Статья Формирование УУД в начальных классах


Формирование УУД в начальных классах
И.В.Воронова, учитель начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Киселёвского городского округа «Лицей №1» Кемеровской области
В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» говориться, что современная школа должна:- научить учиться,- научить жить, - научить жить вместе, - научить работать и зарабатывать Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создает условия для формирования «языкового чутья», как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
Регулятивные УУД- Умение осуществлять коррекцию
Регулятивные УУД -Умение следовать инструкции учителя
Познавательные УУД- Умение соотносить транскрипцию,
модель и буквенную запись слова
Коммуникативные УУД -Умение высказывать
своё мнение
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя.
Личностные УУД
Регулятивные УУД –Умение следовать инструкции
учителя
Познавательные УУД -Умение ориентироваться
в тексте учебника
Коммуникативные- Умение высказывать свою
точку зрения
Предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности;
умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу;
формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:
овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);
формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Личностные УУД- Принятие правил ЗОЖ
Регулятивные УУД- Умение составлять алгоритм
действий
Познавательные УУД- Умение находить
1-2 существенных признака
Коммуникативные УУД -Умение задавать вопросы
Следующий предмет учебного цикла – «Математика».
На ступени начального общего образования этот предмет является основой развития у обучающихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также планирование (последовательности действий по решению задач), систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного мышления. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.
Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования.
Познавательные УУД -Умение сравнивать
Познавательные УУД -Умение читать простые
модели, схемы, дополнять их
Познавательные УУД -Умение соотносить
предметы с их названиями
Регулятивные УУД -Умение осуществлять проверку
и оценивать свою работу
Регулятивные -Умение осуществлять действия
по образцу
Внеурочная деятельность, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, является неотъемлемой частью педагогического процесса в образовательном учреждении.
Коммуникативные УУД – основной структурный компонент учебной деятельности на занятиях по риторике. Они обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Психолог М. Ступницкая определяет восемь критериев сформированности коммуникативных УУД. Это – изложение собственных мыслей, способность отвечать на вопросы, способность задавать вопросы, способность корректно возражать оппоненту, способность аргументированно отстаивать собственную позицию, способность гибко менять собственную позицию, способность подчиниться решению группы для успеха общего дела, соблюдение социальной дистанции в ходе общения.
Коммуникативные УУД -Слово веселит, слово утешает
Коммуникативные УУД -Умение работать в паре
Коммуникативные УУД -Умение контролировать свои действия
Общая характеристика результатов формирования УУД в начальной щколе расписана по классам, я соответственно, представляю 1 класс. Из представленных УУД я бы выделила те, над которыми ведётся особенная работа, которая и делает 1 класс «трудным» для учителя до тех пор, пока они не будут сформированы .
Личностные
УУД Регулятивные
УУД Познавательные УУД Коммуникативные
УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
4. Слушать и понимать речь других.
5. Работать в паре.
Выводы
Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.