда стоит деятельностьПроблемное обучение( обучение на основе «учебных ситуаций) образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Базовые образовательные технологии Триада: -замысел – - реализация - - продукт- Проектная деятельность Этапы:1.Решение2. Цель3.Задача4.План и программа5.Проверка на реализуемость 6.Выполнение 7.Презентация
Базовые образовательные технологииФормирование УУДУчебные ситуацииТиповые задачиУчебное сотрудничествоИсследовательская деятельностьразвиваются умения: ставить проблему, формулировать гипотезу; применять методы исследования( наблюдение, опыт, эксперимент, опрос, сравнение, анализ);презентовать результаты.
Базовые образовательные технологииТехнология дискуссий- развиваются коммуникативные умения: высказывать мненияслушать партнёроввести диалогаргументировать свою точку зрения
Базовые образовательные технологииТехнология развития критического мышления через чтение и письмо. Развиваются:Коммуникативные уменияУмения работать с информацией
Базовые образовательные технологииИнформатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Информационно – коммуникативные технологииОбразовательная деятельность на основе ИКТ:Открытое пространство информационных источниковИнструменты « взрослой» информационной деятельностиСреда информационной поддержки учебного процессаГибкое расписание занятий, гибкий состав группСовременные системы управления учебным процессом
Типы заданий на формирование УУД Формирование личностных УУДНа этапе рефлексии предложить обучающимся самому оценить уровень успешности на данном занятии.Проведение физкультминуток на иностранном языке ( установка на здоровый образ жизни).Оцени поведение главного героя. Хорошо ли он поступил? Как бы ты повёл себя на его месте? Формирование коммуникативных УУДОрганизация совместной работы обучающихся(в парах, группах постоянного состава и мобильных)
Типы заданий на формирование УУДФормирование познавательных УУДФормулировка познавательной задачи самим учащимся.Организация проектной деятельности( поиск информации из Интернет – ресурсов).Подготовка устного и письменного речевого высказывания.Формулировка проблемы ( главной идеи) текста.Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.Преобразование утвердительного предложения в отрицательное и вопросительное.Составление таблиц, схем.Замещение буквы звуком.Выделение гласных и согласных букв в словах. Классификация слов по частям речи.
Формирование УУД в контексте содержания учебного предмета РазвитиеУУД происходит в процессе овладения обучающимися предметным содержанием учебного предмета, в связи с этим перед учителем – предметником стоит задача:Осмыслить содержание на предмет развития УУДВнести корректировки в методы преподавания, способы мониторинга и оценки результатов в соответствии с реализуемым УМК Любое задание по предмету должно рассматриваться учителем – предметником как основание для формирования УУД у обучающихся (причём следует точно определить для себя какого именно)
ФГОС Современный урок{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типаНазвание темы урокаСообщает учительФормулируют сами обучающиеся(общеучебные УУД)Сообщение целей, задачУчитель формулирует и сообщает обучающимся чему должны научитьсяФормулируют сами обучающиеся, определив границу знания и незнания(общеучебные УУД)ПланированиеУчитель сообщает какую работу нужно сделать, чтобы достичь целиПланирование обучающимися способов достижения намеченной цели.(регулятивные УУД)Практическая деятельность обучающихсяПод руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задачОбучающиеся сами действуют по намеченному плану(регулятивные УУД)
ФГОС Современный урок{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КонтрольУчитель осуществляет контрольОбучающиеся осуществляют контроль - самоконтроль, взаимоконтроль ( регулятивные УУД)КоррекцияУчитель проводит в ходе выполнения и по итогам выполненной работыОбучающиеся формулируют затруднения и проводят коррекцию самостоятельно( регулятивные УУД)Оценивание обучающихся Учитель оценивает за работу на урокеОбучающиеся оценивают свою деятельность по её результатам( регулятивные УУД)Итог урокаУчитель выясняет, что запомнили обучающиеся Проводится рефлексия( общеучебные УУД)Домашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует( чаще задание одно для всех)Обучающиеся выбирают задание с учётом индивидуальных возможностей (регулятивныеУУД)
ФГОС Современный урок в свете формирования метапредметных умений(УУД)Деятельностно – ориентированное учениеОриентация на решение конкретных жизненных задачОсознанное овладение обучающимися процессом ученияМежпредметное взаимодействие при изучении сложных ситуаций реальной жизниСотрудничество учителя и обучающихся
Учитель начальной школы в свете требований ФГОСУчитель – профессионал:Проектирует учебный процесс(рабочие программы, тематическое планирование с учётом развития УУД)Составляет технологические карты уроковОрганизует деятельность обучающихся ( в группах и парах)Консультирует, корректирует действия обучающихсяОказывает индивидуальную поддержкуИщет способы включить в работу каждого обучающегосяУчитель – воспитатель:Создаёт условия для приобретения обучающимися жизненного опыта в процессе учебной деятельностиВыполняет роль «соучастника», «третейского судьи»
Портрет выпускника начальной школыЛюбящий свою Родину, свой край, свой народУважающий и принимающий ценности семьи и обществаЛюбознательный, активно познающий мирВладеющий основами умения учитьсяСпособный к организации собственной деятельностиДоброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнениеВыполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизниГотовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
Учебно - методический комплект «Английский в фокусе» для начальной школы ( Н.И.Быкова, Д.Дули М.Д.Поспелова)
Желаю творческих успехов!