Урок литературного чтения. Спиридон Дмитриевич Дрожжин Родине(1 класс)


Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Цели:
1. Обучающая.
Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине.
Познакомить с творчеством русского поэта С.Д. Дрожжина, раскрыть смысл
стихотворения « Родине», учить анализировать произведение через слова автора,
выразительных средств. Учить чувствовать поэзию слова, выражать свое мнение.
2. Развивающая.
Развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление,
грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом.
3. Воспитательная.
Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине, к
родному краю, бережное к нему отношение

Оборудование:
выставка рисунков детей « Моя малая Родина», презентация к уроку, мультимедийный проектор

Вид урока: изучение нового материала.
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: русский язык, история, музыка, изобразительное искусство
Национальный региональный компонент: природа моей Родины.

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
Вступительное слово учителя, эмоциональный аспект.

2.Речевая разминка.

Пришёл Прокоп-
кипит укроп.
Ушёл Прокоп
кипит укроп.
Прочитайте медленно с «ворчащей» интонацией (ещё: с удивлением, сожалением, вопросительно)


2)Отрабатываем звук Р

Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

- Отчитываем со скоростью

- С логическим ударением

Итог: Всё это нам пригодится сегодня на уроке

Эпиграф - слова К.Ушинского:

“Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши”

- Как думаете, почему?


3. Проверка домашнего задания

-Что было задано на дом?

- О чём оно?

- По каким бы дорогам ты не шёл, везде встречаешь красоту просторы Родины

- Подбери синонимы:

Простор- ( ширь, даль, приволье, раздолье)
Родина- отчизна, отечество

- Красоту родных просторов, ширь отражают и художники в своих картинах и композиторы в своих произведениях

Обращаемся к выставке детских рисунков «Родина бывает разная, но у всех она одна» (дом задание

- В какой стране мы живём? (Россия)

- Как раньше называли Россию? (Русь)

- Какой показывает Никитин Русь в своём стихотворении? Какие чувства возникают при чтении? (восторг, нежность)

-Чтобы передать эти чувства какие средства выразительной речи использует поэт? (тон: нежный ласковый, иногда восторженный; темп: медленный, протяжный- показывающий ширь, просторы; громкость- обычная)

Попробуем используя эти средства передать чувства поэта
Читают 2-3 человека (анализируем)

- Пословицы:

Родина-мать, умей за неё постоять.  Слово не воробей, вылетит- не поймаешь.  Землю красит солнце, а человека труд.
Старый друг лучше новых двух.

- Какая наиболее подходит к стихотворению? Объясни смысл



-Составляем синквейн к словам Родина и мама ( в парах)
Родина мама
Великая, прекрасная, могучая 1. Добрая, нежная, любимая
Заботится, оберегает 2. Заботится, любит
Нет на свете ничего краше, чем Родина наша. 3. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Мама, леса, поля, мир 4. Солнце, любовь, мир

Итог:

Русь-Россию часто сравнивают с матерью. Мы любим маму, относимся к ней нежно с теплотой, с любовью и заботой. Так же и к Родине.

Физминутка.
Вместе дружно надо встать.
Раз, два,три,четыре, пять.
Раз, два,раз, два -
Колыхнули ветви дерева.
Вместе будем приседать.
Раз, два,три,четыре, пять.
Шесть,семь,восемь-
Мысли грустные отбросим.
Девять,десять-
Мы шагаем все на месте.
4. Изучение нового материала.

- Продолжаем работать с произведениями «Поэтической тетради». Сегодня произведение Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»

Биография поэта. ( Рассказывает ученица с ранее подготовленным материалом, рассказ сопровождается слайдами.)

Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 году в семье крепостного, учился у деревенского дьяка ( церковный служитель, пояснить) грамоте « две не полных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в г. Петербург, « в люди». Юному Спиридону было не легко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах. Конечно в этот период жизни, автор особенно понимает, что значит для человека, Родина, как тяжело быть на чужой стороне.
Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет, впервые будет самостоятельно сочинять. В 1873 году в журнале « Грамотей», впервые, появится его публикация. Постепенно начнет знакомится с другими писателями, будет знаком с Толстым, у которого он вызвал большой интерес. Другие писатели были заинтересованы его необычной судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа.

6. Знакомство со стихотворением С.Д. Дрожжина « Родине».
Образ Родины- один из главных в поэзии поэта. С особым чувством автор относится к Родине. Это мы узнаем познакомившись с его стихотворением - Прочти название стихотворения

- Кому, чему посещается?

-Как думаете о чём мог писать поэт ( прём « Предположение» «Корзина идей»)- на листочках

- Я прочту, посмотрим оправдались ли наши предположения?

Чтение учителем (наизусть)

- Так о чём пишет поэт?

7.Работа над произведением

А)Чтение-«разведка» (пометки)

- Прочти отметь непонятные слова, выражения
Молитвенно- когда просим Бога, вскидываем глаза, просим, благодарим за чистое, светлое

Чарующий (простор)- прекрасный, великолепный

Приветных (деревень)- гостеприимные, рады гостям

- Какие чувства испытывает поэт к Родине? (любовь, нежность)

Однокоренные слова к слову Родина- родной. А ведь только родному, близкому человеку можно посвятить сказать нежные строки

- Чтобы передать эти чувства поэт использует поэтические приёмы. Какие? ( эпитет, метафора, гипербола, олицетворение)

- Попробуй найти их в произведении



Б) - Чтобы лучше понять произведение поработаем вместе над содержанием:

1. – Где Родина поэта? ( у берегов Волги)

-Объясни строки «стою недвижим я»

2. - Как представляете «чарующий простор», как бы изобразили красками ( поля, озёра, леса, луга, деревни)

3. –Когда более красивой находит поэт Родину?

- С чем сравнивает приход весны? Почему?

4 . –Чем восхищается поэт?

- А когда труд приносит радость?

- Каким поэт называет труд? Как понимаешь? ( на благо народа, на своё благо)

5. – Что значит грудь наполняется восторгом?

- Когда поэт испытывает наибольший восторг? ( когда наедине)

- Что значит «наедине»

6. –Что слышит поэт? (голос Родины)

- А в чем он проявляется? ( в шелесте)

- А какие ещё голоса у Родины?

7. – А что видит поэт? ( мощь, силу, красоту)?

- В чём? (в силе народа, в его трудолюбии, в готовности защищать Родину)

- Какой называет Родину? ( великой, святой)

- Объясни (необъятная, святая, большая, единственная, неповторимая, дорогая)




В) Работа над средствами выразительной речи

Пробуем передать чувства, настроение поэта

Самостоятельно расставляем ударения, логические паузы, подбираем тон, темп, громкость.



Г) Работа с иллюстрацией стр 134-135

- Кто по вашему изображен? Где?

- Что видит? Что слышит?

- Какие краски использует художник?( теплые, нежные)

Итог:

Поэт использовал тёплые нежные слова о Родине и художник тоже использует нежные, тёплые краски.

- Подпиши словами стихотворения иллюстрацию

8. Сочинение- миниатюра (эссе)


На доске:
Родинадля меня – это..
Анализируем 3-4 работы

9.Итог урока

10.Домашнее задание 1. Читать выразительно стр 133-135
15